О Северо-Западном межрегиональном управлении Росприроднадзора

Информация и фото предоставлены пресс-службой Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора

В октябре 2019 года Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу реорганизован в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, к которому присоединены Новгородская, Псковская и Калининградская области.

При осуществлении федерального экологического надзора на 2020 год был сформирован план проведения надзорных мероприятий. Однако в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуацией управлением скорректировано проведение плановых проверок.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №483 от 03.04.2020 в плане проведения проверок остались только объекты высокого и чрезвычайно высокого риска.  Кроме того, из плана исключены субъекты малого и среднего предпринимательства.

Данные изменения не скажутся на обеспечении конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Управление по-прежнему оперативно реагирует на обращения граждан о возможных нарушениях природоохранного законодательства. Также применяются и превентивные меры с целью недопущения совершения правонарушений. В частности, ведомство использует такую меру, как вынесение предостережений в адрес юридических лиц о недопустимости нарушения требований действующего законодательства. С начала года вынесено полсотни предостережений. Таким образом, удается предотвратить совершение правонарушения, сработать на упреждение.

Если же говорить про иные направления работы, то мы продолжаем оказывать государственные услуги природопользователям. Управлением осуществляется проведение лицензионных проверок соискателей лицензии на деятельность по обращению с отходами. По поручению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования организуется проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня.

В апреле 2020 года вступил в законную силу административный регламент предоставления государственной услуги по государственному учету объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Документом регламентирован порядок осуществления процедуры постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному экологическому надзору. Природопользователи могут ознакомиться с перечнем документов, которые необходимы для получения государственной услуги, способом их получения, порядком предоставления, составом, последовательностью и сроками, в которые государственная услуга должна быть оказана.

Для нас актуальным и важным направлением остается реализация федерального проекта «Чистая страна». Если мы обратимся к паспорту проекта «Чистая страна» нацпроекта «Экология», то первое, на что обращает внимание программа, – уменьшить экологический ущерб, связанный с захоронением твердых бытовых отходов, снизить экологические риски, связанные с объектами накопленного вреда окружающей среде, а также создать интерактивную информационную систему, которая обеспечит выявление и ликвидацию несанкционированных свалок мусора на основании сообщений граждан и общественных организаций. Срок реализации проекта – январь 2017-го – 2025 год (включительно). В перечень мероприятий до конца 2019 года были включены 48 объектов негативного воздействия в 12 субъектах РФ.

Создан проектный офис проекта. Субъекты РФ могут направлять заявки на участие в проекте на основании критериев и порядка отбора объектов по включению в федеральный проект «Чистая страна» и в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (ГРОНВОС). В рамках реализации проекта «Чистая страна» в реестр внесены по одному объекту в Ленинградской, Новгородской и Калининградской областях и два объекта в Псковской области.

Несанкционированная свалка отходов на Малой Балканской, 55, ликвидированная по требованию Росприроднадзора

При осуществлении федерального экологического надзора сталкиваемся с типичными для регионов проблемами, среди которых нарушение требований при обращении с отходами, неэффективные очистные сооружения, недостаточная очистка сточных вод или сброс стоков без очистки, выбросы в атмосферный воздух. Но есть и специфические проблемы. Например, в Калининградской области это незаконная добыча янтаря, а в Петербурге – отсрочка перехода на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (отсюда невозможность согласно действующему законодательству располагать объекты размещения отходов в границах города. Таким образом, нагрузка ложится на соседний субъект – Ленинградскую область).

Для вовлечения отходов в переработку ежегодно, начиная с 2018 года, вступает постепенный запрет захоронения видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Первые ограничения были введены с января 2018 года, когда стало запрещено захоранивать 67 видов отходов, среди которых преимущественно металлы. С января 2019 года перечень пополнился на 42 вида: это использованные книги, журналы, брошюры, проспекты, каталоги; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходы газет, бумажных этикеток и т. п. Также в перечне присутствуют шины автомобильные, отходы полиэтиленовой тары, различные виды тары стеклянной, тара из разнородных полимерных материалов.

С января 2021 года вступит в силу запрет на захоронение новых видов отходов, среди которых преимущественно оргтехника и элементы, ее составляющие. Данные меры направлены на стимулирование предприятий вовлекать отходы, содержащие полезные фракции, в переработку. Кроме того, с предприятиями, занимающимися утилизацией, можно ознакомиться, воспользовавшись Единой государственной информационной системой учета отходов от использования товаров (https://uoit.fsrpn.ru/). Передача отходов на переработку позволяет снижать негативное воздействие на окружающую среду и перейти от размещения отходов на полигонах к максимальной утилизации.

Следует подчеркнуть, что в послании Президента РФ Федеральному Собранию прозвучало, что с 2021 года производители товаров и упаковки будут нести расходы за утилизацию. Также говорилось и о сортировке.

Рейд с инспекторами ДПС по пресечению безлицензионного транспортирования отходов

Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора не может участвовать в мероприятиях по инициированию строительства мусороперерабатывающих заводов – это прерогатива субъектов. Однако территориальные органы Росприроднадзора по поручению центрального аппарата службы могут организовать проведение государственной экологической экспертизы предполагаемого объекта, и экспертная комиссия из числа научной общественности вынесет решение на основании изучения проекта о соответствии/несоответствии объекта требованиям, предъявляемым к охране окружающей среды.

Одно из приоритетных направлений деятельности Северо-Западного межрегионального управления на предстоящий период – продолжение курса по осуществлению предупредительного надзора, чтобы снизить нагрузку на бизнес, одновременно обеспечивая право граждан на благоприятную окружающую среду. Будем работать на упреждение: профилактическая работа в части разъяснения законодательства и информирование о типичных нарушениях. И, конечно же, работа с обращениями граждан. Необходимо реагировать на все сигналы и в случае, если факты нарушений подтвердятся, принимать меры к нарушителям с тем, чтобы они устраняли нарушения. Сил и средств у нас, как у органа, осуществляющего федеральный экологический надзор, достаточно.

Управление нацелено и на взаимодействие с общественными организациями и объединениями, пополнение рядов общественных экологических инспекторов. Так, эффективное взаимодействие в плане выявления и пресечения экологических нарушений сложилось с региональным отделением ОНФ. На протяжении нескольких лет его эксперты участвуют в рейдовых проверках, информируют о возможных нарушениях природоохранного законодательства. Практически вся информация, поступающая от активистов, подтверждается в результате надзорных мероприятий. Кроме того, с 2018 года при управлении действуют общественные экологические инспекторы, чью работу высоко оцениваем не только мы, но и депутатский корпус. Так, в октябре 2019 года два наших общественных инспектора получили благодарственные письма из рук депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Надежды Геннадьевны Тихоновой.

Отдельное внимание уделяем воспитанию подрастающего поколения и формированию экологической культуры. В общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях детям надо рассказывать о том, что хорошо для природы, а что губительно на нее воздействует. В форме игры, поучительных рассказов и т. п. Но школа и детский сад – это не единственные участники данного процесса. В семье детям тоже нужно объяснять, что плохо, а что хорошо.

Самое элементарное, что ребенку в детстве говорят: нельзя выбрасывать фантик от конфеты где вздумается, его нужно донести до урны. Об этом, кстати, рассказывают и герои детских фильмов, которые направляют свои работы на Всероссийский экологический кинофестиваль «Меридиан надежды», учрежденный в 2011 году Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и петербургскими кинематографистами. На протяжении нескольких лет проводим отдельные дни детского экологического кино. И ребята с удовольствием смотрят фильмы, которые поступают на «Меридиан надежды» практически из всех регионов нашей страны.

 

На фото: Руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Козьминых Михаил Юрьевич

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *