Реки и каналы Петербурга

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Реки и каналы являются, без преувеличения, лицом Санкт-Петербурга: виды и панорамы города, памятники архитектуры лучше всего воспринимаются именно с воды.

Творческая мысль основателя нашего города видела в Санкт-Петербурге
гораздо большее количество водных артерий, нежели их существует сейчас. Каналы были необходимы для осушения территории строящейся «на болоте» новой столицы, обеспечения ее населения водой, в том числе питьевой, водными путями сообщения. Часть каналов, утратив
свое первоначальное значение, была засыпана в связи с интенсивным строительным освоением территории города, развитием его инфраструктуры, а часть так и осталась в проекте.

Например, современные улицы, проспекты и линии Васильевского острова – это бывшие просеки в лесу, на месте которых, согласно проекту планировки и застройки города, разработанному Доменико Трезини в 1716 году, должны были располагаться каналы.

Однако запланированные каналы оказались слишком узки для прохода морских судов, а вода в них, в силу малой скорости течений, застаивалась. В связи с этим строительство таких каналов было прекращено, едва успев начаться. Те каналы, которые уже были сооружены, были засыпаны в 1767 году по указу Екатерины II.

Не менее интересна судьба Лиговского канала, сооруженного в 1718-1721 годах для питания фонтанов Летнего сада. Изначально канал имел длину в 23 км, начинался от речки Лиги (ныне река Дудергофка) и тянулся до бассейна-водохранилища, располагавшегося на углу улицы Некрасова и Греческого проспекта, откуда вода по трубам подавалась в Летний сад.

Кстати, именно поэтому с 1739 до 1918 года улица Некрасова называлась Бассейной.

После наводнения 10 сентября 1777 года — третьего по величине за историю Санкт-Петербурга – Лиговский канал утратил свое первоначальное значение. В XIX-XX вв. ряд участков его русла ыл засыпан. Так, на месте части старого русла Лиговского канала в настоящее время проходит Лиговский проспект. Современная длина Лиговского канала, вытекающего из реки Дудергофки
и впадающего в реку Красненькую, составляет всего 13 км.

Аналогичную историю имеет и Адмиралтейский канал, сооруженный в 1717 году для оборонительных целей, а после завершения Северной войны используемый для транспортировки леса из складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства.

Со временем канал начал мелеть, загрязняться нечистотами. И в 1842 году по указу Николая I Адмиралтейский канал был ликвидирован, а в 1845 году на его месте был разбит Конногвардейский бульвар, получивший свое название от расположенных рядом казарм Конногвардейского полка.

Кстати, даже канал Грибоедова едва не пополнил перечень засыпанных каналов: в XIX веке обсуждался проект создания на месте водотока нового бульвара, который, к счастью, не был реализован. Между прочим, канал Грибоедова рукотворен не в полной мере: ранее на его месте протекала Глухая речка, она же Кривуша, которая, после дноуглубления
и устройства набережной в 1764-1790 годах, стала Екатерининским каналом, переименованным в 1923 году в канал Грибоедова.

Можно долго перечислять утраченные каналы. Помимо уже перечисленных,
это и Введенский канал, прорытый в начале XIX, соединявший реку Фонтанку
с Обводным каналом (засыпан в 1960-х годах), и Красный канал, прорытый в начале XVIII века, соединявший реку Мойку с Большой Невой (засыпан при строительстве Мраморного дворца), и многие другие. Показателен тот факт, что длительное время в дельте Невы располагался 101 остров, сейчас же, вследствие утраты ряда водотоков, количество островов сократилось до 42. В настоящее время около 4,7% территории города представляет собой так называемую погребенную гидросеть (утраченные водотоки, засыпанные болота, намывные территории).

При этом, например, в Василеостровском районе погребенная гидросеть занимает 48% территории. Наличие погребенной гидросети необходимо учитывать при изысканиях, последующем проектировании и строительстве зданий, строений, сооружений, как с точки зрения возможных подтоплений, так и с точки зрения особенностей грунтов, в том числе прочностных.

Стоит отметить и обратный аспект: одни каналы утрачиваются, другие, напротив, создаются. Так, в 1970-х годах был создан Дудергофский канал, в 1980-х, в целях предотвращения подтопления территории аэропорта «Пулково», — Нагорный канал.

Не менее интересно и настоящее петербургских каналов. В целях улучшения их экологического состояния, увеличения рекреационного потенциала и привлекательности для отдыха граждан, Комитетом по природопользованию реализуется значительный комплекс водохозяйственных мероприятий, включая дноочистительные работы, уборку водных акваторий
от наплавных загрязнений и мусора, кошение водной растительности.

Ведется активная работа, в том числе профилактическая, с лицами, использующими водные объекты для различных, предусмотренных законом, целей, направленная на обеспечение соблюдения требований
водного законодательства. При этом необходимо учитывать, что при решении водохозяйственных задач не существует типовых решений, учитывать необходимо всю совокупность факторов в комплексе, руководствуясь принципом «не навреди».

В связи с этим любые решения по вмешательству в водную экосистему в современных условиях должны быть тщательно выверены, подкреплены необходимыми наблюдениями и исследованиями, экспертными оценками.

(c) автор Михаил Страхов, первый заместитель председателя Комитета по природопользованию

 

#экологическаястолица #рекииканалы #петербург #нева

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст