Рейдовые мероприятия по охране животного мира на территории Санкт-Петербурга

Незаконная добыча диких животных и незаконное их использование в коммерческих целях, к сожалению, является достаточно распространенным явлением. Несмотря на постоянное ужесточение административного и уголовного законодательства, наличие спроса и постоянное стремление к получению дополнительного дохода толкает людей на нелегальный промысел. Не является исключением для такого рода нарушений и Санкт-Петербург.

Ряд полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира, а также в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основании ст. 6 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» и ч. 1 ст.33 Федерального закона 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом Санкт-Петербурга 18.07.2016 №455-88 «Экологический кодекс Санкт-Петербурга» закреплены полномочия Правительства Санкт-Петербурга в указанных сферах на территории Санкт-Петербурга, также вопросы финансирования расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Санкт-Петербурга указанных полномочий.

«Стреляные» гильзы от гладкоствольного охотничьего оружия, обнаруженные на территории городских лесов и ООПТ Санкт-Петербурга

Органом государственной власти Санкт-Петербурга, на который Правительством Санкт-Петербурга возложено исполнение вышеуказанных полномочий, является Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в соответствии с Положением о комитете, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 №127.

Генеральным планом Санкт-Петербурга, утвержденным законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 №728-99, охотничьи угодья на территории Санкт-Петербурга не предусмотрены. На территории субъекта любительская и промысловая охота не проводится, охотохозяйственные соглашения не заключаются.

Изъятые комитетом из незаконного оборота шкуры диких животных, справа – шкуры кавказской лесной кошки (Felis silvestris caucasica), занесенной в Красную книгу РФ

Федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания и федеральный государственный охотничий надзор, являющиеся видами государственного экологического надзора,на территории Санкт-Петербурга, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также в отношении юридических лиц и и индивидуальных предпринимателей осуществляется комитетом. Указанные полномочия осуществляются на территориях Санкт-Петербурга, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих использование диких животных.

На территории города наблюдается большое разнообразие и количество диких животных, особенно птиц. На всей территории Санкт-Петербурга любительская и промысловая охота запрещена в виду отсутствия охотничьих угодий. Любой человек с расчехленным охотничьим ружьем в полях Санкт-Петербурга автоматически расценивается как браконьер. За правонарушения в области охраны и использования объектов животного мира, а также в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов предусмотрены все существующие виды ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая. За уничтоженные объекты животного мира предусматривается компенсация ущерба.

Обнаруженные в ходе рейдового обследования городских лесов Санкт-Петербурга вышка для отстрела лосей и кормушка (солонец)

С целью выявления и пресечения нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, также соблюдение режима охраны особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга в соответствии с утвержденным планом регулярных обследований (рейдов) территории среды обитания объектов животного мира комитетом проводятся регулярные рейдовые мероприятия (рейдовые осмотры). В числе проводимых рейдов совместные выезды с сотрудниками ГКУ «Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга», Комитетом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленинградской области, органами полиции, прокуратуры, ветеринарной службы.

Плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отнесены к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Проведение рейдовых мероприятий регулируется статьей 13.2 указанного федерального закона, содержащего достаточно общие, а также отсылочные нормы права.

Проведение рейдовых мероприятий в сфере охраны и использования объектов животного мира основывается на плановых (рейдовых) заданиях, порядок оформления и содержание которых, а также порядок оформления результатов установлен приказом Минприроды России от 25.05.2015№237. В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований государственные инспекторы Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) комитета информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, связанным с возникновением угрозы или причинением вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Запрещенные правилами охоты ногозахватывающие капканы для отлова кабанов, найденные при рейдовом обследовании в лесонасаждениях Курортного района Санкт-Петербурга

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку.

Процесс проведения рейдовых мероприятий детально в нормативно-правовых документах, включая и ведомственные приказы Минприроды, не описывается. Соответственно, государственные инспекторы в сфере охраны окружающей среды при проведении рейдовых мероприятий, руководствуясь действующими нормами законодательства в сфере охраны и использования объектов животного мира, соблюдая правила охраны труда, ограничения и запреты, установленные законодательством о государственной гражданской службе, и еще целый ряд общих норм действующего законодательства, относительно самостоятельно выбирают методику и последовательность непосредственного проведения рейдовых мероприятий.

Фактически рейдовые мероприятия позволяют совмещать в себе решение ряда задач, и в зависимости от содержания плановых (рейдовых) заданий различаются способы их проведения и используемые материально-технические средства. Первоочередной задачей любого рейда является получение достоверной информации непосредственно с места проведения обследования, т. е. осуществление своего рода разведки. Причем даже в этом, с виду не сложном деле, применяются различные способы выполнения обследований и осмотров территорий и акваторий, недетализированные руководящими документами по охране и использованию объектов животного мира. К ним относятся непосредственные регулярные обходы и осмотры обследуемых участков, воздушная разведка (патрулирование) местности, в том числе с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), опрос местных жителей, комплексное применение различных материально-технических средств (автомобильного и водного транспорта, биноклей, тепловизора, портативных радиостанций, фотоловушек и др.) и специальных средств (бронежилеты, наручники, резиновые палки и др.).

Актуальность и необходимость применения современных технических средств возрастает с каждым днем: нарушители нередко уже давно имеют в своем вооружении современные образцы техники. В то же время, если рассматривать применяемые браконьерами способы незаконной добычи объектов животного мира, то они, напротив, в основном достаточно консервативны и имеют иногда многовековую историю их применения, причем ряд таких приспособлений запрещен действующим законодательством.

Одним из основных способов выполнения обследований при проведении рейдовых мероприятий является последовательный осмотр местности в определенном районе с целью обнаружения признаков нарушения законодательства об охране животного мира. Непосредственное обнаружение государственным инспектором во
время рейдового обследования готовящегося или совершаемого правонарушения позволяет принять немедленные меры по его пресечению.

Права должностных лиц органов государственного надзора в рассматриваемых сферах установлены Положением о федеральном государственном надзоре в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 №476. В числе указанных прав:
а) проверять у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документы, разрешающие осуществлять виды пользования животным миром, находиться на особо охраняемой природной территории (акватории), а также
разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
б) производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, остановку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добычи объектов животного мира, добытых объектов животного мира и полученной от них продукции, в том числе во время ее транспортировки, в местах складирования и переработки;
в) изымать у нарушителей незаконно добытые объекты животного мира и полученную от них продукцию, оружие и другие орудия добычи объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы с оформлением изъятия в установленном порядке;
г) хранить и носить специальные средства и служебное оружие, а также разрешенные в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие;
д) применять физическую силу, специальные средства, служебное оружие, а также раз решенные в качестве служебного оружия гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.

Должностным лицам органов государственного надзора, являющимся государственными инспекторами по охране окружающей среды, выдаются служебные удостоверения и форменная одежда установленного образца.

Рейд, если проводить аналогию с его военно-прикладным значением, является способом действий, который заключается в ведении разведки, в том числе путем скрытого осмотра одного участка местности за другим в определенном районе или на маршруте движения с целью выявления правонарушителей и сбора разведывательной информации. При проведении рейда основными способами ведения разведки являются поиск и наблюдение с комплексным использованием технических средств разведки группы, а также имеющихся данных (полученная от организаций и граждан информация, сведения из СМИ, данные обследования с летательных аппаратов и др.).

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления государственными инспекторами наиболее часто в качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяют в пределах своих полномочий такие меры, как доставление, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, изъятие вещей и документов. Указанные действия реализуются в соответствии с главой 27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

В случаях противодействия нарушителей законным действиям государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на место совершения правонарушения вызываются сотрудники полиции. В качестве физической поддержки и содействия при проведении комитетом рейдовых мероприятий к проведению рейдов привлекаются общественные инспекторы в области охраны окружающей среды и члены казачьих обществ.

В феврале 2018 года комитетом заключено соглашение о взаимодействии с хуторским казачьим обществом «Хутор Константиновский». В соответствии с указанным соглашением члены казачьего общества взяли на себя обязательство по оказанию содействия комитету в осуществлении природоохранной деятельности на территории Санкт-Петербурга, в том числе в мероприятиях в области охраны объектов животного мира, осуществление которых передано в установленном порядке комитету.

Решение об организации и проведении рейдового обследования (осмотра) принимается и утверждается распоряжением председателя (заместителя председателя) комитета после получения соответствующей информации. Плановое (рейдовое) задание, являющееся неотъемлемым приложением к указанному распоряжению, должно содержать следующие сведения:
а) номер и дату распоряжения председателя (заместителя председателя) комитета об утверждении планового (рейдового) задания;
б) основание проведения планового (рейдового) осмотра, обследования;
в) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, уполномоченных на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования с указанием номера и даты выдачи удостоверения;
г) фамилии, имена, отчества (при наличии) привлекаемых к проведению планового (рейдового) осмотра, обследования экспертов, экспертных организаций с указанием их должности и организации;
В случаях противодействия нарушителей законным действиям государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на место совершения правонарушения вызываются сотрудники полиции.
д) задачи планового (рейдового) осмотра, обследования;
е) сроки проведения планового (рейдового) осмотра, обследования;
ж) перечень мероприятий, проводимых в ходе планового (рейдового) осмотра, обследования;
з) район (маршрут, территория, акватория, транспортное средство) планового (рейдового) осмотра, обследования. В ходе оценки обстановки и планирования работы по проведению мероприятий старший группы изучает всю имеющуюся картографическую и другую информацию о возможных признаках правонарушений и районе предстоящих действий группы и обеспечивает соответствующую подготовку к рейду.

Время проведения и продолжительность действий группы определяется исходя из оценки обстановки (возможностей по выявлению, пресечению и профилактике правонарушений), времени года, состояния погоды и природными условиями, наличием необходимой экипировки, а также другими факторами. Продолжительность рейдов в зимний период в любом случае будет меньше, а в летний период дольше исходя из условий продолжительности светового дня. При наличии условий для полноценного отдыха и восстановления сил (оборудованных баз, пунктов временного размещения и расположения технических средств) продолжительность рейда может составлять до нескольких суток и более. Начало рейда может быть назначено на позднее вечернее время, и рейд может продолжаться весь последующий световой день в случае необходимости вести скрытое наблюдение за определенным участком местности, на котором есть все основания предполагать, что могут происходить нарушения законодательства в области охраны животного мира. Взаимодействие в группе организуется старшим группы между подгруппами, расчетами-тройками, парами и отдельными сотрудниками на этапе переброски, вывода и действий в районе выполнения рейдовых мероприятий. Взаимодействие с сотрудниками иных организаций и представителями общественности и СМИ, участвующими в совместных рейдах, организуется должностным лицом комитета, направляющим рейдовую группу, и обеспечивается старшим группы. При планировании рейда продолжительностью более суток предусматривается возможность пополнения группой запасов материально-технических средств.

Непосредственная подготовка группы к рейду заключается в подготовке личного состава, вооружения и техники к выполнению предстоящей задачи. При выполнении задач в условиях резко меняющейся обстановки, которыми характеризуется рейд, успех действий во многом будет зависеть от профессионализма всего личного состава группы, ее технической оснащенности и всестороннего обеспечения.

Одним из основных мероприятий непосредственной подготовки группы к выполнению поставленных задач является проведение личным составом необходимых подготовительных работ (теоретических и практических) и тренировок. К теоретической подготовке относится изучение оперативной обстановки в районе предстоящих действий, местности в районе предстоящей работы (по картам и аэроснимкам), а также ряд других вопросов. В ходе практической подготовки к проведению рейда отрабатываются:
• сигналы управления и взаимодействия в группе;
• порядок передвижении группы в районе рейда;
• действия группы при ведении рейда наблюдением и поиском;
• порядок применения технических средств разведки;
• действия группы при обнаружении правонарушителей, в том числе и способы проведения задержания нарушителей;
• способы изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения в ходе рейда;
• согласовывается место дальнейшего хранения (содержания) изъятых вещей, в том числе живых диких животных;
• действия, в случае необходимости, в ночное время;
• способы оказания первой медицинской и доврачебной помощи;
• порядок возвращения группы после выполнения рейдовых
мероприятий.

Особое внимание уделяется слаженности группы, особенно если рейд организован с представителями других организаций; проводится подробный инструктаж, особенно в вопросах действий при пресечении правонарушений и применении специальных средств. За новичками обязательно закрепляются опытные специалисты из группы. Перед выездом (выходом) группы на рейдовые мероприятия с ее участниками проводится устный инструктаж. Его проводит начальник профильного отдела или заместитель председателя комитета. Успех и конечный результат работы во многом зависит от качества проведенного инструктажа. Инструктирующий должен:
• подробно ознакомить участников рейда с особенностями обследуемых территорий;
• рассказать о намеченном маршруте, указав при этом начальные и конечные ориентиры маршрута, его дальность и продолжительность;
• ознакомить группу с ее составом;
• ознакомить с техническим оснащением группы;
• информировать членов группы о поступивших сигналах о браконьерстве или возможных нарушениях правил охраны объектов животного мира или признаках, свидетельствующих об имевших место фактах браконьерства.

Уяснив задачу группы и оценив обстановку, определяется, какие материально-технические средства и расходные материалы, средства радиосвязи и другое имущество потребуются группе для качественного выполнения поставленных задач. Исходя из опыта проведения рейдов, группа должна иметь разнообразные технические и специальные средства, обеспечивающие высокую степень ее мобильности, а также возможность успешного проведения пресечения правонарушений в любое время суток.

За 2017 год в результате проведенных контрольно-надзорных мероприятий составлен 21 протокол об административных правонарушениях. Изъяты и переданы в органы полиции одна единица охотничьего огнестрельного оружия и материалы по факту незаконной охоты. Из незаконного пользования Задержание фотографов с совами в центре Санкт-Петербурга за указанный период изъято 29 особей животных.

За 2018 год возбуждено 23 дела об административном правонарушении. В органы полиции передавались материалы по факту незаконной охоты и материалы по факту незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Проведено административное расследование по факту реализации незаконно добытой продукции охоты. Безвозмездно изъяты из незаконного оборота 256 шкур пушных животных, в числе которых были две шкуры кавказской лесной кошки, занесенной в Красную книгу Российской Федерации. Изъято и передано в органы полиции три единицы охотничьего огнестрельного оружия. В результате проведенных мероприятий из незаконного оборота изъято 26 диких животных. Передано материалов в суд – 2. Снято и уничтожено около 2000 м бесхозных рыболовных сетей.

За истекший период 2019 года возбуждено 14 дел об административном правонарушении. В результате проведенных мероприятий из незаконного оборота изъято девять диких животных. Безвозмездно изъяты из незаконного оборота три шкуры бурого медведя. Изъято и передано в органы полиции две единицы охотничьего огнестрельного оружия. Передано материалов в суд – 2. Снято и уничтожено более 3000 м бесхозных рыболовных сетей.

Среди выявленных правонарушений преобладает осуществление неразрешенного вида пользования объектами животного мира, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ

Таким образом, рейдовые мероприятия по охране животного мира на территории Санкт-Петербурга при соответствующей организации и регулярном проведении обеспечивают выявление, профилактику и пресечение правонарушений в одном из важнейших направлений охраны окружающей среды.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *