Система экологической безопасности Санкт-Петербурга

Е.В. Волокитина

Согласно федеральному закону «Об охране окружающей среды» под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

Обеспечение экологической безопасности является одной из основных задач, решение которых направлено на достижение стратегических целей экологической политики Санкт-Петербурга, задекларированной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.06.2013 №400 «Об экологической политике Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Это обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение естественных экологических систем и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализация права каждого человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение экологической безопасности города.

Разделом 6 постановления определено, что решение задачи обеспечения экологической безопасности включает в себя систему действий по предотвращению возникновения и развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе отдаленных. Обеспечение экологической безопасности предусматривает обеспечение радиационной и химической безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, предупреждение и ликвидацию разливов нефти и нефтепродуктов, предупреждение экологических и иных рисков, обусловленных климатическими изменениями.

Система экологической безопасности Санкт-Петербурга выстроена на принципах тесного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, органов местного управления, частных и государственных организаций, государственных корпораций, а также общественных объединений, некоммерческих организаций и граждан.

В пределах своих полномочий вопросы обеспечения экологической безопасности в Санкт-Петербурге решаются:

1. На федеральном уровне
1.1. Северо-Западным межрегиональным управлением Росприроднадзора;
1.2. Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов;
1.3. Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу;
1.4. Северо-Европейским межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора;
1.5. Северо-Западным управлением Ростехнадзора;1.6. Департаментом Росгидромета по Северо-Западному федеральному округу;
1.7. Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу;
1.8. Управлением Роспотребнадзора по Северо-Западному федеральному округу;
1.9. Главным Управлением МЧС России по г. Санкт-Петербургу;
1.10. Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга;
1.11. Командованием Западного военного округа Минобороны России.
1.12. Иными федеральными органами исполнительной власти.
2. На региональном уровне
2.1. Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности;
2.2. Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга;
2.3. Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга;
2.4. Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
2.5. Управлением ветеринарии Санкт-Петербурга;
2.6. Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга;
2.7. Администрациями районов Санкт-Петербурга;
2.8. Иными региональными органами исполнительной власти.
3. На местном уровне – внутригородскими муниципальными образованиями Санкт-Петербурга.
4. На уровне государственных предприятий и учреждений – предприятиями и учреждениями, подведомственными перечисленным федеральным и региональным органам исполнительной власти, в том числе наиболее крупные: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», СПб ГУП «Экострой», ГУП «Пиларн», СПб ГКУ «Ленводхоз», ФБУ «Балтводхоз», ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и др.
5. На уровне государственных корпораций – территориальными подразделениями ГК «Росатом», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «РусГидро», ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической безопасности» и др.
6. На уровне общественных объединений, некоммерческих организаций и граждан – значительным количеством экологически ориентированных объединений, общественными инспекторами и гражданами, небезразличными к состоянию окружающей среды.

 

Как видно из такого обширного, но далеко не полного перечня организаций, объединений и граждан, в той или иной степени участвующих в вопросах формирования экологической политики города или в ее непосредственной реализации, система обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга сложна и многолинейна. Общегородским координационным центром системы экологической безопасности в нашем городе является отдел дежурной службы администрации губернатора Санкт-Петербурга, в котором консолидируются сообщения обо всех происшествиях в городе, в том числе экологических.

Ликвидация обширного ртутного загрязнения контейнерной площадки (СПб ГУП «Экострой»)

Систему обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга можно рассматривать не только с точки зрения направлений и задач, ею решаемых, но и с точки зрения сроков их решения. В этом смысле можно выделить два направления – долгосрочные вопросы, выражающиеся, прежде всего, в определении политики действий органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды в целом, и обеспечение экологической безопасности в частности, направленные на решение задачи предотвращения возникновения аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций экологического характера, а также плановое решение таких вопросов и непосредственное осуществление мер по обеспечению экологической безопасности при возникновении аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций.

 

По первому направлению в области обеспечения экологической безопасности на постоянной основе осуществляются:
• проведение учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти), составление радиационно-гигиенического паспорта Санкт-Петербурга;
• инвентаризация предприятий, использующих в своей деятельности аварийно-химические опасные вещества, включая овощные базы, располагающие значительными запасами аммиака, и подготовка предложений по их выводу за пределы селитебной зоны;
• радиационное обследование территории общего пользования и объектов социальной сферы с незамедлительной дезактивацией выявленных источников загрязнения;
• инвентаризация гидротехнических сооружений, находящихся на территории Санкт-Петербурга, в пределах компетенции исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
• составление деклараций безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, в том числе при разработке необходимой проектной документации на гидротехнические сооружения в соответствии с действующим законодательством;
• предупреждение возникновения аварийных ситуаций на бесхозяйных гидротехнических сооружениях и их оформление в собственность Санкт-Петербурга с последующей передачей эксплуатирующей организации;
• капитальный ремонт, реконструкция и обслуживание гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга;
• развитие и модернизация сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций экологического характера, внедрение наилучших из доступных технологий для их ликвидации;
• совершенствование планирования операций по ликвидации аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций экологического характера, включая проведение ежегодных учений в целях отработки взаимодействия городских аварийных служб, организаций и населения;
• совершенствование единой системы оповещения и реагирования при ликвидации аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций экологического характера;
• разработка климатической стратегии Санкт-Петербурга;
• разработка и реализация мер по адаптации к изменениям климата, включая учет фактора изменения климата в программах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
• разработка и внедрение системы предупреждения экологических и иных рисков, обусловленных климатическими изменениями;
• обеспечение эффективной системы защиты территории Санкт-Петербурга от опасных погодно-климатических явлений, включающей мелиоративные системы, гидротехнические сооружения, осуществление берегоукрепительных работ, принятие мер по предотвращению негативного воздействия вод и другое;
• паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений на территории Санкт-Петербурга;
• непрерывная эксплуатация государственных мелиоративных систем Санкт-Петербурга, включая предотвращение возникновения аварийных ситуаций и осуществление текущего ремонта объектов государственных мелиоративных систем Санкт-Петербурга;
• проведение дноочистных работ на водных объектах города и др.

Контроль распространения загрязнения с воздуха, оперативные работы
по ликвидации загрязнения (ГУП «Пиларн»)

Для решения задач по второму направлению (обеспечение экологической безопасности  при возникновении аварий, происшествий и чрезвычайных ситуаций) при Комитете по природопользованию функционирует круглосуточная Мобильная экологическая дежурная служба (417-59-36), являющаяся координационным центром по вопросам охраны окружающей среды в целом. При этом непосредственной ликвидацией аварий занимаются круглосуточные экологические аварийные службы подведомственных Комитету по природопользованию предприятий ГУП «Пиларн» и СПб ГУП «Экострой». С марта 2020 года на базе ГГУП «СФ «Минерал» также в круглосуточном режиме функционирует дежурная служба по контролю состояния атмосферного воздуха.

Основным направлением деятельности аварийной службы ГУП «Пиларн» является предупреждение и ликвидация разливов нефтепродуктов на акватории водных объектов Санкт-Петербурга, СПб ГУП «Экострой» – предупреждение радиоактивных и химических загрязнений территории Санкт-Петербурга, включая загрязнения нефтепродуктами и ртутью.

В завершение приведу статистику работы аварийных служб за 2019 год.

В экологическую аварийную службу СПб ГУП «Экострой» поступило 9587 обращений граждан по вопросам обеспечения экологической безопасности. Всего экологической аварийной службой выполнено 1738 выездов по аварийным ситуациям и плановым обследованиям после ликвидации аварийных ситуаций на городской территории, при этом было вывезено на утилизацию 25,265 кг металлической ртути, 70344 кг нефтесодержащих отходов (при ликвидации разливов нефтепродуктов на территории), 212262,71 кг прочих химических отходов, 496 ед. ртутьсодержащих термометров, 8409 ед. люминесцентных источников света, два ртутьсодержащих прибора, на временное контролируемое хранение – 0,225905 м³ твердых радиоактивных отходов.

Экологической аварийной службой ГУП «Пиларн» осуществлено 329 выходов для ликвидации нефтеразливов на акватории водных объектов Санкт-Петербурга, при этом собрано 55,2 т нефтеводяной смеси.

Как видно из приведенной в статье информации, система обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга охватывает весь возможный спектр вопросов, связанных с обеспечением экологического благополучия жителей города, а также окружающей нас природной среды. Благодаря тесному взаимодействию органов власти, организаций и небезразличных жителей в Санкт-Петербурге удается предотвратить значительное количество происшествий, могущих оказать негативное влияние на окружающую среду, а оперативное
реагирование дежурных и аварийных служб на все же возникшие аварийные ситуации приводит к минимизации их последствий.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *