- Памятник природы
- Объявлен решением малого совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов от 22.04.1992 №97
- Площадь 156 га
- Курортный район
Из пяти особо охраняемых природных территорий, расположенных в Курортном районе Санкт- Петербурга, старейшая – памятник природы «Комаровский берег», отметивший 22 апреля 2025 года свое 33-летие. Часть побережья Финского залива была объявлена памятником природы с целью сохранения участка спелого елового леса и прибрежных природных комплексов. Несмотря на свою небольшую площадь, «Комаровский берег» отличается высоким разнообразием ландшафтов.
Здесь встречаются типичные для Карельского перешейка участки сухих и заболоченных песчаных террас (верхней и нижней), высокий песчаный уступ, прорезающие его овраги, небольшие торфяники, песчаные дюны и пляжи. Смену ландшафтов и растительности можно проследить, двигаясь от берега Финского залива через литориновую террасу, затем поднимаясь по крутому литориновому уступу и выходя на верхнюю (озерно-ледниковую) террасу. На песчаном пляже произрастают приморские виды – гонкения бутерлаковидная, чина приморская и горчица морская балтийская. Эти растения приспособлены к произрастанию на песках, но чувствительны к вытаптыванию.

Муравейник в ельнике 
Еловый лес

Песчаные пляжи сменяются полосой современных невысоких дюн с псаммофильным злаком – волоснецом песчаным, куртинами шиповника морщинистого, осокой песчаной, занесенной в Красную книгу Санкт-Петербурга, и старовозрастными соснами. За дюнами в увлажненных понижениях и по берегам ручьев располагаются небольшие участки черноольховых лесов, которые стали редкими в нашем городе. Но большую часть территории памятника природы занимают еловые леса. Для Санкт-Петербурга уникальны представленные здесь старовозрастные ельники, возраст елей может достигать 120–150 лет. Под пологом елового леса произрастают типичные растения хвойного леса: кислица обыкновенная, майник двулистный, седмичник европейский.

В северной части территории, на верхней террасе, господствуют светлохвойные сухие сосновые леса. Эти леса необычайно бедны по видовому составу. Здесь встречается всего 11 видов сосудистых растений, среди которых наиболее типичны представители семейства вересковых: брусника, черника, вереск. В таких сосновых лесах хорошо развит сплошной покров из зеленых мхов, нередко с примесью напочвенных лишайников.
Визитной карточкой ООПТ «Комаровский берег» являются грандиозные архитектурные сооружения маленького лесного труженика – северного лесного муравья. Это самый многочисленный вид из десяти представленных здесь видов муравьев. Плотность поселений северного лесного муравья на ООПТ чрезвычайно высока, нигде более в городской черте в таких количествах северный лесной муравей не встречается. Этот вид муравьев интересен тем, что обладает высоким уровнем социальной организации, образует т. н. «федерации» – группы родственных гнезд, включающие до десятка и более гнезд (муравейников) с отводками. За счет этого северный лесной муравей может более эффективно использовать кормовую территорию и вытеснять конкурентов в нарушенные или малопригодные для них местообитания. Некоторые из гнезд поражают своими размерами – они могут достигать двух метров в высоту и тридцать сантиметров в диаметре.
Благодаря разнообразию лесной растительности на относительно небольшой площади «Комаровского берега» могут гнездиться птицы, характерные для разных типов лесов. На сегодняшний день на территории памятника природы встречается 146 видов птиц. Главная отличительная черта орнитофауны ООПТ – явное доминирование лесных видов. Основу гнездящихся птиц составляют широко распространенные виды воробьиных.

Хищные птицы (за исключением единичного случая гнездования дербника) появляются здесь лишь во время сезонных миграций и изредка зимой (перепелятник). Из сов был замечен только воробьиный сыч, который охотился на синиц у дачных кормушек в зимний период. Благодаря наличию подходящих биотопов и кормовой базы (в т. ч. обилию муравейников) ООПТ имеет хорошие условия для обитания дятлов. В разные годы здесь гнездятся вертишейка, желна, седой, белоспинный, большой и малый пестрый дятлы, в зимнее время встречается трехпалый дятел. Однако отмечается нерегулярность гнездования и исчезновение некоторых видов дятлов, что объясняется не только естественной динамикой их численности в регионе, но, в значительной степени, увеличением рекреационной нагрузки и лесохозяйственными мероприятиями.

Видовой состав млекопитающих на ООПТ обычен для окраин Санкт-Петербурга и довольно беден. Чаще всего встречаются типичные обитатели тайги – обыкновенная бурозубка, рыжая полевка, белка; реже – горностай, заяц-беляк и еж обыкновенный. По данным ежегодных наблюдений, на территории в 2020 году впервые были зарегистрированы следы жизнедеятельности косули, чье присутствие позднее подтвердилось при помощи фотоловушки, в объектив которой также попала лисица у жилой норы.
Здесь обитают три вида летучих мышей: ушан, северный кожанок и двуцветный кожан – наиболее обычные представители рукокрылых для большинства ООПТ Санкт-Петербурга. Вполне допустимо, что рукокрылые обитают на чердаках прилегающих дачных домов и других строений, среди которых немало пустующих, вполне пригодных для летучих мышей.
Ежегодно отмечается появление на территории кабанов, в последние несколько лет чаще стали встречаться лоси. В целом в результате проведения ежегодного мониторинга фауны млекопитающих список зверей на «Комаровском берегу» увеличился с 20 до 26 видов.
Памятник природы интересен не только своими природными комплексами, но и историей. Территория, примыкающая к побережью Финского залива в районе Комарово, начала активно осваиваться только в последней четверти XIX века, до 1880-х годов она оставалась незаселенной. Участок между Терийоки(Зеленогорск) и Куоккала (Репино) на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи вплоть до революции 1917 года на правах автономии, был покрыт преимущественно лесами, в т. ч. заболоченными. Лишь вдоль залива со времен средневековья пролегала прибрежная дорога – нынешнее Приморское шоссе. Земли не представляли большой ценности для сельского хозяйства из-за своей исключительной бедности и высокой заболоченности.
Активное освоение земель вблизи Финского залива началось после строительства в 1870 году железной дороги Санкт-Петербург – Риихимяки. Петербуржцы, привлеченные великолепными хвойными лесами и живописными берегами Финского залива, начали скупать у местных финских крестьян земли и застраивать участки дачами. Для обеспечения дачников продовольствием крестьяне стали расчищать от леса и осушать заболоченные плодородные участки под уступом, создавая здесь сельскохозяйственные угодья.
Территория будущего памятника природы также не избежала окультуривания и осушения. В восточной части «Комаровского берега» наиболее заметна сохранившаяся до наших дней густая сеть дренажных канав, проложенная более ста лет назад на нижней (литориновой) террасе и выведенная в ручьи, русла которых в пределах этой террасы были спрямлены и превращены в канавы. На некоторых участках параллельные канавы прорыты через каждые 15–20 м. В настоящее время немалая часть канав заплыла и заросла. Интересно отметить, что к 1930-м годам, когда территория памятника природы входила в состав независимой Финляндии, площадь сельскохозяйственных угодий (в основном сенокосов) достигла максимума и составляла около 10% нынешней площади ООПТ.
К началу XX века между Териоками и Куоккалой сформировался крупный дачный поселок Келломяки, а при нем одноименная железнодорожная платформа, получившая в 1903 году статус станции. Название станции и поселка восходит к имени песчаного холма, где в период строительства железной дороги между сосен был подвешен колокол, звон которого оповещал рабочих о начале обеденного перерыва и окончании рабочего дня. Строители называли это место «kellomjaki», что в переводе с финского означает «колокольная гора».
Дачный поселок застраивался по специально разработанному плану служащим Выборгской землеустроительной конторы Э.А. Пипониусом. Планировка территории выполнялась в продольно-поперечном порядке, большинство улиц пересекались под прямыми углами. Эта планировка поселка в основных чертах сохранилась и поныне. Перпендикулярно железной дороге в сторону залива шла прямая улица, получившая название Морской. Ее пересекали улицы, идущие параллельно железной дороге. Одна из них (Курортная улица, ранее носившая название Большой проспект) проходила по краю литоринового уступа.
Участки на Морской улице были одними из самых дорогих, и построенные здесь дачи поражали своей роскошью. Здания, похожие на миниатюрные деревянные дворцы, утопали в зелени небольших парков, устроенных на европейский манер. Некоторые дачи имели электрическое освещение. Украшенные деревянной резьбой, они устремляли ввысь свои причудливые башенки и шпили, сверкали разноцветными стеклышками веранд и восхищали прохожих своим великолепием. Представление о том, кто владел дачами в те времена, дает дошедшая до наших дней карта дачного района Келломяки, составленная художником И.А. Владимировым в 1913 году для Келломякского пожарного общества.
На южной стороне Большого проспекта находились дачи Чижова и Эдлера, по Морской улице на верхней террасе – владения Ивановой и Юхневич, по Морской улице на нижней террасе – дачи Буффа, Владимирова и Бательда. Из вышеперечисленных в границы памятника природы «Комаровский берег» входит участок дачи Бательда. К настоящему времени, однако, от дачной постройки того времени сохранился лишь фундамент. Кроме дачи Бательда, в границы «Комаровского берега» входит часть парка т. н. «виллы Рено», которая является частью объекта культурного наследия федерального значения «Дача начала XX века», включающая четыре пруда и остатки парковых посадок.

Перенесемся в начало ХХ века. Первым владельцем дачи по Морской улице, что впоследствии получила название «вилла Рено», был Иван Иванович Чижов – купец второй гильдии, владелец оружейного магазина на Литейном проспекте. На участке купец построил дом и обустроил парк с беседкой-ротондой на литориновом уступе, к подножью уступа вели деревянные лестницы, центральной осью парка был каскад прудов, от него вверх шла лестница с каменными ступеньками. Прогуливаясь по территории памятника природы, можно полюбоваться четырьмя прудами, берега которых выложены камнем. От паркового великолепия того времени сохранилась и чаша фонтана. В 1917 году И.И. Чижов продает свои участки Эмилю Рено, бельгийцу французского происхождения, владевшему гостиницей в Санкт-Петербурге. После событий Октябрьской революции и получения Финляндией независимости поселок Келломяки, как и весь Карельский перешеек, стал частью Финляндской республики и оставался под ее юрисдикцией до событий Зимней войны 1939–1940 годов и начала Великой Отечественной войны. На территории «Виллы Рено» свояченица Эмиля Рено Ванда Федоровна Орешникова открыла пансионат, за которым ей помогали присматривать ее дочери. Впоследствии одна из них вышла замуж за сына знаменитого физиолога Ивана Петровича Павлова, который приезжал в летние сезоны в Келломяки.
В 1940 году территория поселка Комарово перешла под юрисдикцию СССР, а в конце 1940-х стала частью курортной зоны Ленинграда. В послевоенные годы сельскохозяйственные угодья были заброшены и начали активно зарастать лесом. На верхней террасе вдоль Курортной улицы были построены дачи для членов Академии наук СССР. В 1948 году поселок Келломяки был переименован в честь президента Академии наук, географа и ботаника Владимира Леонтьевича Комарова.
Источники
- Комаровский берег – комплексный памятник природы / Ред. Е.А. Волкова, Г.А. Исаченко, В.Н. Храмцов. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб., 2004. 92 с.
- Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга / Отв. ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева, Н.Ю. Нацваладзе. – СПб., 2016. 176 с.
- Комарово-Келломяки. Статьи и воспоминания / ООО «Редакционная коллегия журнала «Реликвия». – СПб., 2010. 320.
- Комарово. Морская сторона. Дачная жизнь сто лет назад / Е.М. Травина. – 2-е изд. – СПб., 2022. 256 с.
- Архивные материалы и иллюстрации ГКУ «Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга».
