СПб ГКУ «Ленводхоз»: из XX столетия – в XXI век

Вот уже 111 лет СПб ГКУ «Ленводхоз» обеспечивает экологическую безопасность водного хозяйства Северной столицы, надежно защищает город от наводнений, поддерживает работоспособное и безаварийное состояние мелиоративной системы Санкт-Петербурга. Как складывалось развитие и становление учреждения? Давайте вместе пройдемся по его длинному историческому маршруту.

Датой образования «Ленводхоза» принято считать 7 сентября 1912 года, когда на заседании комиссии «О реорганизации дела об эксплуатации городского землечерпательного каравана» было принято решение создать контору землечерпательного каравана. В этот день утверждены общие положения, акты и инструкции, послужившие основой для будущей деятельности учреждения. Уже через шесть лет на базе каравана образуется Водный отдел управления по очистке Петрограда при Комиссариате городского хозяйства. Землечерпательный караван являлся основным подотделом – проводил очистку рек, каналов и мостов города. Служащих насчитывалось 41 человек, рабочих – около 250.

В 1920 году на базе национализированного имущества флота, принадлежавшего ранее Петроградской городской управе и частным лицам, сформировано Водно-техническое управление. Ему были переданы суда для перевозки песка. Основная деятельность учреждения заключалась в продаже песка, буксировке судов, исполнении частных заказов в ремонтных мастерских. Одновременно были национализированы частные мастерские, вошедшие в Судоремонтную базу и Водно-техническое управление.

В 1922 году образовано отделение городских водных путей подотдела благоустройства отдела коммунального хозяйства Петрогубисполкома РК и КД. Согласно бухгалтерскому отчету треста ленинградских водных путей «Ленводпуть» за 1926–1927 годы для осуществления задач имелось 119 единиц эксплуатируемой техники: землечерпательные машины, элеватор, буксирные пароходы, пассажирские пароходы, моторные катера, шаланды, каюки, баркасы, лодки, понтоны, плашкоуты.

В ноябре 1930 года образуется Трест городских водных путей. Предприятие обеспечивало судоходство и следило за санитарным состоянием водоемов, находящихся в ведении Ленгорсовета. Трест занимался перевозкой и буксировкой грузов по рекам и каналам города, осуществлял добычу, доставку и реализацию морского и речного песка, выполнял углубление и очистку рек и каналов, производил крановые и водолазные работы. Годом позже трест перешел в ведение Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и в довоенное время являлся одним из ведущих предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В 1932 году в результате реорганизации возник трест ленинградских водных путей «Ленводпуть» Автотранспортного управления Ленсовета РК и КД. В 30-е годы плановый отдел «Ленводпути» разрабатывал проект развития организации на ближайшую пятилетку. Важнейшей задачей являлось увеличение пассажирских и грузовых перевозок, включая водные перевозки внутригородских грузов и добычу морского песка. Запланировали отвести участки для переработки и хранения морского песка. Повышение удельного веса грузоперевозок по внутригородским водным путям должно было разгрузить уличные магистрали от грузового движения. Предполагалось улучшить ситуацию со спуском хозяйственных, промышленных, канализационных вод, укреплением берегов, свалкой снега и мусора в реки, что приводило водные пути в антисанитарное и несудоходное состояние. В довоенное время «Ленводпуть» организовывал водный транспорт для пассажирских перевозок, перевозил и буксировал грузы, добывал и транспортировал морской песок, организовывал работы по подъему судов, выполнял водолазные работы. Кроме этого трест ремонтировал собственные суда и выполнял заказы на ремонт судов других организаций.

В мае 1938 года трест «Ленводпуть» вышел из системы Автотранспортного управления и был передан в непосредственное подчинение президиуму Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся. Судя по докладу управляющего трестом «Ленводпуть» о хозяйственной деятельности за 1939 год основными видами деятельности тогда были производство работ по ремонту флота на судоремонтном заводе и подготовка флота к навигации.

Трест «Ленводпуть» не прекращал свою работу и во время Великой Отечественной войны. Рабочие добывали песок под обстрелами фашистов и использовали его для борьбы с зажигательными бомбами. Сотрудники предприятия участвовали в постройке защитных сооружений для монументов города. Также суда треста осуществляли транспортировку средств защиты, в т. ч. песка, для памятника «Медный всадник» на площади Декабристов и для памятника Николаю I на площади Воровского (Исаакиевская площадь).

После мобилизации в ряды Красной армии в 1941 году и тяжелой блокадной зимы из 1104 работников треста осталось всего 98 человек. Несмотря на большие сложности, силами работников предприятия в навигацию 1942 года был произведен подъем 23 затонувших на реках и каналах Ленинграда судов, отремонтировано и введено в эксплуатацию 47 судов, перевезено 67 200 т грузов военных организаций, промышленности и коммунального хозяйства города. С начала войны произведена санитарная расчистка рек и каналов – вывезено 65 000 т грунта. Также был отремонтирован судоремонтный завод треста. На заводе введен в эксплуатацию разрушенный водопровод и восстановлено пострадавшее оборудование цехов.

За два первых года войны рабочие треста построили 70 огневых оборонительных точек как на территории предприятия, так и в городе. В 1942 году силами работников отремонтированы водопроводная и канализационная сеть в восьми домах Приморского района Ленинграда. Произведена санитарная очистка внутригородских водных путей рек Фонтанка, Мойка, Карповка, а также канала Грибоедова, Крюкова и Обводного каналов.

В 1943–1944 годах многие сотрудники треста «Ленводпуть» за свой самоотверженный труд были награждены медалями «За оборону Ленинграда». В феврале 1945 года в управление треста вернули шаланды, мобилизованные в состав Краснознаменного Балтийского флота. Трест «Ленводпуть» нуждался в плавучих средствах, чтобы осуществлять перевозки строительных материалов для восстановления Ленинграда и его промышленности. В конце 1945 года трест получил трофейный флот в количестве 26 единиц: моторные катера, буксирные пароходы, сухогрузные шаланды, землесос, песочницы, рефулер. Флот находился в неработоспособном состоянии.

В феврале 1946 года распоряжением заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР т. Косыгина Ленгорисполкому разрешено реорганизовать трест «Ленводпуть» в хозрасчетное Управление ленинградских водных путей. При управлении организовали четыре эксплуатационно-производственных предприятия: судоремонтно-судостроительный завод, технический участок, морскую и внутригородские пристани. В те годы эти предприятия выполняли важнейшие для города функции: обеспечивали судоходное и санитарное состояние водных путей Ленинграда, организовывали пассажирские и грузовые перевозки, осуществляли буксировку судов и плотов по рекам и каналам, добывали и транспортировали морской и речной песок, производили крановые и водолазные работы, ремонтировали флот, углубляли и очищали реки и каналы. В дальнейшем указанные обязанности управления «Ленводпуть» изменились.

В 1962 году в ведение управления «Ленводпуть» переданы Специализированный автомобильный трест и районные конторы по очистке города. Решение было принято с целью обеспечения лучшей координации работ по уборке городской и районных территорий. В феврале управление «Ленводпуть» было ликвидировано. На его базе создано управление «Спецтранс» Ленгорисполкома (Ленинградское специализированное транспортное управление по очистке городских территорий и водных протоков «Спецтранс»). Управление «Спецтранс» организовывало механизированную и ручную очистку городских территорий (улиц, площадей и прочих проездов), а также очистку водных протоков, перевозило грузы, осуществляло очистку домовладений города, проводило работы по обеззараживанию бытового и строительного мусора.

В 1978 году организовано производственное бассейновое предприятие гидротехнических работ управления «Спецтранс». В целях коренного улучшения состояния водного бассейна города Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов принял решение создать в составе управления «Спецтранс» Бассейновое объединение водного хозяйства. В январе 1987 года на его базе сформировано БО «Ленводхоз» – специализированный участок по очистке, благоустройству и содержанию водоемов парков-заповедников Ленинграда и его пригородов.

В 1990 году согласно решению Президиума Василеостровской районной администрации Ленинграда предприятие «Ленводхоз» становится арендным бассейновым и далее продолжает выполнять возложенные на него городом функции. Несмотря на сложное время проведения глобальных реформ в экономике и политической жизни страны, предприятие занималось очисткой водоемов от затонувшей древесины и иловых отложений, проводило научные исследования, берегоочистительные, берегоукрепительные, гидрографические работы, мероприятия по аэрации застойных зон и даже оказывало услуги по проведению водолазного обследования.

В 1997 году, практически перешагнув XX столетие, «Ленводхоз» становится государственным унитарным предприятием (ГУП) по очистке и благоустройству водоемов Санкт-Петербурга. Уже в самом начале «нулевых» реализуются крупнейшие проекты – освоение побережья р. Большая Охта, а также проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения «Плотина Ржевского гидроузла на реке Большая Охта».

В 2018 году предприятие модифицирует свое наименование в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по очистке и благоустройству водоемов «Ленводхоз». Годом позже, в 2019 году, оно меняет форму собственности и называется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга «Ленводхоз». Через два года, в 2020-м, с ним сливается Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга».

Объединенное учреждение получило название Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды СанктПетербурга «Ленводхоз». С этого момента его основная задача – сохранять водный баланс территории и обеспечивать экологическую безопасность водных объектов города. Сегодня в оперативном управлении учреждения находятся 105 гидротехнических сооружений в 14 районах города, в т. ч. 54 водопропускных сооружения, 41 плотина, 10 гидротехнических сооружений смешанного или иного типа. Среди них – более 40 объектов культурного наследия.

Гидротехнические сооружения (ГТС) позволяют обеспечивать безопасный уровень воды, защищая город от наводнений. Учреждением ежегодно реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасного состояния ГТС: сбор и вывоз на полигоны твердых бытовых отходов, покраска металлоконструкций, восстановление ограждений, бетонирование сколов и трещин, осмотр оборудования, технического состояния затворов, электрических и ручных талей, смазка опорно-ходовых частей подъемных механизмов, очистка от наледи, уборка наплавного мусора и крупногабаритных предметов, удаление граффити с поверхностей гидротехнических сооружений.

Значительное место в водохозяйственном комплексе Санкт-Петербурга занимают объекты мелиоративной системы. В оперативном управлении «Ленводхоза» находятся 25 объектов мелиоративной системы общей протяженностью 38,7 км. Для поддержания их работоспособности и предупреждения аварийных ситуаций, обеспечения экологического благополучия учреждение ежегодно организует уборку каналов от отходов, вырубку древесно-кустарниковой растительности, восстановление нарушенных участков русел, очистку от иловых наносов, замену конструктивных элементов, противопаводковые мероприятия. Специалистами учреждения проводятся систематический мониторинг объектов мелиоративной системы, обследования по обращениям граждан о затоплениях, а также выявление возможности использования или переустройства объектов мелиоративной системы.

В 2024 году «Ленводхоз» планирует разработать документы, регламентирующие деятельность по отводу воды с помощью объектов государственной мелиоративной системы, а также начать осуществление деятельности по заключению договоров на отвод вод. Также учреждением в настоящий момент ведется инвентаризация выпусков очищенных сточных вод и осуществляется взаимодействие с абонентами.

Благодаря слаженным действиям всего коллектива СПб ГКУ «Ленводхоз» уверенно двигается вперед и вносит огромный вклад в решение важнейших природоохранных задач в Северо-Западном регионе. При создании публикации использованы материалы Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс