Во имя жизни, во имя города

Информация и фото предоставлены ГУП «Водоканал» Санкт-Петербурга

Работники Водоканала Санкт-Петербурга чтут память о тех, кто трудился в годы войны и блокады, день за днем приближая Победу и помогая городу выстоять. Они не позволили врагу вывести из строя водопроводные и канализационные сети.

К 1941 году Ленинград снабжали водой три водопроводные станции: Главная, Южная и Петроградская, а канализационная сеть состояла из 1580 общесплавных выпусков. Именно эти объекты с первых дней войны подвергались постоянным атакам немецкой авиации и артиллерии. За период 1941–1943 годов от фугасных авиабомб и снарядов водопроводные сооружения города получили 1354 повреждения, канализационные – 273.

Установка водопроводной колонки на Лиговский улице. Апрель 1942 года

Борьба за бесперебойное водоснабжение блокированного города продолжалась непрерывно. Благодаря самоотверженному труду работников станций вода (за исключением 36 часов 25–26 января 1942 года) подавалась в городскую сеть бесперебойно, хотя и в минимальных количествах. В первую очередь снабжались военные предприятия, фабрики, заводы. Также было установлено свыше 4630 водоразборных колонок, из которых ленинградцы брали воду, и организованы пожарные водоемы для тушения огня.

Главная водопроводная станция в то время была самой мощной станцией, поэтому стала главной мишенью для вражеской авиации и дальнобойной артиллерии. Охрана этого стратегического объекта не прекращалась даже при артобстрелах. Во время бомбежек дежурный продолжал нести вахту в будке, стены которой были сделаны из танковой брони. Для наблюдения за станцией оставались только узкие щели. Как и другие стратегические объекты, ГВС тщательно маскировали, создавая видимость жилого квартала с помощью декораций и маскировочных сеток, заказанных в театральных мастерских. Их перекрашивали трижды в год, чтобы соответствовать сезону, но резкий поворот русла Невы в этом месте замаскировать невозможно, и, ориентируясь на него, немцы бомбили участок постоянно.

«Остановленное время». Мемориальный комплекс, посвященный памяти
погибших сотрудников Водоканала

Взрывами были разрушены два резервуара чистой воды и электроподстанция, во всех цехах были выбиты окна и двери. Не осталось ни одной стены, не поврежденной осколками, вся территория была залита водой. Основной задачей стало спасение сооружения от затопления. Люди ходили в ледяной воде под непрекращающийся вой бомб, озаренные блеском пожаров в темноте, и искали поврежденные участки, закрывали десятки задвижек. Работавшие с предельным напряжением люди видели, как под ударом бомбы рассыпался жилой дом по улице Слуцкого, 45, в котором находились их квартиры, их родные и близкие.

Крупные разрушения сетей произошли 5 октября 1941 года около дома №56 по улице Воинова (ныне Шпалерная улица, 56, территория Информационно-образовательного центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»). Пока шли работы по восстановлению станции, работали земснаряды – небольшие суда, на которых находились резервные насосы. Через хлораторные установки они подавали воду непосредственно в городскую сеть.

На Главной водопроводной станции издавались рукописные газеты «Боевой листок» и «Огородник». Весной 1942 года на станции были разбиты огороды. Выращенные здесь картофель, капусту, свеклу отправляли в столовую станции.

13 декабря 1943 года станция отметила 80-летие. В суровых военных условиях к юбилейной дате станция перевыполнила план по подаче воды, обеспечив при этом серьезную экономию топлива и электроэнергии.

Работники Центральной водопроводной станции. Уникальное архивное фото (ориентировочно 1941–1942 годы)

Петроградская водопроводная станция подавала воду из Большой Невки в береговой колодец по одной самотечной линии. В ноябре 1941 года при налете вражеской авиации от прямого попадания фугасных авиабомб пострадали очистные сооружения, были выведены из строя два отстойника и разрушены вспомогательные устройства: желоба, соединительные магистральные трубопроводы.

В январе 1942 года станция работала с перерывами из-за перебоя в подаче электроэнергии и отсутствия топлива.

Южная водопроводная станция находилась на переднем крае обороны – всего в 10 км от линии фронта. К началу войны станция считалась самой современной в Ленинграде и была рассчитана на работу в условиях регулярного электроснабжения. Осенью и зимой 1941 года начались перебои в подаче электроэнергии – отключения доходили до 20 раз в сутки. Из-за частых неожиданных остановок станции на водопроводной сети южной части города постоянно происходили гидравлические удары. Крупные аварии на сети из-за этого в конце января и в начале марта 1942 года практически оставили без воды Московский и Кировский районы. Только в апреле удалось отрегулировать энергорежим, и станция стала работать стабильно.

Бронированная будка для укрытия дежурного во время обстрела территории станции, 1942–1944 годы

Несмотря на тяжелейшие условия работы и количество рабочих, оставшихся на станции к январю 1942 года (а это человек двести, в основном женщины), станция добилась выполнения установленного для нее плана на 117%. Работали, выдерживая стандарт качества воды и соблюдая график работы. Особенно крупные разрушения возникли после артиллерийского обстрела 14 мая 1943 года: были выведены из строя два горизонтальных отстойника, разрушены несколько фильтров, а также повреждены вспомогательные коммуникации трубопроводов, частично повреждена кирпичная стенка насосной станции 2-го подъема. Все восстановительные работы по ликвидации разрушений станции были завершены в 1944 году, когда прекратились налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы.

В условиях города-фронта важнейшей задачей было не допустить распространения эпидемий. Вся вода, которая поступала в городскую сеть, проходила фильтрацию и обеззараживание и соответствовала санитарным стандартам. Качество воды контролировалось не только на станциях, но и в городской сети – ежедневно брали пробы воды в 40 точках.

Для обеззараживания воды в период блокады использовался хлор (единственно возможный на тот период способ обработки). Баллоны с хлором, которые использовали на Главной водопроводной станции, хранились в Неве: их притапливали у берега и сверху покрывали деревянным настилом, чтобы свести к минимуму риск заражения территории в случае артобстрела. Один из таких баллонов представлен в исторической экспозиции Экспозиционно-выставочного комплекса «Вселенная Воды» – он был поднят со дна Невы в 2004 году при реконструкции набережной Робеспьера. Жидкий хлор поступал нерегулярно и в крайне небольших количествах. Хлорирование производилось в основном хлорной известью. Хлорная известь, жидкий хлор и аммиак доставлялись по Дороге жизни.

Во время блокады от бомбежек, обстрелов и голода погибло 882 работника Водоканала. В 2003 году у здания IV машинного отделения Главной водопроводной станции был открыт Мемориальный комплекс в память о героическом труде водоканальцев, погибших в годы Великой Отечественной войны и блокады.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *