Чистяков Кирилл Валентинович

Директор Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент РГО

Уважаемые читатели!

Человек, безусловно, является частью природы Земли, но, обеспечивая свои возрастающие требования к потреблению и комфортной среде обитания, исторически достаточно давно стал вмешиваться в различные природные равновесия. Даже до начала научно-технической революции, определившей облик современной цивилизации, возникали локальные ситуации, которые мы сегодня называем экологическими кризисами. Например, при избыточном истреблении травоядных животных при совершенствовании методов охоты, или при перевыпасе скота, или при сведении лесов для расширения пашни, или при засолении почв из-за поливного земледелия.

В XIX веке развитие городов и промышленности охватило уже большую часть материков, что породило борьбу за ресурсы и колониальный передел мира, а также идеи об «исчезающем плодородии» – исчерпании возможностей Земли для поддержания растущего населения планеты. Возник «социальный заказ» на научное исследование проблемы и поиски выхода из кризиса. За решение таких задач взялись представители разных наук, имевших отношение к изучению природы Земли. В этих условиях предложенная Э. Геккелем в 1866 году новая биологическая наука «экология» – о связях живой и неживой природы – оказалась весьма востребованной и эффективной. Со временем, уже во второй половине XX века, в странах Запада она переросла узкую биологическую «прописку», превратившись не только в комплексное научное направление, но и в идеологию, социальное явление, фактор геополитики.

Кстати, российские ученые присутствовали уже при рождении «экологии». Например, почитаемый в нашей стране географами, этнографами и антропологами Н.Н. Миклухо-Маклай был учеником и ассистентом Э. Геккеля в университете Йены с весны 1866 года. Однако в России с ее бескрайними и относительно малоизученными просторами особую роль при решении проблем взаимодействия человека и природы, ее живых и неживых компонентов играли географы и представители смежных наук.

Стоит напомнить, что Санкт-Петербург имеет особое значение в развитии российской науки – именно на берегах Невы более трехсот лет назад начали формироваться первые научные школы, были основаны Академия наук и Университет. В число приоритетов всегда входили науки о Земле, требовалось изучение территории и ресурсов России. Среди ректоров Университета в Санкт-Петербурге и деятелей Академии наук были такие выдающиеся российские самородки, как М.В. Ломоносов и С.П. Крашенинников (в этом году исполняется 270 лет с момента издания его труда «Описание земли Камчатки»).

В 1845 году в Санкт-Петербурге было создано Русское географическое общество (РГО), продолжающее свою деятельность без перерывов и сегодня. Кроме организации экспедиционных исследований в Арктике, на южных территориях России, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке, РГО дало толчок развитию природоохранительной деятельности, создав соответствующую комиссию в 1912 году и положив начало системе заповедников в России (первым был Баргузинский заповедник, созданный в 1916 году).

Уникальное историко-научное явление представляет собой возникшая в последней четверти XIX века в Санкт-Петербургском университете школа В.В. Докучаева, основателя генетического почвоведения. Под его руководством проводились исследования причин неурожаев в черноземных губерниях России и вырабатывались меры по противодействию неблагоприятным тенденциям в природопользовании. Неудивительно, что ученики и последователи В.В. Докучаева внесли уже в XX веке огромный вклад в формирование современных наук об окружающей среде. Достаточно вспомнить, например, академика В.И. Вернадского – выдающегося геолога, геохимика, разработчика учения о биосфере, мыслителя, рассматривавшего научную мысль как планетное явление и повлиявшего на формирование экологического мировоззрения вплоть до наших дней.

В советский период научное сообщество было вовлечено в масштабные проекты по организации рационального природопользования и охране природы, разрабатывались новые методы исследований и модели взаимодействия человека и природы, которые соответствовали уровню мировой науки. Хотя термин «экология» в СССР использовался редко вплоть до 1970-х годов, но велась подготовка специалистов по охране окружающей среды по направлениям географических, геологических, биологических, технических и других наук.

В 1980-х годах возникло и распространилось мнение о необходимости «экологизации» классических наук о Земле в университетах и академическом сообществе. Одним из первых маркеров этой тенденции стало переименование в факультет географии и геоэкологии в 1986 году в Ленинградском университете старейшего в стране географического факультета (возник как Географический институт в Петрограде в 1918 году, вошел в состав университета как факультет в 1925-м). В этот период началась подготовка в нашей стране сертифицированных и дипломированных экологов, которая не перечеркнула, а только дополнила опыт, накопленный российской наукой и образованием.

С тех пор пройден большой путь, сформировались научные школы, получили развитие комплексные методы мониторинга состояния окружающей среды, в т. ч. с использованием дистанционного зондирования Земли, накоплены огромные массивы цифровых данных, разработаны математические модели взаимодействия различных геосфер Земли. Обязательным требованием стали планы адаптации регионов к изменениям климата, ESG-повестка стала привычной в крупных бизнес-проектах, экологическое воспитание стало неотъемлемой частью современного образования на всех уровнях, расширяется волонтерское движение.

Над решением этих и многих других экологических задач в Санкт-Петербурге в различных университетах, академических и ведомственных институтах работают представители не только биологии и наук о Земле, но также физики, химики, математики, экономисты, юристы, инженеры, программисты и другие высококвалифицированные специалисты. Соединение их усилий и внимания неравнодушной общественности позволило иметь в черте динамично развивающегося многомилионного города не только адекватные современным требованиям условия окружающей среды, но и создать систему особо охраняемых природных территорий, экологических троп и маршрутов. Такие научно обоснованные решения востребованы петербуржцами и гостями нашего города и создают надежный фундамент на будущее.

Будем и дальше стремиться к тому, чтобы Санкт-Петербург, который часто называют городом-музеем, продолжал свое развитие как экономический, культурный, научный и образовательный центр России, не утеряв своих исторических традиций!

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс