О деятельности Невско-Ладожского бассейнового водного управления

Казьмина Марина Викторовна, и.о. руководителя Невско-Ладожского бассейнового водного управления

История Невско-Ладожского бассейнового водного управления берет свое начало с 22 апреля 1960 года, когда Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР» было принято решение об организации специальных органов по использованию и охране поверхностных и подземных водных ресурсов и инспекций по бассейнам основных рек (водоемов).

В 1962 году в Ленинграде была образована Северо-Западная бассейновая инспекция по использованию и охране водных ресурсов Госводхоза РСФСР. В 1973 году инспекция была преобразована в управление, а затем после еще ряда реорганизаций в 1999 году за управлением закрепилось название, которое используется до настоящего времени – Невско-Ладожское бассейновое водное управление. Несомненно, и деятельность управления менялась из года в год.

О том, чем же сейчас занимается организация и какие функции выполняет, рассказала исполняющая обязанности руководителя управления Марина Викторовна Казьмина.

– Расскажите, чем занимается управление и какие функции выполняет.

– Действительно, с реорганизациями изменялось не только название, но и выполняемые функции. Так, в 2004 году после изменения структуры федеральных органов исполнительной власти и образования Федерального агентства водных ресурсов, территориальным органом которого стало управление, от него ушли все функции по контролю и надзору в области водных отношений, а в 2007 году, с вступлением в силу нового Водного кодекса Российской Федерации, – и функции по осуществлению государственной водохозяйственной экспертизы. В настоящее время основными функциями, осуществляемыми управлением, являются предоставление государственных услуг и управление федеральным имуществом в сфере водных отношений в рамках полномочий, определенных Положением о Невско-Ладожском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов.

Государственные услуги включают в себя предоставление прав пользования водными объектами на основании договоров и решений, выдача разрешения на создание искусственного земельного участка, утверждение нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, предоставление сведений из государственного водного реестра и копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр. И если первые две услуги касаются ограниченного числа водных объектов (Балтийское и Белое моря и их части, а также ряд водоемов, установленный распоряжением Правительства РФ), то две другие распространяются на все водные объекты, расположенные в зоне деятельности управления, а это шесть субъектов Российской Федерации.

– Кто угодно к вам может обратиться по вопросу предоставления государственных услуг?

– Да. Физические и юридические лица имеют возможность получить ту или иную услугу. Главное правильно заполнить утвержденную форму заявления и приложить к нему требуемый в соответствии с законодательством комплект документов, так как предоставление каждой государственной услуги строго регламентировано как в части порядка подачи документов на получение государственной услуги, так и в части приема и рассмотрения документов, а также принятия соответствующего решения о результате предоставления услуги.

Все услуги предоставляются бесплатно, кроме предоставления копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр. Стоимость этой услуги определена постановлением Правительства РФ и составляет 50 рублей за один лист формата А4. Заявление и необходимые документы на получение государственной услуги можно принести лично, направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный отдел водных ресурсов Невско-Ладожского БВУ, отправить посредством информационных систем, например через сайт госуслуг (в этом случае документы подписываются электронной подписью уполномоченного лица в соответствии с действующим законодательством).

Особо востребована государственная услуга по предоставлению сведений из государственного водного реестра. Информация о водных объектах необходима и для подготовки документов на получение права пользования водным объектом, и для проектирования каких-либо объектов строительства, реконструкции и т. п. При этом в управление и его территориальные отделы поступает много обращений с просьбой найти водные объекты на прилагаемых к обращениям схемах и предоставить их характеристики.

В связи с этим хочется обратить внимание всех заявителей, что в полномочия Невско-Ладожского БВУ входит именно предоставление сведений из государственного водного реестра о конкретном водном объекте по перечню форм, указанном в заявлении, а не поиск каких-либо водных объектов на местности. Если в государственном водном реестре есть сведения о запрашиваемом водном объекте, то мы их предоставляем, если нет, то выдаем мотивированный отказ.

Хочу отметить, что сведения о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, вносятся в Государственный водный реестр Федеральным агентством водных ресурсов по представлению Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по мере их изученности. Невско-Ладожское БВУ в соответствии с полномочиями, как территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов, вносит сведения только о водных объектах, находящихся в собственности субъекта РФ и в муниципальной собственности, по представлению соответствующих уполномоченных органов субъекта РФ или органов местного самоуправления.

В настоящее время в отношении водных объектов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также в отношении Балтийского моря в государственный водный реестр внесены сведения о береговых линиях (границах водных объектов), о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, о зонах затопления, о предоставленном праве пользования водными объектами и ряд других данных. Государственный водный реестр постоянно пополняется в порядке и в сроки, установленные законодательством.

Кроме предоставления государственных услуг Невско-Ладожское БВУ осуществляет регистрацию в государственном водном реестре договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключаемых и принимаемых не только управлением, но и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким уполномоченным органом на территории Санкт-Петербурга является Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Ежегодно управление осуществляет сбор и анализ сведений об использовании воды по форме статистической отчетности 2-ТП (водхоз), которую представляют водопользователи, осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов и сброс сточных вод в водные объекты, а также сбор статистической информации по форме 2-ОС о водохозяйственных и водоохранных работах на водных объектах, осуществляемых юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями.

Еще одним направлением деятельности управления является организация мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, которые расположены на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, и мероприятий по охране водных объектов в соответствии с перечнем водоемов, утвержденным распоряжением Правительства РФ, морей и их частей. Данные мероприятия планируются в соответствии со Схемами комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО), которые были разработаны в соответствии с Водным кодексом РФ по основным водным бассейнам и утверждены Невско-Ладожским БВУ.

К территории Санкт-Петербурга имеют прямое отношение СКИОВО бассейна реки Невы, СКИОВО бассейна рек и озер Финского залива от границы с Финляндской Республикой до северной границы бассейна реки Невы, СКИОВО бассейна реки Луга и рек бассейна Финского залива от северной границы бассейна реки Луги до южной границы бассейна реки Невы. Реализация мероприятий возложена Федеральным агентством водных ресурсов на Федеральное государственное бюджетное водохозяйственное учреждение «Центррегионводхоз» (ФГБВУ «Центррегионводхоз»).

В зоне деятельности Невско-Ладожского БВУ расположено три филиала данного учреждения, в том числе филиал «Балтводхоз», к зоне деятельности которого относятся Санкт-Петербург, Ленинградская и Калининградская области. В соответствии с Планом мероприятий по восстановлению водных объектов ГМЗ «Гатчина» в 2021–2022 годах по заказу филиала «Балтводхоз» была осуществлена расчистка реки Ижоры, притоком которой является река Теплая.

– В ближайшее время запланированы какие-то мероприятия?

– На территории Санкт-Петербурга филиалом «Балтводхоз» планируются мероприятия по закреплению на местности информационными знаками границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос Балтийского моря, но для их реализации необходима корректировка сметной документации, так как она была разработана до утверждения новых образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Филиалом «Балтводхоз» также подана заявка на финансирование в 2023–2024 годах мероприятия в рамках предотвращения негативного воздействия вод по разработке проектно-сметной документации «Расчистка и дноуглубление реки Тосна». Основой для планирования данного мероприятия являлась не только СКИОВО, но и научно обоснованные рекомендации, разработанные в рамках НИР по изучению русловых процессов реки, выполненные по заказу Невско-Ладожского БВУ ФГБУ «ГГИ».

По поручению Федерального агентства водных ресурсов в 2020 году совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, ФГБУК ГМЗ «Царское Село» с участием ФГБУ «ГГИ», АО «ЛОКС» и ГГУП «СФ «Минерал» была разработана «Дорожная карта по восстановлению гидросистемы ГМЗ «Царское Село». После реализации мероприятий, включенных в нее, дорожная карта в октябре 2022 года была актуализирована, в нее на 2022–2030 годы вошли мероприятия по поэтапной разработке проектной документации и реализации мероприятий по очистке от донных отложений и восстановлению отдельных водных объектов гидросистемы ГМЗ «Царское Село» в рамках федерального проекта «Сохранение уникальных водных объектов».

Здесь необходимо сказать, что Невско-Ладожское БВУ в соответствии с Регламентом защиты бюджетных проектировок на очередной год и плановый период ежегодно рассматривает заявки уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (УОИВ) на финансирование мероприятий в области водных отношений за счет субвенций федерального бюджета, а также заявки на получение субсидии из федерального бюджета на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности или бесхозяйных ГТС. В настоящее время Санкт-Петербургом реализуется мероприятие по капитальному ремонту ГТС на Кузьминском водохранилище и выделено финансирование на 2023–2024 годы на капитальный ремонт плотины на Нижнем водохранилище на р. Кузьминке.

– Расскажите о вашей деятельности, связанной с мониторингом.

– В соответствии с законодательством в рамках координации ведения мониторинга водных объектов различными органами государственной власти, местного самоуправления и водопользователями Федеральное агентство разрабатывает программы государственного мониторинга водных объектов в разрезе бассейновых округов. Невско-Ладожское БВУ отвечает за разработку программ мониторинга водных объектов по Балтийскому и Баренцево-Беломорскому бассейновым округам.

Программа мониторинга водных объектов включает в себя мониторинг состояния поверхностных вод, состояния дна, берегов и водоохранных зон, состояния подземных вод, водохозяйственных систем, в т. ч. ГТС, мониторинг объемов вод при водопотреблении и водоотведении на всех водных объектах и включает пункты наблюдения, перечни определяемых параметров, виды наблюдений участников мониторинга, таких как Росгидромет, Росводресурсы, Роснедра, субъекты РФ, водопользователи. Ежегодно Невско-Ладожское БВУ на основе данных мониторинга за предыдущий год составляет информационный бюллетень о состоянии водных объектов соответствующего бассейнового округа: Балтийского и Баренцево-Беломорского. Данные мониторинга о состоянии поверхностных вод используются для обоснования мер по охране водных объектов, данные о состоянии дна и берегов – для обоснования мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод.

Лаборатории филиалов «Балтводхоз», «Новгородводхоз» и «Псковводхоз» в соответствии с полномочиями ведут наблюдения за состоянием таких водохранилищ (Нарвское, Светогорское, Лесогорское, Верхне-Свирское, Волховское, Вельевское, Шлинское, Правдинское) и Онежским озером, в том числе за их дном, берегами и водоохранными зонами, а также трансграничными водными объектами в рамках выполнения обязательств по межправительственным соглашениям в области охраны и рационального использования трансграничных вод с Эстонской и Финляндской республиками и Республикой Беларусь. Невско-Ладожское БВУ также принимает непосредственное участие в реализации данных межправительственных соглашений, организуя работу в рамках рабочих групп и участвуя в работе соответствующих комиссий.

Большой объем работы управления связан с рассмотрением различных обращений, поступающих как непосредственно от граждан через портал на официальном сайте управления «Обращение граждан» или в виде писем, направленных в адрес БВУ почтовым отправлением, так и пересылаемых другими органами по подведомственности. Управлением рассматриваются все обращения граждан и даются ответы в соответствии с нашими полномочиями.

Часто бывает, что в обращениях содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции БВУ, в таких случаях мы пересылаем их в соответствующие органы, уполномоченные на их решение, и уведомляем обратившихся граждан об этом. Особенно часто это информация о каких-либо нарушениях природоохранного законодательства с просьбой проверить и принять меры к нарушителям. В таких случаях, в связи с тем, что управление не наделено полномочиями по контролю и надзору, мы перенаправляем такие обращения и жалобы в территориальные управления Росприроднадзора либо в соответствующие уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ для принятия соответствующих мер.

В случаях, когда, например, поступают жалобы на разрушение того или иного участка берега водного объекта, находящегося в компетенции БВУ, затопления территории или на загрязнение водного объекта, сотрудниками территориальных отделов водных ресурсов совместно со специалистами филиалов организовываются выезды для визуального осмотра участков, определения причины разрушения, затопления, загрязнения и постановки задачи перед ФГБВУ «Центррегионводхоз» по планированию дальнейших действий по организации при необходимости и целесообразности мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод или охрану водных объектов.

Не всегда водный объект виноват в том, что рушатся берега, это происходит и от необдуманной интенсивной хозяйственной деятельности, влияет и высокая рекреационная нагрузка. Чтобы водный объект не загрязнялся, в первую очередь необходимо, чтобы сточные воды, попадающие в него, были нормативного качества, а водоохранные зоны и зоны, подверженные затоплению, не засорялись. Также необходимо при проектировании зданий и сооружений на берегах водных объектов учитывать их особенности, принимать продуманные решения, не влекущие за собой негативного воздействия на водные объекты.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс