О специфике надзорной деятельности Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора

Козьминых Михаил Юрьевич, руководитель Северо-Западного межрегионального управления Роспотребнадзора

В октябре 2022 года исполнилось три года с момента реорганизации Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора. Об особенностях контрольно-надзорной деятельности, этапах становления ведомства рассказывает руководитель Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора Михаил Козьминых.

– Михаил Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о становлении Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора.

– Осенью 2019 года ранее действовавший Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу реорганизован в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора. Кроме Петербурга и Ленинградской области, к управлению присоединены Псковская, Новгородская и Калининградская область. Нам пришлось разбираться со спецификой экологического надзора этих территорий. С Ленинградской областью и Петербургом мы были знакомы очень хорошо, а вот что в Новгороде или Калининграде актуально из экологических проблем – с этим нужно было детально разбираться.

Лично посетил территории, которые к нам присоединились. Познакомился с коллективом. Обсудили, как будем работать. Выслушал пожелания и предложения коллег. Начал разбираться со спецификой надзорной деятельности добавившихся регионов. Если, например, в том же Новгороде или Пскове сельское хозяйство развито, то, как следствие, имеются проблемы с животноводческими комплексами и обращением с отходами животноводства, а вот, например, в Калининграде проблемы и с очистными сооружениями, и с объектами размещения отходов.

Я же юрист по второму образованию, и мне очень интересно буквально в деталях разбираться в каждом вопросе. Вот, например, с государственной экологической экспертизой, хоть мы ее и не проводим сами, то есть наши сотрудники не смотрят документы, как эксперты. Мы только организуем процесс, а с документами работают эксперты из науки и профильные специалисты. Но я должен знать, что это за экспертиза, какие недостатки нашли в документах, почему отрицательное или положительное заключение выносим, и вникаю в каждый вопрос: от комплектности документов до, например, правильности расчетов по проекту.

– На что чаще всего жалуются петербуржцы и жители Санкт-Петербурга?

– Если говорить о надзоре, то проблемы все те же. Неочищенные стоки, свалки, ну а в этом году добавилось огромное количество обращений по воздуху. Жители разных районов города с регулярной периодичностью жалуются на запахи. Кто-то чувствует, что пахнет горелым, а кто-то пишет, что приторно-сладковатый запах. Многие жители видят трубу. Из нее идет дым. И именно эту трубу расценивают, как потенциальный источник запахов. Но, получив такое обращение, нам нужно провести проверку. Мы не можем, основываясь только на факте наличия трубы, сделать вывод, что нарушает такое-то юридическое лицо.

Мы, как федеральный орган надзора, проверяем подконтрольные нам предприятия. Но для того чтобы выйти на проверку, необходимо согласовать ее с органами прокуратуры. Но в условиях действия постановления Правительства РФ №336 об особенностях контрольно-надзорной деятельности в 2022 году необходимо сначала доказать, что есть угроза жизни и здоровью граждан, и только после этого нам, возможно, согласуют проверку. Пока получим согласование, выйдем с отбором проб, о котором должны уведомить предприятие, проходит время.

Следует подчеркнуть: в действующем законодательстве нет норматива по дурно пахнущим веществам. Что это значит? Если плохо пахнет, а превышений по загрязняющим веществам нет, то привлечь лицо к административной ответственности или запретить выброс нельзя. И вторая сторона проблемы. Есть такие ситуации, когда жилая застройка настолько близко подбирается к промышленным предприятиям, которые существовали десятилетиями, а потом буквально в 100 м от промплощадки появился жилой дом, и как снежный ком проблемы копятся. Собственники квартир недовольны таким соседством. Их понять можно. Но что же делать предприятиям? Но не во всех ситуациях так происходит. Есть и откровенные нарушители природоохранного законодательства.

– Есть ли какая-то закономерность по обращениям?

– Я бы выделил сезонность проблем. Летом, например, основная нагрузка на инспекторов, осуществляющих водный надзор. К сбросам неочищенных стоков добавляются еще и преграждение доступа к воде, свалки в водоохранной зоне, незаконное пользование водным объектом. Ну и, конечно, пятна нефтепродуктов на крупных водных артериях города в период навигации. Если говорить о предприятиях, которые вносят основной вклад в загрязнение водных объектов, то это объекты, осуществляющие водоотведение. Отсутствие очистных, высокий износ сооружений и механизмов приводят к невозможности соблюдения предприятиями установленных нормативов сброса загрязняющих веществ.

Еще в этом году заметили, что летом очень много было сигналов о встрече людей с дикими животными. Мы, например, делали памятки о том, что делать, если встретили в лесу змею или медведя. К нам даже поступали обращения такого содержания: собирали ягоды в лесу, услышали рев, увидели медведя – и просят посодействовать в регулировании численности медведя. Это не наши полномочия. Мы перенаправили обращение в субъект. С наступлением зимы, если она выдастся снежной, ожидаем жалобы на сброс снега на ледовую поверхность водоемов, а также обеспокоены возможным применением противогололедных реактивов. Ведь в Петербурге стоки с улично-дорожной сети практически без очистки в водные объекты поступают, а с применением реагентов для борьбы со снегом велика вероятность поступления через ливневые стоки загрязнений в реки и каналы города.

– Михаил Юрьевич, вы плавно перешли к вопросу диких животных. Летом наделала много шума история со змеями в петербургском метро. Что может сказать Росприроднадзор?

– Существует перечень животных, запрещенных к содержанию в условиях неволи. В этом перечне есть рыси, лисицы, удавы, а также многие другие животные, среди которых есть и экзотические. Но все животные, приобретенные до 1 января 2020 года, могут при соблюдении условий содержания находиться у своих хозяев. Эта норма закона важна. Ведь мы знаем немало случаев, когда диких животных приобрели ради забавы. Милый львенок или крокодильчик пожил в городской квартире, с ним наигрались и выбросили или начали пристраивать в добрые руки. Это же ужасно. Так не должно быть.

По недавней истории с удавом. На видео, попавшем в социальные сети, удав обвивал поручни подвижного состава. Государственные инспекторы изучили видео. Удалось установить личность владельца животного, а также адрес проживания. Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора внесло предостережение этому петербуржцу, который прокатился в вагоне подземки с удавом без специальной переноски. По закону об ответственном обращении с животными гражданину предложено принять меры, направленные на содержание удава в соответствии с действующими требованиями. Если предостережение не будет исполнено, а действия гражданина приведут к гибели или причинению вреда животному, управление инициирует направление материалов в правоохранительные органы для проверки.

После внесения предостережения этот же молодой человек взял с собой в метро уже маисового полоза. Вид не содержится в перечне запрещенных, кроме того, не ядовит. По этой ситуации запросили позицию Зоологического института РАН. Получили ответ, что вид не включен в списки охраняемых. Он отсутствует в Красной книге РФ или же в международных договорах, подписанных РФ. В то же время присутствие змеи на территории метрополитена должно регулироваться положениями и нормативными документами организации. Демонстрация змей в общественном месте при отсутствии необходимых для этого экзотического вида условий может негативно сказаться на состоянии пресмыкающегося.

Мы еще раз призываем граждан сознательно подходить к выбору домашних животных. Ознакомиться с перечнем животных, запрещенных к содержанию в условиях неволи, чтобы не возникало таких случае, когда змея уползает к соседям, и те, испугавшись, убивают ее, как это было месяц назад на Васильевском острове.

– Отходы – всегда горячая тема. На сайте Change. org размещена петиция за отмену строительства мусороперерабатывающего завода в Невской Дубровке. Напуганные граждане собирают подписи. Уже набралось почти 1,5 тыс. подписей. Что по этому поводу скажет управление?

– Я бы отметил, что сейчас жители и Петербурга, и Ленинградской области обеспокоены территориальными схемами по обращению с отходами, а точнее предполагаемыми местами размещения мусороперерабатывающих, мусоросортировочных комплексов. У нас много жалоб подобного характера: остановите строительство, запретите. Но это вне наших полномочий и компетенции. Мы в этом вопросе не участвуем до тех пор, пока конкретный проект не пройдет общественные обсуждения, а нам из федеральной службы не поступит поручение об организации государственной экологической экспертизы проекта. Только после этого будет сформирована экспертная комиссия, которая будет смотреть соответствие проектной документации требованиям законодательства. Что касается, например, выделения участков под намечаемое строительство, определение конкретных зон – это не наша компетенция, а субъекта. Мы даже территориальные схемы не согласовываем.

– Есть ли у вас помощники?

– Помощники – в первую очередь граждане, которые сигнализируют о проблеме. Есть ситуации, в которых без их помощи не обойтись, особенно когда речь идет о какой-то аварийной или нештатной ситуации. Часто получаем информацию о природоохранном нарушении из социальных сетей, в которых очевидцы активно делятся фотографиями и видео нарушений. Правда, иногда тяжело определить, где выполнен снимок или видео, особенно когда снимают только трубу и нет никакой привязки к местности, если мы говорим про тот же сброс.

Но у нас есть и общественные помощники, имеющие статус общественных инспекторов по охране окружающей среды. И такие вот инспекторы на общественных началах нам помогают в нашей работе. Часто выезжают с нами в рейды или направляют обоснованную информацию о нарушениях с приложением фото- и видеоматериалов, а также точным описанием места, где нарушение было зафиксировано. Кроме общественных инспекторов по охране окружающей среды есть и общественные инспекторы по охране животных – по Петербургу действуют 35 таких зооинспекторов.

Уточним одно важное обстоятельство. Если общественные инспекторы по охране окружающей среды перед получением удостоверения проходят собеседование и представляют документы об образовании, то с зооинспекторами такого требования нет. И видим мы кандидатов в зооинспекторы в лучшем случае два раза. В первый раз – при подаче заявления и второй – при выдаче самого удостоверения. И в этой связи есть некоторые опасения: как бы не было злоупотреблений и превышения полномочий.

– Что скажете про коллектив?

– Коллектив у нас хороший. Много молодых специалистов, которых мы с удовольствием принимаем на работу. Есть и опытные сотрудники, которые делом всей своей жизни выбрали охрану природы. И у нас действует институт наставничества. Не бросаем новичков, всегда подсказываем и поддерживаем. Важно, чтобы был рядом человек, с которым можно посоветоваться, проконсультироваться. У нас эта система работает, и работает очень хорошо. Еще мы активно сотрудничаем с вузами и принимаем на практику студентов, многие из которых по завершении обучения приходят к нам на работу.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *