Зеленые насаждения общего пользования

Материал предоставлен пресс-службой комитета по благоустройству Санкт-Петербурга

Зеленые насаждения являются частью планировочной структуры современного города и выполняют в нем разнообразные функции:
• снижают запыленность и загазованность воздуха;
• значительно уменьшают вредную имеют зеленые насаждения в решении проблемы организации отдыха населения. Зеленая окраска листвы, менее высокая температура в жаркие дни, наличие в воздухе фитонцидов, бальзамических и других веществ, выделяемых растениями, слабая концентрацию находящихся в воздухе газов; • выполняют ветрозащитную роль;
• оказывают фитонцидное действие. Большинство растений выделяет летучие и нелетучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие;
• влияют на тепловой режим, понижая температуру воздуха, особенно в жаркие дни за счет испарения влаги, и на улучшение радиационного режима в городе;
• влияют на снижение уровня шума. Большое значение Зеленые насаждения являются частью планировочной структуры современного города и выполняют в нем разнообразные функции:
• снижают запыленность и загазованность воздуха;
• значительно уменьшают вредную имеют зеленые насаждения в решении проблемы организации отдыха населения. Зеленая окраска листвы, менее высокая температура в жаркие дни, наличие в воздухе фитонцидов, бальзамических и других веществ, выделяемых растениями, слабая концентрацию находящихся в воздухе газов;
• выполняют ветрозащитную роль;
• оказывают фитонцидное действие. Большинство растений выделяет летучие и нелетучие вещества – фитонциды, обладающие способностью убивать вредные для человека болезнетворные бактерии или тормозить их развитие;
• влияют на тепловой режим, понижая температуру воздуха, особенно в жаркие дни за счет испарения влаги, и на улучшение радиационного режима в городе; запыленность воздуха и повышенное содержание в нем кислорода оказывают благотворное физиологическое действие на нервную систему человека, снимая напряжение, вызванное ритмом городской жизни, укрепляя здоровье человека и повышая его работоспособность. Огромное влияние оказывают на человека различные ландшафты, создавая определенное настроение и повышая жизненный тонус. Кроме того, зеленые насаждения участвуют в формировании основных элементов застройки, придавая им особый колорит богатством форм и красок.

Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт Петербурге, регулирует Закон Санкт-Петербурга от 28.06.2010 № 396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге». Настоящий закон направлен на обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану и защиту зеленого фонда Санкт-Петербурга. Согласно этому закону в Санкт-Петербурге территории зеленых насаждений подразделяются на следующие виды:
• территории зеленых насаждений общего пользования – находящиеся в различных территориальных зонах территории общего пользования, занятые зелеными насаждениями, используемые в рекреационных целях неограниченным кругом лиц;
• территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, – территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в т. ч. уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга;
• территории зеленых насаждений ограниченного пользования – расположенные в различных территориальных зонах земельные участки (части земельных участков), находящиеся в государственной собственности Санкт Петербурга, занятые зелеными насаждениями, доступ на которые ограничен или может быть ограничен их правообладателями;
• территории защитных лесов – городские леса и (или) лесопарковые зоны, расположенные на территории Санкт-Петербурга, границы которых определены в соответствии с требованиями лесного законодательства;
• территории зеленых насаждений особо охраняемых природных территорий – территории зеленых насаждений, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий Санкт Петербурга.

На территориях, входящих в состав зеленого фонда Санкт-Петербурга, хозяйственная и иная деятельность ограничивается или запрещается в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Охране подлежат все территории зеленых насаждений, включенные в состав зеленого фонда Санкт-Петербурга.

Собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны соблюдать требования по охране территорий зеленых насаждений, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт Петербурга.

В границах территорий зеленых насаждений общего пользования запрещается предоставление земельных участков для размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов, за исключением случаев предоставления земельных участков, установленных Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге». Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 №430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования» утверждены перечни территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, резерва озеленения и местного значения. Указанным законом определены площади, границы и расположение на местности территорий зеленых насаждений общего пользования, что позволяет исключить вольные трактования того, является ли тот или иной парк, сад, сквер или бульвар объектом общего пользования.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2007 №430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования» по состоянию на 01.01.2024 площадь территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения составила 5999,3303 га, площадь территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения составила 373,9717 га, площадь территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения составила 1719,5565 га.

Показатели обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений (с учетом Закона Санкт-Петербурга от 13.12.2023 №758-163 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования»)

В целях сохранения и развития зеленого фонда Санкт-Петербурга и создания благоприятной окружающей среды Законом Санкт-Петербурга от 28.06.2010 №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» установлены минимальные нормативы обеспеченности населения Санкт Петербурга территориями зеленых насаждений и расчет показателя обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений.

Минимальные нормативы обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений составляют: для Адмиралтейского, Василеостровского, Петроградского, Центрального, Колпинского районов Санкт-Петербурга – 6 кв. м на человека; для Выборгского, Калининского, Кировского, Красногвардейского, Красносельского, Московского, Невского, Приморского, Фрунзенского районов Санкт-Петербурга – 12 кв. м на человека; для Кронштадтского, Курортного, Петродворцового, Пушкинского районов Санкт Петербурга – 18 кв. м на человека.

Показатели обеспеченности населения Санкт Петербурга территориями зеленых насаждений по состоянию на 01.01.2024 приведены в таблице. Согласно п. 4 статьи 15 Закона Санкт Петербурга от 23.06.2010 №396-88 «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге» включение территорий зеленых насаждений в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования, внесение изменений в данный перечень в части границ и площадей территорий зеленых насаждений общего пользования, а также исключение территорий зеленых насаждений из перечня территорий зеленых насаждений общего пользования осуществляется путем внесения изменений в соответствующий закон Санкт Петербурга.

Запрещается исключение территорий зеленых насаждений общего пользования из перечня территорий зеленых насаждений общего пользования, а также сокращение их площади, если показатель обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений в пределах соответствующего района Санкт-Петербурга ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт Петербурга территориями зеленых насаждений или если предполагаемое исключение приведет к снижению показателя обеспеченности населения Санкт-Петербурга территориями зеленых насаждений до уровня ниже минимального норматива обеспеченности населения Санкт Петербурга территориями зеленых насаждений.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2010 №396-88 «О зеленых насаждениях 18 ТЕМА НОМЕРА: ЗЕЛЕНЫЙ КАРКАС ГОРОДА в Санкт-Петербурге» с целью принятия решений о включении территорий зеленых насаждений в перечень территорий зеленых насаждений общего пользования и отнесения территорий зеленых насаждений общего пользования к категориям городского значения, местного значения и резерва озеленения в перечень территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), а также решений о корректировке данных перечней в части границ и (или) площадей территорий зеленых насаждений, а также об исключении территорий зеленых насаждений из данных перечней проводится инвентаризация территорий зеленых насаждений. Инвентаризация территорий насаждений общего пользования проводится Комитетом по контролю за имуществом Санкт Петербурга в соответствии с полномочиями, установленными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 №207 «О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга» согласно Порядку осуществления инвентаризации территорий зеленых насаждений, утвержденному распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 07.02.2020 №5-р (изм. от 22.03.2022 №9-р) «О порядке осуществления инвентаризации территорий зеленых насаждений и признании утратившими силу распоряжений Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга и Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга».

Заявления о включении земельных участков или территорий в перечень инвентаризации территорий на текущий год подаются в Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга до 1 марта, в т. ч. от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. зеленых Формирование заявления о проведении инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования осуществляется через официальный сайт Государственной информационной системы Санкт Петербурга «Региональная геоинформационная система» (РГИС) – https://rgis.spb.ru. Подробная инструкция о формировании заявления размещена на официальном сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. Таким образом, граждане могут разместить заявку (предложение) в РГИС на проведение инвентаризации территории для решения вопроса о включении ее в перечни территорий зеленых насаждений общего пользования. Рассмотрение предложений по внесению изменений в перечни территорий зеленых насаждений общего пользования и подготовка заключений по ним для принятия органами государственной власти Санкт-Петербурга решения о внесении изменений в перечни территорий зеленых насаждений общего пользования или об отклонении такого предложения осуществляется рабочей группой по инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования, созданной постановлением Правительства Санкт-Петербурга (далее – рабочая группа).

Формирование заявления о проведении инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования осуществляется через официальный сайт Государственной информационной системы Санкт Петербурга «Региональная геоинформационная система» (РГИС) – https://rgis.spb.ru. Подробная инструкция о формировании заявления размещена на официальном сайте Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. Таким образом, граждане могут разместить заявку (предложение) в РГИС на проведение инвентаризации территории для решения вопроса о включении ее в перечни территорий зеленых насаждений общего пользования.

Рассмотрение предложений по внесению изменений в перечни территорий зеленых насаждений общего пользования и подготовка заключений по ним для принятия органами государственной власти Санкт-Петербурга решения о внесении изменений в перечни территорий зеленых насаждений общего пользования или об отклонении такого предложения осуществляется рабочей группой по инвентаризации территорий зеленых насаждений общего пользования, созданной постановлением Правительства Санкт-Петербурга (далее – рабочая группа).

Заключения выносятся рабочей группой непосредственно на заседании, исходя из актуальной информации, полученной в рамках проведения текущей инвентаризации территорий, с учетом местоположения территории, в т. ч. с учетом примыкания к элементам уличного дорожной сети, общественно-деловой застройке, с учетом документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территорий, наличия и состояния элементов благоустройства на рассматриваемой территории, а также иной информации. По итогам инвентаризации Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга подготавливается проект постановления Правительства Санкт-Петербурга «О проекте Закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования». Окончательное решение о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» принимается депутатами Законодательного Собрания Санкт Петербурга при принятии соответствующего закона Санкт-Петербурга. Территории зеленых насаждений общего пользования выполняют важную социальную роль. Это общедоступные места, где проводят отдых и свободное время представители разных социальных слоев населения.

Вопросы проектирования и создания, переустройства и восстановления объектов зеленых насаждений на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения (городские сады, парки, скверы, бульвары), ремонта и содержания территорий зеленых насаждений общего пользования городского значения, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), содержания территорий зеленых насаждений общего пользования резерва озеленения относятся к полномочиям Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга. Указанные мероприятия осуществляются за счет средств бюджета Санкт Петербурга.

Городские зеленые насаждения находятся в сложных экологических условиях среды, постоянно испытывают на себе воздействие высоких концентраций выхлопных газов, пыли, сажи от транспорта, повышенные рекреационные нагрузки, перепады температуры воздуха. Зеленые насаждения, как живой компонент природы, постоянно трансформируются в пространстве и во времени. В процессе роста и развития древесные растения постепенно стареют, теряют свои полезные качества, гибнут.

Для обеспечения сохранности, долговечности и безопасности функционирования территорий зеленых насаждений и объектов зеленых насаждений Комитетом по благоустройству осуществляется содержание территорий зеленых насаждений – комплекс профилактических работ по уходу за зелеными насаждениями, а также элементами благоустройства, расположенными в границах территорий зеленых насаждений, и объектов зеленых насаждений, в результате выполнения которых обеспечены сохранность, долговечность и безопасность функционирования территорий зеленых насаждений и объектов зеленых насаждений, включающий в т. ч. обеспечение их чистоты (уборку) и нормативного состояния, защиту зеленых насаждений от вредителей и болезней, устранение незначительных деформаций и повреждений зеленых насаждений, элементов благоустройства и осуществляемый в течение всего периода эксплуатации объектов зеленых насаждений и элементов благоустройства в соответствии с классификатором работ по содержанию территорий и объектов зеленых насаждений.

Для предупреждения преждевременного физического износа зеленых насаждений и элементов благоустройства, расположенных в границах территории зеленых насаждений, поддержания их эксплуатационных показателей, устранения повреждений и неисправностей без изменения параметров элементов благоустройства и размещения элементов благоустройства взамен утраченных Комитетом по благоустройству обеспечиваются работы по ремонту объектов зеленых насаждений, в т. ч. компенсационное озеленение.

Самой яркой и динамичной частью городского благоустройства является цветочное оформление. Цветники являются средством декоративного оформления городских территорий и создаются с учетом сложившейся градостроительной ситуации вокруг с учетом функционального назначения прилегающих территорий, характеристик пространственной перспективы, масштабных и стилевых особенностей, архитектурного и ландшафтного окружения, на основе ландшафтного анализа, в увязке с рельефом местности и природными и климатическими особенностями территории.

Формы цветников и цветовая гамма посадок ежегодно усовершенствуются и обновляются. В цветочном оформлении подведомственных Комитету по благоустройству территорий все шире используются многолетние цветочные растения. Кроме того, в цветочном оформлении города ежегодно применяются вертикальное озеленение: подвесные ящики, цветочницы, вертикальные конструкции с подвесными вазонами разных форм.

Санкт-Петербург принимает участие в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда». В рамках реализации регионального проекта в Санкт-Петербурге уделяется особое внимание современным тенденциям благоустройства и ландшафтной архитектуры на основе исторического контекста территории. Сохраняется идентичность города через его развитие.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс