Т.М. Конышева, заместитель директора Государственного музея «Смольный»
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры «Историко-мемориальный музей «Смольный» было создано 28 декабря 1991 года. В его основу вошли пять мемориальных музеев, фонды и библиотеки ликвидированного Ленинградского музея В.И. Ленина, основанного в 1927 году. В процессе своего становления музей выдержал несколько организационных трансформаций и переименований.
![](https://ecopeterburg.ru/wp-content/uploads/2024/12/WhatsApp-Image-2022-09-27-at-08.37.04-3-768x1024.jpg)
Современное название – Государственное бюджетное учреждение культуры «Историко мемориальный музей «Смольный» – было закреплено 27 декабря 2011 года. Оно отражает более широкий тематический охват и свободу от политической тенденциозности. Основная экспозиция музея разместилась в правительственном здании Смольного и охватывает все этапы: историю Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института), деятельность первого советского правительства, советский период, новейшую историю вплоть до деятельности современного Правительства Санкт-Петербурга.
ЦГА ф.Р-6176-6-9 Эскизный проект «Павильона» при Смольном ЦГА ф.Р-6176-6-9 Лист из эскизного проекта «Павильона» при Смольном
Особая страница истории здания – Смольный в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, когда он был штабом обороны города. Здесь в круглосуточном режиме осуществлялась деятельность Военного совета Ленинградского фронта, партийного и административного руководства города и области. В 2019 году музею был передан уникальный стратегический объект – бомбоубежище на глубине 12 м под Смольным площадью 804 кв. м, построенное в 1935–1937 годах и использовавшееся для полноценной работы и пребывания там высшего руководства блокадного Ленинграда.
Первый эскизный проект убежища в Смольном был разработан еще в 1932 году Военно-технической академией РККА имени Дзержинского. 19 марта 1935 года было принято Постановление Президиума Ленинградского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов о проектировании бомбоубежища в Смольном «для обеспечения бесперебойной работы руководящего партийного и советского состава в условиях воздушного нападения противника на Ленинград»(1).
Командующему войсками Ленинградского военного округа И.П. Белову (2) было поручено возложить составление технического проекта убежища на начальника инженеров Ленинградского военного округа. Устанавливался десятидневный («декадный») срок для разработки технического задания по проектированию убежища. При этом подчеркивалась необходимость закончить весь цикл работ от изготовления проекта до окончания строительства в текущем, 1935 году.
Уже 3 апреля 1935 года на совещании у заместителя председателя Ленинградского совета было утверждено техническое задание о проектировании убежища при Смольном. Разработка технического проекта поручалась Ленинградскому проектному бюро УНИ РККА. Проект должен был быть готов в течение месяца. Для производства работ при Ленинградском военном округе в срочном порядке формировался строительный участок. Главным строителем назначался начальник инженеров ЛВО. В его обязанности входило оформление по доверенности Ленинградского совета всех договоров по проектированию убежища, его оборудования, по производству всех работ и монтажу оборудования. Для проектирования и разработки специального оборудования привлекались соответствующие организации: по энергоснабжению – военно-морской отдел Главэнергопрома, по связи – трест «Связьмонтаж», по отоплению, водоснабжению, канализации и вентиляции – соответствующие управления Ленинградского совета.
Восьмого апреля 1935 года на имя наркома обороны СССР К.Е. Ворошилова было отправлено письмо за подписью заместителя председателя Ленинградского совета РК и КД А.М. Иванова и начальника сектора мобилизации и обороны Президиума Ленсовета Клюсека с приложением технического задания.
Задание по проектированию убежища (3) было разработано и представлено для утверждения Президиума Ленсовета 3 июля 1935 года. В нем еще раз подчеркивалось, что убежище при Смольном должно быть спроектировано как пункт укрытия, позволяющий ответственным работникам Ленинградского и Областного Комитета ВКП(б), Президиума Ленсовета и ОБЛИКа осуществлять руководство предприятиями и организациями Ленинграда при любых условиях нападения противника.
Планировкой убежища предусматривалось построить 10 комнат вместимостью 26–33 человека для:
• первого секретаря Ленинградского комитета ВКП(б) – 2 комн. (1–2 человека),
• секретарей ЛК и ОК ВКП(б) – 1 комн. (3–4 человека),
• председателей ЛС и ОБЛИКа – 2 комн. (2–3 человека),
• заместителей председателей – 1 комн. (4–5 человек),
• прочего руководящего состава – 2 комн. (6–7 человек),
• технического аппарата – 2 комн. (10–12 человек). Далее шли помещения для обеспечения жизнедеятельности и охраны:
• оперативная комната для работников командования Ленинградским военным округом на 10 человек,
• помещения для охраны и связистов до 10 человек,
• комната отдыха на 10 человек,
• медпункт на 7–8 коек,
• столовая на 10 человек,
• пропускники,
• кухня,
• кладовая для продуктов.
Дополнительные помещения для охраны должны были располагаться в потерных (подземные коридоры с переборками на входе и выходе). В связи с этой задачей пункт-убежище должен был отвечать требованиям полной газонепроницаемости, гарантировать полную защиту при ударном и фугасном действии авиабомб весом до 1 т, обеспечивать возможность без ущерба для здоровья долгого пребывания в нем и работы (до двух дней), т. е быть вентилируемым забором воздуха через фильтры.
Месторасположением для убежища был выбран сад Смольного между главным зданием и рекой Невой. Предполагаемая глубина – до 12 м. Планировалось сделать три выхода. Первый (главный) – в здание Смольного с потерной, рассчитанной на ударное и фугасное действие авиабомб весом до 1 т. Второй выход – к Неве, третий – в направлении площади Пролетарской Диктатуры. Потерны этих двух выходов должны были выдержать ударное и фугасное действие бомб весом до 100 кг.
Планировалось, что убежище должно иметь системы отопления, водоснабжения и канализации, электроснабжения и вентиляции. При этом все системы должны снабжаться как от городских сетей, так и от автономных установок. Для руководства организациями города планировалось обеспечить пункт- убежище самостоятельной телефонной станцией, телеграфом, радиотрансляционным узлом, иногородней телефонной связью с Москвой. При составлении справки, подготовленной для Ленгорсовета об ориентировочной стоимости убежища при Смольном, был использован тот же эскизный проект, разработанный Военно-технической академией РККА в 1932 году.
Общая стоимость проекта и убежища по предварительным подсчетам составила 2 357,8 тыс. рублей (4). При этом в расчет бралась средняя стоимость фортификационных устройств (на этот период времени) со всеми работами и оборудованием. В расчеты не вошло устройство телефонной станции, радиотрансляционного узла, систем освещения и водоснабжения. Кроме того, к эскизному проекту не прилагались пробы грунта, поэтому стоимость строительства дана как ориентировочная.
Постановлением Президиума Ленинградского Совета РК и КД от 3 июля 1935 года проектирование убежища при Смольном было поручено Специальному проектному бюро (СПБ НКТП СССР) – (тов. Можуго) и установлены сроки:
• до 15 июля – составление уточненного технического задания,
• до 20 августа – составление эскизного проекта,
• до 15 сентября – составление рабочих проектов, смет и планов.
Составление и заключение договоров от имени Президиума Ленинградского совета поручалось коменданту Смольного тов. Гришину.
Всесоюзное Экспериментальное проектное бюро (наб. Красного Флота, 6), которым руководил начальник – главный инженер Можуго, приступает к работе и 10 июля 1935 года принимает решение о зашифровке объекта «Смольный» под наименованием «Павильон»(5). С этого времени все письменные материалы (в т. ч. проекты), все устные сообщения на совещаниях по данному объекту будут проходить под этим наименованием без указания его местонахождения и назначения.
Начавшееся осенью 1935 года строительство «Павильона» было практически завершено через два года, к октябрю 1937-го. Оставалось обеспечить его телефонной связью с городом. Из докладной записки УВД по Ленинградской области от 26 октября 1937 года председателю Ленсовета Петровскому: «…кабель в черте города не проложен, т. к. Телефонная Дирекция не может получить его от завода «Севкабель». Таким образом, к 1 ноября с. г. при отсутствии кабеля обеспечить «Павильон» телефонной связью, несмотря на полную готовность «Павильона» в Смольном, не представляется возможным» (6).
В апреле 1941 года штаб объекта МПВО «Смольный» возобновил активную работу по оснащению бомбоубежища всем необходимым для работы.
Таким образом, к началу войны бомбоубежище под Смольным представляло собой двухуровневое (двухэтажное) сооружение на глубине 12 м общей площадью 703,4 кв. м с объемом 1 796,0 куб. м. Толщина наружных стен – 3200 мм. Верхний уровень – общая площадь 423,4 кв. м, кабинеты с нумерацией от 1 до 11 (11 шт.), санпропускник, туалетная комната, ФВК (фильтровентиляционные комплексы для обеспечения бомбоубежища воздухом), коридор, выход в ходок (наклонная часть), выход в потерну, потерна. Нижний уровень – общая площадь 280 кв. м, кабинеты с нумерацией с 12 по 20 (9 шт.), коридор, технический блок, тамбур-шлюз, хранилище топлива.
Трудно переоценить роль Смольного в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда. Здесь была создана уникальная система управления, в которой присутствовали одновременно военная и гражданская системы. Оторванность осажденного города от «Большой земли», от центрального управления привела к созданию своеобразной модели, которой не было ни в одном городе или регионе Советского Союза. В Смольном осенью 1941 года работали Обком ВКП(б), Горком ВКП(б), Президиум Ленсовета и Облисполкома.
Практически все советское и партийное руководство было сосредоточено в этом здании. Для решения и немедленной реакции на проблемы, возникающие в городе в условиях военного времени, были созданы «узкие комиссии» для «решения вытекающих из военной обстановки текущих вопросов». В Смольном был создан Военный совет обороны Ленинграда, затем Военный совет Ленинградского фронта. Здесь решались вопросы планирования, материально технического снабжения, производства, обороны, жизни города. Работа в подземных этажах Смольного велась круглосуточно.
Период 1945–1954 годов стал в мире ключевым этапом формирования ядерной политики. Возможность применения ядерного оружия для достижения внешнеполитической цели продиктовала необходимость модернизации объекта «Павильон». В августе 1951 года Ленметропроект начал разработку технического проекта «Объект №51» (такое кодовое название с этого времени получил объект в управленческой документации). Работы по реконструкции объекта были возложены на Ленметрострой и начаты в 1953 году. Была сооружена двухэтажная пристройка для размещения современных систем жизнеобеспечения, построены новые запасные выходы (два взамен одного), вентиляционные шахты, сделана перепланировка внутренних помещений. Вместимость командного пункта увеличилась до 90 человек (7).
При реконструкции 1956 года были достроены фильтровентиляционная камера с дизельной, потерна, колодец «А», колодец «Б», ходок запасного выхода и грузовая шахта, покрытие сооружения «тюфяки» были доведены до 4 200 мм. В 1963–1964 годах произведены работы по устройству артезианской скважины глубиной 200 м и реконструкции клапанов. В 2005 году проведен капитальный ремонт системы водоснабжения, установлены насосы и водонагреватель, заменены баки запаса холодной и горячей воды по 300 л, воды для технических нужд – 500 л, проведен трубопровод. Последняя реконструкция была запланирована и началась в 1991 году.
До 2012 года объект был действующим объектом гражданской обороны, а затем выведен из эксплуатации. В 2019 году уникальный стратегический объект был передан музею. За прошедшие с 2012 года семь лет внутренние коммуникации были нарушены, объект находился в аварийном состоянии. Необходимо было из «ограниченно годной» категории сделать музейное пространство, безопасное для посещения людей. Были разработаны специальные технические условия, проведен комплекс мер по гидроизоляции, оснащению новейшими системами жизнеобеспечения, и только затем началась музеефикация объекта.
27 января 2019 года была открыта первая часть экспозиции под названием «Бункер Жданова» на площади 120 кв. м, а 9 мая 2020 года закончена реконструкция второй части – «Подземные этажи Смольного» на площади 400 кв. м. Новая экспозиция стала событием в музейной жизни города и получила высокую оценку разных категорий посетителей: блокадников, ученых-историков, российских и иностранных туристов, правительственных делегаций, гостей губернатора и различных органов исполнительной и законодательной власти города и страны. Однако ровно половина сложного фортификационного сооружения оставалась без ремонта и была недоступна посетителям. Работы по созданию новой экспозиции в последней части уникального пространства бомбоубежища были проведены в августе–декабре 2022 года.
Экспозиция получила название «Объект «Павильон» (художественная неорама, построенная по историческому принципу, где каждый раздел посвящен отдельным сторонам жизни блокадного Ленинграда) состоит из 22 взаимосвязанных зон. Документы и материалы переносят посетителей в военное время. Среди них экспонаты из фондов музея, подлинная мебель довоенного Смольного, блокадные реликвии, средства правительственной связи, личные вещи сотрудников Смольного. Музейный фонд пополнили более 300 подлинных и типологических экспонатов.
Сохранив подлинное пространство, были воссозданы кабинеты А.А. Жданова, Л.А. Говорова, комнаты охраны и медсанчасть. Нижний этаж и технические зоны бомбоубежища впервые с момента строительства принимают посетителей. В тематических залах «Музы не молчали» и «Наука блокадного Ленинграда» – научные разработки осажденного Ленинграда и рассказ о культуре города. В комнате Военного совета Ленинградского фронта можно принять участие в качестве наблюдателей в совещании руководства города, где обсуждается подготовка к окончательному снятию блокады Ленинграда.
![](https://ecopeterburg.ru/wp-content/uploads/2024/12/Фото-3-1024x719.jpeg)
Напротив комнаты Военного совета располагается узел связи. Эффект присутствия в этом историческом месте усиливают художественная подсветка, фигуры, акустика, уникальные документальные кадры. Сняв трубку телефона правительственной связи, можно услышать подлинные тексты переговоров Сталина с руководством блокадного Ленинграда. В новой части экспозиции использованы уникальные материалы: документы и кадры хроники из ЦГАИПД, ЦГА, РГАСПИ г. Москвы, РГАКФД г. Красногорска, которые ранее были неизвестны и не использовались в научном обороте.
Кроме этого, в новой части полностью реализованы принципы и возможности современной музейной экспозиции: управление потоками мультимедийной информации и эффектами воспроизведения реализовано через интерактивное взаимодействие экскурсовода (или посетителей) с экспонатами. Для этого используются жесты, бесконтактные команды, перемещение предметов с дублирующей системой кнопок и т. д. Интегрированная система управления мультимедиа, электропитанием и светом позволяет мобильно создавать различные светозвуковые сценарии для различных зон экспозиции. Это все усиливает эмоциональное восприятие материала. Весь видео- и аудиоконтент перемещен на системы хранения, находящиеся в серверной, что позволяет мобильно перераспределять, модифицировать и редактировать контент в зависимости от изменений экскурсионного плана, научно-информационных обновлений. Это, в свою очередь, позволяет музею оставаться актуальным, современным и трансформируемым в настоящее время и в будущем.
Музей «Смольный» с блокадной экспозицией «Объект «Павильон» занял достойное место среди военно-патриотических музеев города и внес свою профессиональную лепту в изучение, осмысление и сохранение памяти о безмерном подвиге в истории Великой Отечественной войны – блокаде и освобождении Ленинграда.
1. Постановление Президиума Ленинградского совета РК и КД от 19 марта 1935 г. №319/сс.
2. Иван Панфилович Белов – советский военный деятель, командарм 1-го ранга (1935). Член ЦИК СССР, депутат Верховного совета СССР первого созыва, член Военного совета при наркоме обороны СССР.
3. Задание по проектированию убежища при Смольном 1935 г. ЦГА СПб., ф. 7384, оп. 4, д. 12, л. 15, об. 16.
4. Справка об ориентировочной стоимости убежища при Смольном. Справка для Ленгорсовета. ЦГА СПб., ф. 7384, оп. 4, д. 12, л. 7.
5. О зашифровке объекта Смольный под названием «Павильон». 10 июля 1935 г. ЦГА СПб., ф. 7384, оп. 4, д. 22, п. 14.
6. Об обеспечении телефонной связью «Павильон». ЦГА СПб., ф. 7354, оп. 4, д. 15, л. 189
7. Специальная фортификация ХХ века: история и технологии. 2022 г. Ивачев К.Ю. Объект «Павильон / Объект №51», стр. 55