Мы, участники XXIV Международного экологического форума «День Балтийского моря», собравшиеся 16–17 мая 2024 года в Санкт-Петербурге в количестве более 700 человек из 37 городов и населенных пунктов России, семи зарубежных стран, в составе руководителей отраслевых министерств и ведомств, исполнительных органов власти, представителей бизнеса, в т. ч. производителей и поставщиков природоохранного флота и оборудования, судостроительных, проектных организаций, представителей общественных и волонтерских организаций, профильных учебных заведений, экспертного и научного сообществ, зарубежных специалистов. С 2000 года форум проводится в рамках исполнения обязательств по Хельсинкской конвенции по защите морской среды, 50-летие подписания которой отмечалось в 2024 году. Поддержкой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительства Санкт-Петербурга подтверждается приверженность к исполнению обязательств в области охраны окружающей среды Балтийского региона и продолжается традиция экспертного обсуждения актуальных вопросов для поиска совместных решений.
В фокусе внимания XXIV Международного экологического форума «День Балтийского моря» обсуждение вопросов управления водными ресурсами с целью их сохранения и восстановления, изменения климата в ключе развития водно-зеленого каркаса мегаполисов, перспектив развития природоохранного флота, в целом обеспечения экологической безопасности. Традиционно большое внимание уделено научным исследованиям в области мониторинга состояния морской среды, аквакультуры и другим актуальным темам.
Приветствуя внимание со стороны стран участниц, таких как Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Мьянма, Греция, Финляндия, к работе форума, рассматривая тесную координацию законодательной и исполнительной ветвей власти на всех уровнях, а также взаимодействие с деловым, научным и экспертным сообществами и общественными организациями в качестве ключевого условия эффективной реализации экологической политики, особо отмечаем, что водные ресурсы во многом определяют социально-экономическую устойчивость и направление развития Балтийского региона.
Благополучие и безопасность региона во многом определяются и экологической водохозяйственной безопасностью, уровнем водообеспеченности населения качественной питьевой водой, водоснабжением отраслей экономики, достоверностью и оперативностью прогнозирования чрезвычайных на ситуаций водных объектах, их своевременным предотвращением и минимизацией наносимого ущерба. Таким образом, управление водными ресурсами, рациональная хозяйственной деятельности, организация обеспечение бережного отношения к воде являются одними из актуальнейших задач управления регионом в целом.
Отмечаем реализацию субъектами Российской Федерации региональных составляющих федеральных проектов Национального проекта «Экология», направленных на сохранение и оздоровление водных ресурсов, правовые пробелы законодательства о водоснабжении и водоотведении, водного законодательства и основные направления его совершенствования, в т. ч. с учетом правоприменительной практики в условиях городской среды, отмечаем, что развитие и сохранение водно-зеленого каркаса городов является одним из ключевых мероприятий современной градостроительной деятельности, которое направлено на улучшение экологической ситуации и адаптацию городов к изменениям климата, что позволит повысить качество жизни граждан и устойчивость городской среды.
Обращая внимание, что в настоящее время в области функционирования государственной наблюдательной загрязнения сети морской контроля среды уровня очевидно несоответствие структуры и объема выполняемых в рутинном режиме работ по мониторингу морей РФ и изменившихся потребностей в получаемой информации, в т. ч. отмечаем изменившуюся за последние десятилетия социально-экономическую ситуацию в стране, сопровождающуюся принятием новых нормативно-правовых актов в природоохранном и природоресурсном законодательстве (Постановления Правительства РФ №477 и №681 от 2013 г. и др.), а также участием РФ в международных конвенциях и соглашениях по охране морей от загрязнения, и несоответствие государственной сети мониторинга этим потребностям и интересам экологической безопасности.
Отмечаем также, что до настоящего времени объектом мониторинга почти исключительно является морская вода при незначительном объеме определений загрязнения донных отложений и полном отсутствии определения загрязнения организмов биоты, при этом доминирование в программах мониторинга устаревшего и минимального списка контролируемых загрязняющих веществ в морской воде, практически полное отсутствие определения особо опасных токсичных органических веществ биологических индикаторов, морского мусора.
Отмечаем также, что стойкие органические загрязняющие вещества различных классов (далее – СОЗ) в настоящее время практически не анализируются в морской среде, тем не менее именно они могут представлять существенную угрозу в будущем как для морских экосистем, так и для здоровья человека, накапливаясь в тканях живых организмов и передаваясь по пищевым цепям. Обращаем внимание, что проведенные в последние десятилетия многочисленные токсикологические эксперименты позволяют определить списки наиболее опасных загрязняющих веществ, включая СОЗ, и предпочтительные объекты их мониторинга в разных средах. Обращаем внимание на необходимость обновления и развития природоохранного флота, в т. ч. в связи с формируемым в настоящее время объединенным федеральным проектом по оздоровлению водных объектов Российской Федерации; перехода водного транспорта на экологически чистые виды топлива, включая создание необходимой сопутствующей инфраструктуры; инноваций в производстве оборудования для сбора нефти и нефтепродуктов на акватории; снижения выбросов загрязняющих веществ от судов;
Отмечаем, что морское пространственное планирование (общественный процесс анализа и выделения пространственного и временного распределения деятельности человека в морских районах для достижения экологических, экономических и социальных целей, которые, как правило, были заданы с помощью политического процесса) на основе экосистемного подхода активно применяется во многих странах мира. В Российской Федерации отсутствует достаточная нормативная правовая база на федеральном и региональном уровнях в данной сфере. В то же время экологическое состояние ряда морских акваторий Российской Федерации характеризуется экологической напряженностью вследствие чрезмерной антропогенной нагрузки, высокой степени экологической чувствительности прибрежно морских экосистем к внешним воздействиям, а также несовершенства механизма или отсутствие комплексного регулирования хозяйственной деятельности, учитывающего допустимую нагрузку на морские экосистемы.
Отмечаем необходимость экологизации аквакультуры в Северо-Западном федеральном округе, исполнения действующего природоохранного и водного законодательства РФ, профилактики нарушений при эксплуатации садковых хозяйств, хозяйств с устройствами замкнутого водоснабжения, мальковых и рыбоперерабатывающих цехов. Для дальнейшего устойчивого развития аквакультуры необходимо неукоснительное соблюдение действующих правовых норм, повышение уровня знаний руководителей и специалистов, совершенствование технологий выращивания, ресурсосбережение и вовлечение в технологические цепочки побочных продуктов, глубокая переработка рыбы и отходов аквакультуры.
Рекомендуем: Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству иностранных дел РФ, профильным федеральным службам и агентствам, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, федеральной и региональной законодательной власти, хозяйствующим субъектам, прочим заинтересованным сторонам:
1. В части реализации региональных составляющих федеральных проектов Национального проекта «Экология», направленных на сохранение и оздоровление водных ресурсов
1.1. Дополнить новый федеральный проект по оздоровлению водных объектов (далее – проект) Российской Федерации комплексными мероприятиями, охватывающими широкий спектр направлений, увязывая их между различными регионами.
1.2. При подготовке нового федерального проекта по оздоровлению водных объектов Российской Федерации проработать вопрос дополнительного включения мероприятий по берегозащите.
1.3. Разработать механизм управления проектом, позволяющий оперативно вносить корректировки в целях перераспределения выделенных средств между объектами или видами работ (проектирование, очистка от донных отложений) без корректировки федерального паспорта проекта (в рамках утвержденных показателей и результатов 8-го проекта).
1.4. Подключить к реализации проекта Росприроднадзор в целях проведения им инвентаризации источников сброса сточных вод, в т. ч. несанкционированных, в водные объекты, мероприятия по расчистке которых предложены к включению в проект.
1.5. Внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, что инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
1.6. Законодательно установить возможность строительства управляемых аварийных выпусков, обеспечивающих разгрузку системы водоотведения в сильный дождь, учитывая, что наиболее загрязненная часть поверхностных сточных вод, образующаяся в начале дождя, уже отведена в систему водоотведения.
2. В части использования и охраны водных объектов в целях повышения эффективности принципа водного законодательства, предусматривающего платность использования водных объектов:
2.1. Пересмотреть порядок расчета объема субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений, с учетом специфики субъектов Российской Федерации, в т. ч. объема средств, собираемых от платы за водопользование субъектами Российской Федерации и поступающих в доход бюджета Российской Федерации.
2.2. Разработать механизм адресности расходования средств, поступающих от платы за пользование водными объектами, включая создание специального фонда, средства которого будут расходоваться на проведение мероприятий по охране водных объектов (т. е. механизм «окрашивания» средств, собираемых от платы за водопользование).
2.3. Рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности» в части дифференцированного увеличения ставки платы за использование акваторий поверхностных водных объектов или их частей (в частности, для городов федерального значения). В целях совершенствования процедур предоставления прав пользования водными объектами:
2.4. Рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые документы, регулирующие порядок проведения аукционов на право заключения договоров водопользования, в части их перевода из очного формата в электронный вид.
2.5. Рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые документы, регулирующие порядок предоставления права пользования водными объектами, в части устранения возникшего избыточного барьера для бизнеса, связанного с отказами в предоставлении права пользования водными объектами, у которых не установлены границы; проработать вопрос возможности сброса поверхностных сточных вод на рельеф.
2.6. В целях устранения правовой неопределенности, препятствующей привлечению к административной ответственности за нарушения требований водного законодательства, внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), дополнив часть 1 статьи 23.29 КоАП РФ недостающими положениями части 1 статьи 23.23 КоАП РФ и исключив статью 23.23 КоАП РФ.
2.7. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель» в части введения нормы, позволяющей учитывать государственные мелиоративные системы как объекты недвижимости, что позволит накладывать ограничения (обременения) по использованию земельных участков, на которых расположены такие системы (либо выводить земли под такими системами из состава земельного участка).
2.8. Рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель» в части установления требования к мелиорации земель как к организационно-хозяйственному, техническому мероприятию, направленному на коренное улучшение земель, независимо от их категории.
3. В части развития и сохранения водно зеленого каркаса
3.1. Для унифицированного подхода к развитию и сохранению водно-зеленого каркаса разработать общенациональную Концепцию водно-зеленого каркаса, включая мероприятия по ее реализации, а также внедрить в правовую и нормативную базу определения и показатели, связанные с водно-зеленым каркасом, для оценки его состояния.
3.2. При подготовке градостроительной документации учитывать водно-зеленый каркас, обеспечивая связанность природно рекреационных зон и взаимоувязку с транспортным и жилищным развитием.
3.3. Для решения дилеммы реновации или капитального ремонта старых застроек инициировать проекты по оценке стоимости экосистем, что позволит оценить экономическую эффективность обоих подходов.
3.4. Администрациям городов рекомендуется организовать регулярный спутниковый экологический мониторинг состояния городской среды, доработав и утвердив технологии дистанционного мониторинга. При мониторинге зеленых насаждений проводить оценку параметров растительного покрова, влияющих на микроклимат и защитные функции насаждений.
3.5. Организовать межведомственное взаимодействие для развития зеленых технологий и применения водоудерживающих биологических сооружений в городской среде.
3.6. Развитие и сохранение водно-зеленого каркаса городов включить в перечень приоритетных адаптационных мероприятий региональных планов адаптации субъектов Российской Федерации к изменениям климата и увязать с градостроительной деятельностью.
4. В части мониторинга состояния морской среды:
4.1. Усовершенствовать государственную наблюдательную сеть за загрязнением морской среды российских морей, модернизировать объекты и методы контроля состояния морской среды. В акватории Финского залива Балтийского моря добавить количество станций ежегодного мониторинга государственной системы наблюдений, чтобы большая часть акватории была подвержена наблюдениям и оценке состояния морской среды.
4.2. Развивать нормативно-методическую базу РФ по контролю загрязняющих веществ в морской среде по современным методическим подходам и методикам.
4.3. Включить в программу мониторинга определение уровня загрязнения донных отложений, позволяющих оценить суммарный уровень загрязнения морской среды локального участка акватории и определить приоритетные загрязняющие вещества вследствие их накопления с мелкодисперсными частицами на дне моря, а также определять концентрации загрязняющих веществ в тканях морских организмов, являющихся основными объектами угнетения загрязняющими веществами.
4.4. Расширить количество и перечень определяемых соединений в объектах мониторинга морской среды с учетом международного опыта по определению загрязнения морской воды, донных отложений и биоты.
4.5. Добавить мониторинг морского мусора в государственную сеть наблюдений для получения информации о базовых значениях концентрации мусора и микропластика в различных компонентах морской среды и для дальнейшего анализа трендов и принятия мер по сокращению загрязнения российских морей.
4.6. Возобновить мониторинг в Лужской и Копорской губах в открытом море для получения фоновых значений определяемых параметров.
4.7. Для морской воды провести верификацию лабораторных методик и, возможно, оборудования для определения нефтяных углеводородов, пестицидов и группы определяемых стойких органических загрязнителей с точки зрения предела обнаружения, в связи с тем, что ежегодно данные загрязнители практически не обнаруживаются, но, согласно данным других анализов (органические вещества и биогенные элементы), загрязнение присутствует в водах Финского залива и Невской губы.
5. В части обеспечения экологической безопасности на акваториях и развития эклогически чистого судоходства:
5.1. Рассмотреть возможность перевода судов природоохранного флота Санкт-Петербурга на альтернативные виды топлива, а также проработать вопрос развития соответствующей инфраструктуры.
5.2. Обратить внимание на проблему гражданского судостроения, в т. ч. судов природоохранного флота, ввиду введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера. Отметить сложности поставки судового оборудования, соответствующего Требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 №719.
6. В части устойчивого развития аквакультуры:
6.1. Обеспечить субсидирование из бюджета регионов хозяйств, осуществляющих выращивание рыбы в системах УЗВ, с целью стимулирования их внедрения, субсидирования реконструкции и строительства современных систем по обеззараживанию и очистке сточных вод.
6.2. Обеспечить соблюдение аквакультурными хозяйствами обязательств по проведению комплексного мониторинга водной среды, включая обязательный ежегодный мониторинг состояния донных отложений в местах дислокации садковых хозяйств.
6.3. Повысить контроль эффективности очистки сточных вод рыбоводных хозяйств.
6.4. Стимулировать создание научно обоснованных безотходных (малоотходных) технологий переработки рыбного сырья, что имеет важное значение как с экономической точки зрения, так и с точки зрения охраны окружающей среды.
6.5. В целях обеспечения устойчивого развития аквакультуры и сохранения стабильного благоприятного экологического состояния водных объектов, где располагаются рыбоводные хозяйства, проработать вопрос организации и финансирования разработки рыбоводно биологического обоснования для каждого конкретного водоема.
6.6. В целях предотвращения создания негативного воздействия хозяйствам проработать вопрос о законодательном закреплении порядка учета мнения граждан при формировании границ рыбоводных участков.