Итоговая резолюция XXIII Международного форума «Экология большого города»

Мы, участники XXIII Международного форума «Экология большого города», собравшиеся 27–29 марта 2024 года в Санкт-Петербурге в количестве более 4000 человек из 52 субъектов Российской Федерации, 12 зарубежных стран, в составе руководителей отраслевых министерств и ведомств, исполнительных и муниципальных органов власти, представителей бизнеса, представителей общественных и волонтерских организаций, профильных учебных заведений, экспертного и научного сообществ, зарубежных специалистов.

Осознаем глобальный характер современных экологических вызовов и необходимость скорейшего решения вопросов сохранения природы, учитывая экологические приоритеты развития России, в т. ч. представленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию (29 февраля 2024 года), а именно:
• формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100% объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее 25% вторичных ресурсов и сырья из твердых коммунальных отходов;
• поэтапное сокращение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха;
• строительство к 2030 году не менее 400 объектов обращения с твердыми коммунальными отходами и восьми экопромышленных парков для вовлечения в повторное использование отходов производства и потребления, предусмотрев условия для стимулирования инвестиций в сфере внедрения экологически безопасных технологий и принципов экономики замкнутого цикла;
• сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий, сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.

В фокусе внимания XXIII Международного форума «Экология большого города» – развитие особо охраняемых природных территорий, включая привлечение инвестиций для развития их инфраструктуры и увеличение потенциала заповедного фонда России. Также рассматривались вопросы адаптации к климатическим изменениям, обращения с отходами, осуществления регионального экологического надзора и экологического мониторинга, экологического просвещения.

Особо отмечается, что проблема изменения климата с каждым годом становится все более значимой и охватывает практически все сферы современного общества, затрагивает экологические, экономические и социальные стороны устойчивого развития, растущую уязвимость населения и экономики перед экстремальными погодными и климатическими условиями.

Несмотря на то, что многие адаптационные мероприятия в рамках реализации региональных планов адаптации к изменениям климата уже успешно выполняются субъектами Российской Федерации в рамках своих полномочий и бюджетного финансирования, отмечается, что для части крупных адаптационных мероприятий зачастую у субъектов отсутствуют полномочия и необходимый объем финансирования данных мероприятий.

В этом ключе отмечается важность для Санкт-Петербурга реализации проекта по берегозащите города, который позволит адаптироваться к климатическим изменениям, защитив жителей и территорию города, а также объекты благоустройства, улично-дорожной сети, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, капитального строительства, историко-культурного и природного наследия от климатических рисков.

Приветствуя внимание со стороны стран участниц, таких как Китай, Сирия, Пакистан, Кот-д’Ивуар, Республика Беларусь, Казахстан, и международных организаций к работе форума, рассматривая тесную координацию законодательной и исполнительной ветвей власти на всех уровнях, а также взаимодействие с деловым, научным и экспертным сообществами и общественными организациями в качестве ключевого условия эффективной реализации экологической политики рекомендуем:
1. В части экологического мониторинга и перспектив развития с использованием новейших технологий:
1.1. При развитии территориальных систем наблюдений в субъектах Российской Федерации предусматривать модернизацию и расширение как систем экологического мониторинга, отвечающих требованиям Росгидромета, так и использование высокоплотных сигнальных сетей для увеличения плотности информационного покрытия территории субъектов Российской Федерации.
1.2. При использовании высокоплотных сигнальных сетей на территории субъектов Российской Федерации ориентироваться на комбинированные системы, функционирующие как базе технических устройств – датчиков состояния атмосферного воздуха и их комплексов, используемых в качестве сигнальных для оперативной оценки состояния атмосферного воздуха и отражения наступления сверхнормативного загрязнения атмосферы линейными, площадными и локальными источниками, в т. ч. аварийного происхождения и в результате пожаров, так и на базе устройств мониторинга городской системы видеонаблюдения, позволяющих определить выбросы загрязняющих веществ от автотранспорта на основе получаемых видеопотоков с использованием нейросетевых алгоритмов.
1.3. Развитие систем мониторинга необходимо осуществлять с учетом максимально возможного импортозамещения с использованием отечественных средств измерений и российского программного обеспечения.

2. В части обращения с отходами: На территории особо охраняемых природных территорий (далее –ООПТ):
2.1. Для предотвращения и снижения образования отходов, предотвращения свалок и разбрасывания мусора: проводить инструктаж туристов, делать фотоотчеты при заезде и выезде туристов на ООПТ, вести «черный» и «белый» списки туристов.
2.2. Создавать, поддерживать, регулярно обновлять и осуществлять мониторинг в режиме реального времени карты несанкционированных свалок на территориях ООПТ со стороны всех заинтересованных лиц.
2.3. Для облегчения вывоза и утилизации отходов на ООПТ рассмотреть возможность развития инфраструктуры сбора, сортировки, прессования отдельных фракций на специализированных площадках и/или в информационных офисах (визит-центрах) ООПТ. В части животноводства: обращения с отходами
2.4. Ужесточить государственный контроль за обращением с отходами животноводства и побочными продуктами животноводства и активизировать внедрение мер профилактики нарушений при обращении с ними.
2.5. Рассмотреть возможность создания сети мониторинга всех компонентов природной среды в регионах развивающегося интенсивного животноводства.
2.6. В рамках реализации стратегии развития агропромышленного комплекса РФ до 2030 года провести комплексный анализ воздействия промышленного животноводства на окружающую среду.
2.7. Рассмотреть возможность применения наилучших доступных технологий (далее – НДТ) по обращению с отходами животноводства, исключающих риски загрязнения окружающей среды антибиотиками и парниковыми газами.
2.8. Рассмотреть возможность исключения из списка НДТ технологии выдерживания навоза и помета в лагунах и на открытых площадках для обезвреживания отходов.
2.9. Активизировать работу по повышению осведомленности общества о влиянии промышленного животноводства на окружающую среду и мер государственного и общественного контроля. В части системы приема опасных отходов у населения: Отмечаем внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон), пунктом 1.1 статьи 14.4 Федерального закона устанавливается, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие деятельность по накоплению, сбору отходов I и II классов опасности, принятых от физических лиц, осуществляют обращение с такими отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности либо передают такие отходы ФЭО или индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности. Отмечаем также проводимую работу над проектами постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающими Правила обращения с отходами I и II классов опасности, образующимися у населения; Порядок учета мест сбора опасных отходов, образующихся у населения:
2.10. Правительству Российской Федерации и Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотреть возможность ускорения принятия вышеуказанных постановлений Правительства Российской Федерации, при разработке которых необходимо учесть: необходимость централизации процесса приема опасных отходов путем ведения реестра мест сбора с учетом принципа «одного окна» (органы местного самоуправления или уполномоченный орган государственной власти в городах федерального значения): аккумулирование информации обо всех действующих и планируемых точках приема опасных отходов от населения; необходимость корректировки нерабочей нормы по организации силами УК/ТСЖ мест накопления отходов I–IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) для их дальнейшей передачи в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290), в т. ч. закрепление обязательства за организацию сбора определенных видов опасных отходов силами УК/ ТСЖ и их перечень; выработку критериев разграничения полномочий по сбору опасных отходов между УК/ТСЖ и органами местного самоуправления / уполномоченными органами государственной власти в городах федерального значения; определение критериев невозможности организации мест накопления опасных отходов от населения ввиду отсутствия в многоквартирных домах соответствующих помещений.

3. В части развития системы особо охраняемых природных территорий:
3.1. Организаторам форума «Экология большого города» при формировании программы в следующем году рассмотреть следующие предложения по темам обсуждения: • совершенствование нормативно-правовой базы в сфере управления ООПТ; • платное посещение ООПТ регионального значения.
3.2. Внести изменения в статью 60 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7 «Об охране окружающей среды», дополнив уточняющими формулировками о местах обитания редких видов.
3.3. Предусмотреть в Федеральном законе №33-ФЗ возможность упразднения, изменения границ ООПТ регионального значения при условии положительного заключения экологической экспертизы в случаях:
• утраты ими природоохранной ценности;
• созданных без достаточных оснований и изначально не представлявших особой экологической ценности;
• необходимости устранения ошибок, допущенных при их создании.
3.4. Внести изменения в пункт 2 статьи 27 Закона об ООПТ, изложив его в следующей редакции: «Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, а также участков недр, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы».
3.5. В целях ужесточения ответственности граждан рассмотреть вопрос об увеличении размера штрафа в отношении граждан за нарушения, предусмотренные статьей 8.39 КоАП РФ.
3.6. Внести изменения в Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в части установления нормы, обязывающей субъекты РФ разрабатывать и утверждать схемы развития ООПТ. Разработать методику формирования Схемы развития и размещения сети особо охраняемых природных территорий с учетом других природных территорий, создаваемых в целях сохранения биоразнообразия и охраны окружающей среды вне системы особо охраняемых природных территорий.
3.7. Внести изменения в подпункт «в» пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», изложив его в следующей редакции: «в) на землях особо охраняемых природных территорий – природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях».
3.8. Содействовать объединению усилий ООПТ, местных администраций и НКО в сфере экологии в вопросах природоохранной деятельности. Содействовать большему вовлечению бизнес-структур в поддержку, разработку и реализацию совместных с природоохранными организациями проектов на ООПТ.
3.9. Описывать «лучшие существующие практики» на ООПТ и обеспечивать широкое информирование заинтересованных сторон о позитивном опыте и способствовать его тиражированию в другие субъекты и регионы РФ.
3.10. Проводить обучение специалистов и сотрудников ООПТ способам привлечения внебюджетных средств (грантов, пожертвований и др.) для расширения и развития системной деятельности по экопросвещению, сбору и утилизации отходов на ООПТ и пр.

4. В части экологического просвещения: Для формирования экологической культуры необходима система непрерывного экологического просвещения, в т. ч. посредством систематизации деятельности организаций, реализующих экопроекты, и упорядочивания реализуемых практик.
4.1. С целью выявления наиболее эффективных механизмов экопросвещения предлагается проводить регулярные качественные исследования форматов и результатов экологического просвещения, чтобы определить, какие изменения происходят с различными целевыми группами в процессе и в результате просветительских мероприятий и иных форм. Необходимо изучить, какие факторы влияют на результаты экологического просвещения и организовать публичное обсуждение.
4.2. Рассмотреть возможность разработки и реализации новых направлений в области экологического просвещения в Санкт-Петербурге с использованием положительного опыта экологически ориентированных организаций и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.
4.3. Продолжить работу по экологическому просвещению жителей Санкт-Петербурга с использованием современных телекоммуникационных технологий.
4.4. Продолжить работу по проведению мероприятий, направленных на профориентацию молодежи в сфере охраны окружающей среды в рамках конгрессно-выставочных мероприятий.
4.5. Рассмотреть возможность разработки и реализации цикла мультимедийных материалов с демонстрацией последовательной, объективной, научно обоснованной информации о состоянии окружающей среды, мерах по ее сохранению.
4.6. Для развития компетенций эковолонтеров предлагается разработать программы обучения волонтеров; предусмотреть финансовое обеспечение указанных программ, в т. ч. в формате грантов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс