Изменение климата и национальные интересы РФ

А.А. Романовская¹, д-р биол. наук, член-корр. РАН, директор Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля (ИГКЭ)

Причины изменения климата, его тенденции и последствия на территории России достаточно хорошо изучены в настоящее время. Беспрецедентная скорость современного изменения климата, обусловленная антропогенными эмиссиями основных парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива и изменений в землепользовании, является отличительной особенностью от всех предыдущих изменений в климатической системе Земли, которые происходили в течение 10–100 тыс. лет¹. Данные изотопного анализа атмосферного углекислого газа однозначно свидетельствуют об антропогенном источнике его поступления в результате сжигания ископаемых видов топлива, что также подтверждается балансовыми оценками потоков парниковых газов между поверхностью Земли и атмосферой. Уровень атмосферных концентраций основных парниковых газов продолжает расти и в 2020 году, несмотря на некоторое сокращение роста антропогенных выбросов в результате локдауна COVID-19.

Изменение климата имеет ярко выраженные региональные проявления. Согласно данным ФГБУ «ИГКЭ» средняя скорость роста среднегодовой температуры воздуха на территории России в 1976–2019 годах 0,47 °С/10 лет. Это более чем в два с половиной раза больше скорости роста глобальной температуры за тот же период: 0,18 °С/10 лет¹. В Арктическом регионе скорость роста температуры превышает глобальную более чем в четыре раза. Последствия текущего изменения климата наблюдаются также в быстром сокращении ледового покрова Арктики, росте толщины сезонно-талого слоя вечной мерзлоты, уменьшении продолжительности залегания снежного покрова на территории РФ и в других индикаторах. В целом по России годовое количество осадков увеличивается (2,2% нормы за 10 лет) главным образом за счет осадков весеннего сезона: 5,7% нормы за 10 лет. Однако зимой и летом на обширных территориях наблюдается их убывание, особенно в земледельческих регионах страны². По данным Росгидромета также наблюдается увеличение числа опасных метеорологических явлений, в том числе повлекших за собой социальный и экономический ущерб (по данным ФГБУ «ВНИИГМИ-МЦД»). Однако следует отметить отсутствие статистически значимого растущего тренда по числу опасных явлений после 2009 года.

Рост засушливости центральных и южных регионов европейской части РФ является одним из самых опасных последствий для Российской Федерации.

Возникшую угрозу национальной продовольственной безопасности не удастся решить широко тиражируемым мнением о продвижении пахотных земель на север, учитывая малоплодородные и заболоченные почвы, увеличивающуюся экстремальность климата и возможность резких заморозков, а также отсутствие развитой сельскохозяйственной инфраструктуры в северных регионах. Решение проблемы продовольственной безопасности в РФ является приоритетным по сравнению с последствиями более глубокого протаивания многолетнемерзлых грунтов.

Тренд национальных выбросов парниковых газов РФ с учетом вклада поглощения землепользования, изменений в землепользовании и лесном хозяйстве
Ист.: Национальный доклад о кадастре выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, 2020

В ряде документов концептуального и стратегического характера в Российской Федерации отмечены риски последствий изменения климата для населения и социально-экономического развития страны: Климатическая доктрина Российской Федерации (2009), Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (2017), Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (2019).

На международном уровне усилия мирового сообщества по борьбе с глобальным изменением климата консолидированы под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН, 1992) и принятыми в ее рамках Киотским протоколом (1997) и Парижским соглашением (2015). Следует отметить, что несмотря на предпринимаемые усилия замедлить глобальное изменение климата пока не удается.

Российская Федерация приняла Парижское соглашение в 2019 году³, в конце 2019 года утвержден Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года⁴, и 4 ноября 2020 года вышел Указ Президента РФ №666 «О сокращении выбросов парниковых газов» в рамках реализации Парижского соглашения. Однако принимаемые Россией меры в борьбе с изменением климата нельзя отнести к достаточным.

Так, установленная цель по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году «до 70% относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем и при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации» по сути представляет возможность их наращивания, учитывая, что, согласно данным Национального кадастра антропогенных выбросов источниками и абсорбции поглотителями парниковых газов РФ (2020), в 2018 году общие выбросы парниковых газов в России уже были на уровне 52,4% относительно 1990 года (с учетом выбросов и поглощений парниковых газов в секторе землепользования, изменения в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ))⁵.

После 2009 года в России наблюдается практически ежегодное увеличение выбросов парниковых газов (с учетом поглощения в секторе ЗИЗЛХ), которое составляет около +2,4% в год. В последние два года совокупные выбросы увеличиваются со скоростью более 4% в год. Скорость роста выбросов соотносительна росту ВВП, а снижение энергоемкости экономики практически остановилось⁶. По мнению автора, принятая Россией цель не вносит вклада в замедление изменения климата и не соответствует национальным социально-экономическим интересам нашей страны.

В 2020 году были подведены некоторые плачевные итоги минувшего десятилетия:
• госпрограмма по повышению энергоэффективности к 2020 году не выполнена (вместо увеличения энергоэффективности на 40% отчитались лишь о 12%), при этом программа предусматривала сокращение годового выброса парниковых газов к 2021 году на 409 млн т СО2 экв. (25% текущих выбросов парниковых газов в стране);
• программа по модернизации буксует (в том числе за счет внедрения в справочники НДТ завышенных показателей выбросов по ряду загрязняющих веществ), мусорная реформа не выполняется;
• планы по диверсификации экономики и сокращению зависимости от ископаемого топлива воплотить в жизнь не удалось (по данным Росстата, в период с 2010-го до 2018 года доля добычи нефти и газа в индексе промышленного производства увеличилась с 34,3% до 38,9%).

Насколько наша экономика зависима от углеводородов, наглядно показало падение мировых цен на нефть 9 марта т. г. после разрыва сделки ОПЕК+ и последовавшее за этим резкое снижение курса рубля и акций многих российских компаний. В долгосрочной перспективе снижение спроса на ископаемое топливо в результате трансформации мировой экономики в сторону низкоуглеродного развития неизбежно приведет к постоянному снижению уровня доходов и жизни россиян, если заблаговременно не будут приняты соответствующие меры по диверсификации.

Основная особенность Парижского соглашения – самостоятельность в определении национальной цели по сокращению выбросов, в выборе мер для достижения этой цели и их контроля. Можно двигаться к намеченным в соглашении глобальным целям (а их там три: ограничение роста глобальной приземной температуры не более 1,5–2,0 °С, наращивание адаптационных мероприятий и развитие при низком уровне выбросов парниковых газов, а также перераспределение финансовых потоков в сторону низкоуглеродного развития) в соответствии со своими приоритетами, своими скоростями перехода и с учетом национальных особенностей. Таким образом, Парижское соглашение – это «инструмент», который Россия может использовать по своему усмотрению и в своих интересах, а не «обязательство», как было в случае с Киотским протоколом.

В таком случае ликвидация технологического отставания, рост энергоэффективности, модернизация производств, диверсификация экономики, вопросы продовольственной безопасности, сохранение лесных экосистем от пожаров, сокращение выбросов загрязняющих веществ и др. – реализация всех этих разрозненных приоритетов устойчивого развития РФ может быть дополнительно усилена под зонтиком имплементации Парижского соглашения в стране. Уровень годовых антропогенных выбросов и поглощений парниковых газов будет являться индикатором эффективности этих мер. Однозначная ситуация взаимовыгодных решений в рамках обеспечения долговременного устойчивого развития России.

Отсутствие адекватных стимулов по сокращению выбросов парниковых газов не только не позволит реализовать значительный потенциал имеющихся в стране мер по сокращению выбросов и обеспечению устойчивого развития страны в долговременной перспективе, но и усугубит проблемы технологического отставания.

При отсутствии реальных сокращений выбросов парниковых газов после 2020 года Россия может быть не допущена к торговле на международном углеродном рынке в рамках статьи 6 Парижского соглашения, учитывая, что углеродный рынок поддерживается должным уровнем цен на углерод, который, в свою очередь, обеспечивается сопоставимым уровнем амбициозности заявленных странами целей по сокращению выбросов. Ошибочно также и представление о возможности учета поглощения в российских лесах и иных экосистемах в рамках формирующейся в ЕС системы углеродного трансграничного налога. Данная инициатива ЕС направлена исключительно на учет собственного углеродного следа экспортируемой в ЕС продукции на уровне конкретного предприятия, который не может компенсироваться поглощением на национальном уровне.

России необходимо продемонстрировать четкую политическую волю и выбрать курс на реальное участие в мировой климатической повестке. Именно такой курс позволит нам занять действительно лидерские позиции и поможет лучше подготовить нашу промышленность к неизбежной модернизации на  средства, которые иначе будут изъяты Европой в качестве пошлин.


¹В заметке представлено личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Росгидромета.
²Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2019 год. – Москва, 2020. – 97 стр.
³Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2019 г. №1228 2 «О принятии Парижского соглашения».
⁴Распоряжение Правительства РФ от  25 декабря 2019 г. №3183-р.
⁵ ttp://www.igce.ru/performance/publishing/reports/ или https://unfccc.int/documents/226417
⁶Порфирьев Б., Широв А., Колпаков А. Климат для людей, а не люди для климата. 2020. «Эксперт» №31-34 (1172).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *