И.Б Садикова, А.А. Павловский СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»
Понятие водно-зеленый городской каркас (ВЗГК) основательно вошло в современный градостроительный дискурс. Однако современная градостроительная нормативно-правовая база не содержит четких указаний и гармонизированных определений, позволяющих последовательно заниматься названной темой для получения конкретных положительных результатов.
Согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, единый природный каркас следует формировать на базе гидрографической сети с учетом геоморфологических особенностей территории. Он может включать особо охраняемые природные территории, городские леса и лесопарки, другие зоны рекреационного назначения, сельскохозяйственные земли, зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраны объектов природного и культурного наследия, водоохранные зоны, зоны охраны источников водоснабжения).
В настоящее время в целях совершенствования вопросов правового регулирования по формированию и развитию водно-зеленых городских каркасов при Минстрое России создана рабочая группа. Предполагаются разработка и утверждение специальных ГОСТов, чтобы, имея определение объекта, можно было внедрить его в систему нормативно правовых актов. В первую очередь, в Градостроительный кодекс, чтобы водно-зеленый городской каркас вошел в генеральный план: сначала в обосновывающую часть, а в идеале – в утверждаемую. То есть ВЗГК должен стать объектом территориального планирования.
По определению, данному рабочей группой, водно-зеленый городской каркас – это система взаимосвязанных и непрерывных природных и озелененных территорий, опирающаяся на гидрографическую сеть и геоморфологическую структуру урбанизированного ландшафта. Водно зеленый городской каркас – это, прежде всего, конкретные акватории (водные объекты) и территории, но если с акваториями, на первый взгляд, все понятно, то его территориальная основа требует определения. В конце 2023 года вступил в действие новый Генеральный план Санкт-Петербурга, в нем есть «зеленая» рекреационная зона Р2, занимающая несколько больше, чем четверть площади города (26,4%). Зона, предназначенная для отдыха граждан, включает в т. ч. территории общего пользования, занятые лесопарками, парками, садами, скверами, городскими лесами, а также территории общего пользования, предназначенные для размещения зеленых насаждений общего пользования. В состав зоны также включаются территории, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное значение (рис. 1). В границах зоны может допускаться размещение культурно-досуговых объектов, объектов для занятия физкультурой и спортом, объектов общественного объектов транспорта, религиозных объектов и иных объектов, связанных с обслуживанием зоны. Можно ли считать зону Р2 территориальной основой каркаса? Если сравнивать Генеральные планы Ленинграда (1987) и Санкт-Петербурга (2005 и 2023), нельзя заметить какие-то особенные новации (рис. 2). Налицо преемственность градостроительных решений.
Все это убедительным, зеленое пока планирование было городское развитие умещалось в основной урбанизированной зоне, т. н. называемом теле города, там, где сложилась городская инфраструктура и зеленые насаждения. Однако территориальный ресурс этой части города исчерпан. Урбанизация реально переходит в пригородную зону и на искусственные (намывные) земельные участки, ни планировочно, ни ресурсно не связанные с телом города. В «чистом поле» надо строить запланированную в Генплане городскую инфраструктуру и вести, в т. ч., зеленое строительство.
Что действительно является новацией нового Генплана – это отображение планируемых объектов регионального значения: больниц, автовокзалов, электроподстанций, в т. ч. озелененных территорий общего пользования. Каждый из таких объектов размещается на площади более двух гектаров в собственности города или на неразмежеванных территориях. Резонно предположить, что это будущие объекты зеленых насаждений общего пользования, ожидающие своей позиции в перечне из приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 19.09.2007 №430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования». Для сравнения: площадь ЗНОП в зоне Р2 – 3 тыс. гектаров, площадь планируемых зеленых объектов регзначения – 2,3 тыс. гектара. То есть до 2040 года необходимо предпринять зеленое строительство на площади, сопоставимой с площадью существующих городских парков, доставшихся нам в наследство от царского и советского периодов. И это предложение отнюдь не является избыточным. В школ, соответствии с Генеральным планом планируемая численность населения города к 2040 году может составить 6546,7 тыс. человек. Зона Р2 позволяет обеспечить граждан зелеными насаждениями площадью около 58 кв. м на человека. Однако за вычетом городских лесов и исторических дворцово-парковых ансамблей территория, на которой могут разместиться новые зеленые насаждения общего пользования (необходимый спутник новой урбанизации), значительно меньше. Ее площадь дает уже 16 кв. м на человека. Это хороший показатель, соответствующий рекомендациям действующего СП 42.13330.2016 – 6 кв. м на человека в парках жилых районов и 10 кв. м на человека – в общегородских.
Рисунок 2. Генеральные планы Ленинграда 1987 года и Санкт-Петербурга 2005 года
Площадь запланированных до 2040 года зеленых объектов регионального значения в сумме с существующими ЗНОП позволит обеспечить 7,2 кв. м на человека зеленых насаждений общего пользования городского значения в среднем. По районам этот показатель сильно варьируется. Та территория, которая не вошла в границы зеленых объектов регионального значения, большей частью является земельными участками собственности физических и юридических лиц. Чтобы каркас не потерять Санкт-Петербурга, водно-зеленый должен быть принят однозначный правовой инструмент, определяющий права собственности и режим хозяйственной деятельности на таких участках. Иначе в условиях наступающей застройки такие участки будут массово истребованы в хозяйственный оборот по суду. И крайне необходимо установить зону, статус и режим ВЗГК подобно зонам охраны объектов культурного наследия, чтобы не потерять параметры и качество пространственной базы города, обеспечивающей устойчивое развитие территорий, сохранение биоразнообразия и улучшение здоровья населения. климата, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2023 №25-рп.
В связи с этим актуальной является задача по определению основных структурных элементов (объектов) водно-зеленого каркаса Санкт-Петербурга на базе гидрографической сети, инженерно-геологического строения и рельефа, особо охраняемых природных территорий, зеленого фонда города, иных зон рекреационного назначения, открытых пространств, зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов природного и культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников водоснабжения), путей миграции, мест обитания редких видов животных, растений и грибов. На основе анализа и оценки достаточности существующих параметров основных структурных элементов водно-зеленого каркаса города необходимо выделить его границы как градостроительного объекта в составе функционально-планировочной структуры Санкт-Петербурга. В результате выполнения адаптационного мероприятия должна быть сформирована схема планируемой организации водно-зеленого каркаса Санкт Петербурга.
Следует подчеркнуть, что развитие водно зеленого каркаса Санкт-Петербурга выделено в качестве одного из приоритетных адаптационных мероприятий (п. 7.2) Регионального плана адаптации Санкт-Петербурга к изменениям климата, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2023 №25-рп. В связи с этим актуальной является задача по определению основных структурных элементов (объектов) водно-зеленого каркаса Санкт-Петербурга на базе гидрографической сети, инженерно-геологического строения и рельефа, особо охраняемых природных территорий, зеленого фонда города, иных зон рекреационного назначения, открытых пространств, зон с особыми условиями использования территорий (зон охраны объектов природного и культурного наследия, водоохранных зон, зон охраны источников водоснабжения), путей миграции, мест обитания редких видов животных, растений и грибов.
На основе анализа и оценки достаточности существующих параметров основных структурных элементов водно-зеленого каркаса города необходимо выделить его границы как градостроительного объекта в составе функционально-планировочной структуры Санкт-Петербурга. В результате выполнения адаптационного мероприятия должна быть сформирована схема планируемой организации водно-зеленого каркаса Санкт Петербурга.