Михаил Петрович Федоров, доктор технических наук, профессор, академик РАН, президент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
Федоров Михаил Петрович – доктор технических наук, профессор, академик РАН, президент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. За свою жизнь написал более 400 научных трудов, в том числе 23 монографии, 22 учебника и учебных пособия, сделал 12 изобретений, дважды становился лауреатом премии Правительства РФ в области образования и лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга в области технических наук. Охраной окружающей среды Михаил Петрович интересовался со студенческой скамьи. Его многолетние научные исследования функциональных связей между техническим объектом и природной средой, корректирующих обмен энергии, вещества и информации, позволили сформировать новое направление в обосновании и проектировании энергетических объектов – целенаправленное формирование природно-технической системы.
В этом номере журнала «Окружающая среда Санкт-Петербурга» Михаил Петрович Федоров отвечает на вопросы, связанные с актуальной темой «Экология и транспорт».
– Михаил Петрович, областью ваших научных интересов всегда были гидроэнергетика и охрана окружающей среды. Сегодня по статистике наибольшее негативное воздействие на природную обстановку оказывает транспорт. Без него не обойтись, но и с ним уже никак. Согласны?
– Согласен. В XXI веке удельный вес всех вредоносных транспортных выбросов в окружающую среду достигает предельного уровня. Он уже превысил аналогичные показатели в энергетике, металлургии, газовой и многих других отраслях промышленности. Транспортная проблема воздействия на окружающую среду в городах действительно стала номером один. Выбросы от сгорания топлива и логистика управления транспортными отходами, парковки, грязные дороги и, как следствие, пыль, шум, утилизация транспортных средств и ряд
других проблем очень сильно влияют на окружающую среду. Все это требует поиска скорейшего решения.
– Какие решения этих проблем видите вы? Как снизить негативное влияние транспорта? Как облегчить дыхание горожан?
– Комплексное решение проблем – это оптимальный путь. Например, комплекс защитных сооружений от наводнений. Все считают, что этот проект был создан как защитный барьер. На самом деле его эффективность – это еще и создание транспортного кольца вокруг Санкт-Петербурга. Это пример правильного решения сразу двух экологических задач: вывод транспорта за черту города и защита от наводнений. Если говорить о будущих проектах – надо начинать с комплексных проектов, которые решают сразу несколько экологических задач. Комплексное решение можно разбить на ряд моментов: нормативно-правовое значение транспортных схем, новые технологии, социальные вопросы и экономические. Если мы охватим все четыре направления, то можно считать, что мы решим задачу комплексно.
– Какие проекты, на ваш взгляд, могут способствовать улучшению экологической обстановки?
– Вынос транспорта за пределы города – направление транзитного потока, минуя исторический центр города. Принцип формирования природно-технических систем, то есть мы должны находить такие решения, которые позволили бы нам иметь экономическое и транспортное развитие, но при этом мы должны жертвовать или большими инвестициями, или экономическими показателями, или, например, ухудшением экологической обстановки в том месте, где будет проложена трасса. Необходимо создание второго кольца. Какие проблемы решает это кольцо? Во-первых, направление транзита из города. Во-вторых, построена новая магистраль Москва – Санкт-Петербург. Получается, направлен большой грузопоток в сторону Петербурга, и он упирается в город. КАД не справится с таким транзитом.
Надо создать условия, чтобы рассредоточить транспортный круг вокруг города. Чем дальше мы относим трассы от города, тем меньше ущерб природной среде, но более дорогой проект. Сохранение среды обитания, которую мы систематически нарушаем, требует дополнительных капиталовложений и инвестиций. Созданием второго транспортного кольца решается задача транспорта, минимизация воздействия на окружающую среду и решается проблема переправы через Неву и другие реки, которые впадают в Ладожское озеро.
Еще один эффективный, на мой взгляд, проект – перераспределение деловых центров. Так получилось, что в Санкт-Петербурге деловая активность сосредоточена в историческом центре, и это надо менять. Третий момент – это создание крупных торговых центров на периферии города.
– Это делается для того, чтобы транспортный поток вывести из центра города?
– Если у вас есть какой-то большой торговый центр в городе, то к нему нужны подъезды, парковки. Плюс ко всему – это загрязнение воздуха и т. д. Если мы это выносим за черту города, то некоторых отрицательных факторов можно избежать. Это уже делается, и это правильная европейская система. Причем за границей торговые центры (аутлеты) вынесены далеко от городов.
– Насколько вам кажутся эти планы реалистичными в ближайшем будущем?
– Важно вовремя встать на эту тропу. Сейчас нужно в плане развития города создавать экономические и технологические механизмы для развития бизнеса на переферии. В частности, автомобильные производства у нас сейчас находятся на границе города, а надо бы уходить дальше.
– Еще один важный момент, о котором вы сказали в самом начале разговора, – загрязнение от выхлопных газов. Как решить эту проблему в условиях современного мира?
– Это так. Большинство современных автомобилей «питается» бензином. Только представьте: одна тонна горючего в процессе сгорания
выделяет до нескольких сот килограммов вредных веществ, но хуже всего, если двигатель – на этилированном бензине. В этом случае в воздух будет попадать свинец, который загрязняет почву. Взаимосвязь такова: опасный металл оказывается в земле, затем аккумулируется в растениях, далее отправляется в организм животного или человека. Постепенно накапливаясь в клетках, он может стать причиной тяжелых болезней, включая онкологию. Впрочем, одним свинцом дело не ограничивается. Автомобили «выкидывают» в воздух вредоносные химические вещества и соединения, такие как оксиды азота, формальдегид, бензол, сажа, бензопирен и многие другие.
Вы знаете, что сейчас норма для топлива – евро 4, а в ближайшем будущем, наверное, перейдет на евро 5 и евро 6.
– Возможно ли снизить количество автомобилей в городе, работающих на бензине?
– Необходимо внедрять новые транспортные технологии, которые уменьшают загрязнение окружающей среды от магистралей. Например, перевод общественного транспорта на электротягу. Он уже частично сделан. Есть троллейбусы, которые в центре города идут с дугами, а когда выходят из города, то передвигаются на дизеле, но в этом направлении нужно работать и охватывать большую территорию.
Совершенно не развивается велотранспорт, при том, что Петербург имеет хорошие условия. У нас равнинный город, и поэтому можно пересаживать молодое население на велосипеды. Чище едешь – дальше будешь. Сейчас в городе не хватает велодорожек, но важно поставить задачу, а потом уже искать оптимальные варианты.
– Что вы скажете по поводу будущего электромобилей? Известно, что их продажи растут во всем мире, но по-прежнему одной из проблем является отсутствие зарядной инфрастуктуры.
– Мы с одной японской компанией открыли на территории университета электрозаправку. Организовали рекламную кампанию по внедрению электромобилей. Целью было подтолкнуть жителей города к данному виду транспорта. Это пока первые шаги – познакомить потребителей с возможностями автопроизводителей. В Петербурге огромное количество грузовиков, которые ездят по центру города и развозят продукты. Вот их можно переводить на электротягу, как мне кажется. У маршруток свои определенные маршруты, которые можно подстроить под заправки. Ну а если создать правильные условия, то и жители города начнут пересаживаться на электромобили.
– Как вы считаете, есть ли будущее у водородной энергетики?
– Различных топливных технологий много, в том числе и водородная энергетика. Что это такое? Есть топливный элемент. Водород получается из биогаза. Он разлагает метан на водород, кислород и воду. Создается разность потенциалов, переходящая в электрическую энергию, но это пока дорогая технология.
– У вас в университете есть проекты улучшения технологии с точки зрения транспорта?
– Да, но наши студенты применили еще одну технологию. В качестве топлива для гоночного автомобиля и катера они использовали солнечную энергию. У нас есть несколько мобильных солнечных установок, разрабатываемых студентами, и мы их неоднократно представляли на различных выставках.
– Подводя итоги, давайте обобщим, какие первоочередные действия необходимы Петербургу для улучшения экологической обстановки в городе?
– Во-первых, начать применять менее загрязняющее атмосферу топливо, при этом цена должна быть доступной. Во-вторых, построить кольцевые дороги, а затем вывести предприятия, деловые и торговые центры за пределы города, внедрить электромобили в качестве общественного транспорта, посадить вдоль трасс деревья для аккумуляции выбросов газов, на участках с большим транспортным движением установить шумопоглощающие заграждения.
Впрочем, и обычным гражданам по силам снизить вредоносное воздействие автомобилей. Один из наиболее эффективных вариантов – в будние дни пересесть с собственных машин на вело- или городской транспорт. Так, начиная с 2008 года, акция «День без автомобилей» стала традиционной для России. Большинство сознательных граждан 22 сентября отказываются от поездок на «железном коне»
и перемещаются любыми другими способами. Почему бы не продолжить такую практику и в другие дни? Ведь только совместные усилия городских властей и жителей могут привести к ощутимым результатам.
Создать комментарий