Управление Роспотребнадзора: от царских времен до современности

Санитарные и противоэпидемические мероприятия проводились в Санкт-Петербурге с первых лет его основания. В 1718 году Петром I была организована медицинская канцелярия, издан ряд указов по охране здоровья населения, а в 1732 году в городе уже имелся административный орган по ведению медицинского дела – физикат. В его обязанности входил надзор за санитарным состоянием и эпидемиологической обстановкой в Северной столице.

В начале правления Екатерины II в 1763 году Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию. Она состояла из двух департаментов: коллегии «докторского и лекарского искусства» и экономической канцелярии. Главной задачей Медицинской коллегии стала организация медицинской помощи населению.

В 1768 году по инициативе Екатерины II впервые было проведено первое в истории России прививание от оспы. По приглашению президента Медицинской коллегии А.И. Черкасова в страну приехал английский врач Димздаль. Оспопрививание состоялось при императорском дворе: оспа была привита императрице и наследнику престола князю Павлу Петровичу. В том же году в Петербурге был учрежден Оспопрививательный дом, переданный в 1763 году в ведение местного приказа общественного призрения. Во время правления Екатерины II на Аптекарском острове был создан целый комплекс медицинских учреждений, там же возникло первое в России предприятие по производству хирургических инструментов.

С конца XVIII столетия врачебно-санитарное дело находилось под управлением департамента Министерства полиции, переданного в 1826 году Министерству внутренних дел. Санитарный надзор выполнялся государственными служащими – полицейскими врачами. Работа их регламентировалась «Уставом военным», который определял направления санитарного надзора (например, наблюдение за чистотой на улицах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здравия», участие в обсуждении устройства новых фабрик, заводов, контроль за рабочими помещениями и жильем рабочих). С 1861 года инструкция по составлению актов освидетельствования съестных припасов и напитков установила и надзор за состоянием здоровья рабочих в части заразных болезней. Журнал «Архив судебной медицины и общественной гигиены» помогал Петербургу узнавать о достижениях и направлениях санитарного дела, дабы не отставать от других цивилизованных городов.

В 1867 году создается городская исполнительная санитарная комиссия с функциями проведения противоэпидемических мероприятий и ведения санитарной статистики инфекционных заболеваний. В ее состав вошли санитарные врачи. В 1886 году город был разделен на санитарные округа, каждый из которых находился в ведении «окружного санитарного попечителя». В 1891 году открывается первая городская санитарно-гигиеническая лаборатория, в 1902-м создается санитарно-эпидемиологическое бюро, а в 1914-м на санитарную службу возлагаются функции надзора.

В 1917 году создается центральное городское дезинфекционное учреждение. Днем рождения Государственной санитарно-эпидемиологической службы принято считать 15 сентября 1922 года, когда Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан декрет «О санитарных органах Республики», определивший их задачи, структуру, права и обязанности. Однако санитарная служба России сформировалась задолго до этой даты и продолжает развиваться согласно научно-техническому прогрессу по сей день.

В 1950 году создается Ленинградская городская санитарно-эпидемиологическая станция на базе противоэпидемического управления Ленгорздравотдела и назначается первый главный государственный санитарный врач, в 1958-м – санитарно-карантинный пункт в аэропорту Ленинграда. В 1991 году санитарно-эпидемиологические станции переименовываются в центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В 2004 году началась реформа федеральных органов исполнительной власти, которая затронула и систему Госсанэпиднадзора, и 1 марта 2005 года во исполнение указа Президента РФ от 09.03.2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создается Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Помимо надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия, новая федеральная служба приняла на себя еще и функции надзора в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.

За короткое время с момента реформы федеральных органов исполнительной власти (2005–2010 годы) была проведена значительная работа в сфере законодательного обеспечения полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Органы и организации Роспотребнадзора активно участвовали в осуществлении мероприятий, направленных на реализацию Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, которая определяла основные направления деятельности в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и качества питания населения Российской Федерации.

Значительный ущерб человечеству нанесла лихорадка Эбола, в 2014 году получившая статус эпидемии. Российская Федерация одной из первых активно включилась в международную повестку по разработке стратегии противодействия эпидемии: за организацию противоэпидемических мероприятий и диагностики лихорадки в Гвинее взялась специализированная бригада Роспотребнадзора, в составе которой был ФБУН «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Пастера» Роспотребнадзора. Благодаря оперативной и слаженной работе в 2019 году эпидемия была полностью ликвидирована.

За пять лет сотрудничества Роспотребнадзора и Гвинеи в республике был открыт российско-гвинейский научно-исследовательский центр эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней, сформирована современная лабораторная база, проведено более 20 обучающих курсов, где квалификацию повысили более 800 представителей местных медицинских, ветеринарных и научно-исследовательских учреждений. На базе лабораторий центра в сутки проводится до 500 исследований по диагностике всех особо опасных инфекционных заболеваний.

Особенностью 2020–2021 годов во всем мире стало появление новой коронавирусной инфекции COVID-19 с высоким уровнем заболеваемости и быстрым распространением, что потребовало от службы Роспотребнадзора оперативных и кардинальных мер и решений. Введение ограничительных мероприятий оказало влияние и на снижение заболеваемости ряда традиционных инфекций.

Одной из важнейших целей в деятельности службы Роспотребнадзора являются обеспечение стабильной эпидемической ситуации и предупреждение распространения инфекционных болезней. Для реализации этой цели выполняются следующие задачи:

• обеспечение оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера;

• проведение системного эпидемиологического мониторинга ситуации по актуальным инфекциям с целью оперативного противоэпидемического реагирования на любые изменения в эпидемиологической обстановке;

• принятие дополнительных мер в целях достижения охвата прививками населения Санкт-Петербурга на основе национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

• участие в мониторинге циркуляции возбудителей инфекционных болезней среди населения, а также в объектах окружающей среды;

• предупреждение возникновения и своевременная локализация очагов с групповыми заболеваниями.

Деятельность Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу направлена, прежде всего, на достижение национальных целей развития Российской Федерации, а также целей, основных задач и приоритетов, утвержденных Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации. Они включают обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и строятся в соответствии с основными направлениями деятельности и задачами, определенными:

• планами деятельности Роспотребнадзора по реализации документов стратегического планирования, содержащих систему долгосрочных приоритетов, целей и задач;

• основными направлениями деятельности Роспотребнадзора, его территориальных органов и организаций;

• складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановкой и ситуацией по защите прав потребителей.

За последние пять лет деятельность Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности по реализации документов стратегического планирования, содержащих систему долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на обеспечение устойчивой и эффективной системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологического благополучия населения Санкт-Петербурга.

Управление практикует проведение разъяснительной работы среди предпринимательского сообщества через семинары, проводимые совместно с Советом по предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга в районных администрациях, горячую линию для предпринимателей по телефонам, информирование об основных требованиях и результатах контрольно-надзорных мероприятий через сайт, а также проведение дней открытых дверей и публичных слушаний результатов правоприменительной практики.

Существующая система социально-гигиенического мониторинга позволила управлению осуществлять динамическое наблюдение за состоянием здоровья населения, факторами среды обитания, определять основные тенденции и прогнозировать изменения санитарно-эпидемиологической обстановки.

В сфере санитарного надзора

Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу совместно с аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в целях оценки факторов внешней среды проводит социально-гигиенический мониторинг, в том числе соответствия качества питьевой воды, атмосферного воздуха, воды водных объектов, используемых в рекреационных целях, и воды централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, почвы, уровней шума по гигиеническим нормативам. Также силами отдела санитарного надзора управления осуществляется контроль за качеством и безопасностью пищевой и непищевой продукции на территории Санкт-Петербурга, а также продукции, ввозимой на территорию города из иных субъектов РФ и государств.

Одними из приоритетных задач отдела санитарного надзора управления являются обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия среди детей и подростков, профилактика детской и подростковой заболеваемости, безопасность факторов учебно-воспитательной среды образовательных организаций, летних оздоровительных организаций, контроль за организацией здорового рационального питания детей в организованных детских коллективах. В рамках реализации федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» проводятся исследования по оценке фактического питания детей в школах, а также внедрение обучающих просветительских программ по здоровому питанию для различных групп населения.

В рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны труда устанавливаются причины и условия профессиональных заболеваний, проводятся расследования острых и хронических профессиональных заболеваний, обусловленных влиянием вредных производственных факторов. В рамках надзора за условиями труда осуществляется оценка соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям рабочих мест, трудовых процессов, технологического оборудования, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, режима труда и отдыха работников.

Управление ведет контроль за соблюдением требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения организациями, осуществляющими медицинскую деятельность. В рамках оказания государственных услуг оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на отдельные виды деятельности, в том числе фармацевтическую и медицинскую деятельность; образовательную деятельность, в том числе по организации детского оздоровительного отдыха; деятельность по обращению с отходами.

В рамках оказания государственных услуг также оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на соответствие либо несоответствие проектной документации санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; рассматриваются проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; проекты организации и обоснования размера санитарно-защитных зон; проекты нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользования; проекты размещения передающих радиотехнических объектов; проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях.

В сфере защиты прав потребителей

Свои полномочия в сфере защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу реализует, руководствуясь Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. №1837-р, план мероприятий по реализации которой был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 г. №481-р.

Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу инициирован ряд мероприятий по поддержке потребителей и потребительского рынка, подвергшегося новым угрозам в условиях распространения коронавирусной инфекции:

• регулярные выездные консультации граждан совместно с представителями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» по всем интересующим граждан вопросам в многофункциональных центрах (МФЦ) города;

• регулярные выездные консультации по вопросам защиты прав потребителей совместно с представителями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» в крупных торговых центрах;

• изданы и распространены в торговых организациях, фитнес-клубах, лечебных учреждениях, школах и высших учебных заведениях информационные памятки, посвященные вопросам защиты прав потребителей в разных сферах.

С 2005 года Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу широко практикуется судебная защита прав граждан: подано 1216 исковых заявлений в суд по различным сферам деятельности, в том числе 894 – в защиту неопределенного круга потребителей, 321 – в защиту конкретных потребителей; дано 2679 заключений по делам о защите интересов потребителей. Сумма присужденных потребителям денежных средств составила более 226 млн рублей.

Для реализации права потребителей на получение консультационной помощи функционирует «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП) (http://zpp. rospotrebnadzor.ru/). На ГИР ЗПП каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.

Управление Роспотребнадзора выполняло важнейшую задачу по обеспечению противоэпидемических мер и обеспечению защиты здоровья граждан и гостей при проведении ПМЭФ в 2021 году. Это было первое подобное мероприятие мирового масштаба, проведенное в пандемию новой коронавирусной инфекции. В 2022 году управление участвовало в проведении юбилейного, XXV ПМЭФ, его полноценном функционировании несмотря на проведение также в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. По результатам выполнения поставленных задач сотрудники управления были награждены благодарственными письмами.

Незаменимый вклад управления был осуществлен в организацию самого главного праздника выпускников – «Алые паруса», в ряд спортивных мероприятий международного уровня, проведенных в городе на Неве (чемпионат мира по футболу FIFA в 2018 году и Евро-2020 в 2021-м.

Управление неоднократно принимало участие в организации в части обеспечения защиты здоровья участников и гостей Невского экологического конгресса, проводимого на берегах Невы с 2008 года, а также такого масштабного мероприятия, как Арктический форум, впервые проведенного в Санкт-Петербурге в 2017 году.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс