Сестрорецкое болото

  • Государственный природный заказник «Сестрорецкое болото»
  • Образован постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 №169
  • Площадь 1877 га
  • Курортный район

Заказник «Сестрорецкое болото» является, пожалуй, самой «природной» ООПТ из образованных в Санкт-Петербурге, поскольку основную его часть занимает естественный болотный массив, никогда не подвергавшийся радикальным воздействиям со стороны человека – осушке, добыче торфа, рубкам леса.

Глядя на это болото, трудно представить себе, что находишься на территории пятимиллионного мегаполиса. Тем не менее, как сказал поэт, наш город «вознесся… из топи блат». И действительно, Санкт- Петербург был построен в основном на сырых, болотистых землях Приневской низины. Не все эти территории были болотами в строгом смысле слова, т. е. торфяниками, однако в начале XVIII века было, по-видимому, заболочено около 40% площади современного Петербурга (свыше 500 кв. км). Большие болота были, например, на месте нынешнего Марсова поля и в районе Коломны.

Границы заказника «Сестрорецкое болото»

Власти и жители города долго боролись с болотами, осушая и застраивая их. Тем не менее, и в настоящее время в нашем городе насчитывается около трех десятков торфяников, общая площадь которых превышает 70 кв. км. Однако большинство из них полностью или частично осушены и поросли лесом, так что их болотную «сущность» сразу и не распознаешь. Неосушенных болот осталось около 20 кв. км, и из этой площади две трети (14 кв. км) – это Сестрорецкое болото. Поэтому, глядя на него, можно представить себе, как выглядели когда-то некоторые районы Санкт- Петербурга – например, местности у станций метро «Парнас», «Старая Деревня» или «Шушары». Так что Сестрорецкое болото в некотором смысле «хранит память» о бывших ландшафтах Санкт- Петербурга. На формирование ландшафтов в районе заказника оказали влияние как природные события, так и воздействие человека.

Память о прошлом хранится не только в облике, но и в толще этого болота, но об этом мы расскажем позже. Начнем с того, что еще до последней ледниковой эпохи, в третичный или неогеновый период (более двух миллионов лет назад), на месте низовий нынешних рек Сестры и Черной существовали глубоко врезанные долины, образующие при слиянии обширную низменность. В четвертичное время, когда наши края неоднократно покрывались мощными ледниковыми покровами, максимальный из которых достигал толщины полутора километров (это три Лахта-центра!), эти низины наполнились рыхлыми ледниковыми наносами, образуя так называемые «плывуны», подобные тому, который когда-то разрушил «красную» ветку городского метро.

Изменение уровня моря в Санкт-Петербурге за последние 9 тыс. лет в сравнении с памятником Петру I на Сенатской площади, известным как «Медный всадник»

После отступания последнего ледникового покрова, примерно 14 тыс. лет назад, одновременно происходили два процесса: подъем уровня Мирового океана из-за таяния льдов и поднятие освободившейся ото льда суши. В зависимости от того, какая тенденция брала верх, местность вокруг нынешнего Санкт-Петербурга то покрывалась водами озер и морей, то снова становилась сушей. Последний по времени подъем уровня моря начался около 8500 лет назад, во времена первых сельскохозяйственных поселений в Передней Азии. Максимального уровня море достигло примерно 7500–6500 лет назад – во времена древних цивилизаций Месопотамии и первых египетских фараонов. В это время уровень моря был в нашем городе примерно на 10–12 м (в зависимости от места) выше нынешнего уровня Финского залива.

Климат тогда был существенно теплее современного, в окрестных лесах росло гораздо больше, чем сейчас, деревьев широколиственных пород (дуб, липа, вяз, ясень). В это время на месте нынешних центральных районов Санкт- Петербурга, его северо-западных и юго-западных пригородов (Лахта, Лисий Нос, Сестрорецк, Зеленогорск, Петергоф, Ломоносов), в т. ч. и на месте Сестрорецкого болота, плескались волны  обширного  теплого  и  соленого  моря, которое названо по одному из обитавших в нем моллюсков Литориновым. Водами Литоринового моря при его максимальном распространении были покрыты примерно 512 кв. км нынешней территории  Санкт-Петербурга,  или  36% его площади. Полностью были затоплены нынешние Центральный, Адмиралтейский, Василеостровский, Петроградский, Кронштадтский районы города, а также части всех остальных районов. При этом если в окрестностях Петергофа и Зеленогорска тогдашняя береговая линия отстояла от нынешней на 0,5–1 км, то в районе Сестрорецка море образовывало обширную лагуну, распространяясь на 7–10 км от нынешнего берега. Долины небольших рек, в т. ч. Сестры и Черной, превратились в узкие морские заливы.

Схема распространения береговых образований в северо-западной части Санкт-Петербурга

Максимальный уровень Литоринового моря отмечен хорошо заметным уступом, также называемым литориновым. В юго- западных пригородах Петербурга на этом уступе расположены дворцы Стрельны, Петергофа и Ораниенбаума. Такой же уступ ограничивает с севера и Сестрорецкое болото, он изрыт окопами и траншеями Карельского укрепленного района, созданного в 1920 – 1930-х годах.

Острова на Сестрорецком болоте, образованные древними береговыми валами и дюнами

Море немного отступило 7000–6500 лет назад (в Европе в это время начался бронзовый век), при этом на мелких местах начался намыв береговых валов. Затем ветры переносили намытый песок и местами образовывали дюны – холмы из мелкого песка. С отступлением моря дюны закреплялись и зарастали соснами. На древних дюнах расположена центральная   часть   города   Сестрорецка, входящие в него поселки Александровская и Тарховка, а также многочисленные санаторно- курортные учреждения в самом Сестрорецке и Солнечном. Некоторые из них так и называются (например, санатории «Дюны» и «Детские Дюны»). На Сестрорецком болоте тоже есть древние береговые валы и дюны, они образуют веерообразную систему вытянутых «островов», которые маркируют стадии отступания Литоринового моря.

После  отступления  Литоринового  моря и должно было, собственно, образовываться Сестрорецкое болото, проходя последовательно все положенные ему стадии: низинное, переходное, верховое… Известно, что торф в наших краях образуется со скоростью не больше одного миллиметра в год, а значит за шесть с лишним тысяч лет должно было накопиться около шести метров торфа. Примерно так и оказалось: максимальная мощность торфа в центральной части болота составила 6,25 м, дальше идут озерные отложения – сапропель. Но вот в чем неувязка: радиоуглеродный анализ торфа показал, что на глубине 5–6 м торфяные отложения имеют возраст не шесть, а семь–восемь тысяч лет. Анализ состава торфа и содержащейся в нем пыльцы свидетельствует о том, что в это время здесь росли березовые леса с тростником и папоротниками (помните, мы говорили о том, что память о прошлом хранится в толще болота?).

Простите, но здесь же в это время было море? Какие березы, какие папоротники? Кроме того, эти отложения сейчас находятся на абсолютных отметках примерно 5 м над современным уровнем моря, а значит тогда должны были быть глубоко под водой? Да, это одна из многочисленных загадок природы, которые приходится решать исследователям. Одним из ее решений является гипотеза об образовании в лагуне Литоринового моря плавучих торфяных островов, подобных тем, что образуются на современных водохранилищах путем всплытия затопленного торфа. На этих-то плавающих островах и могли расти березовые леса. Кстати, из перекрытых литориновыми отложениями и торфом сапропелей образовались лечебные грязи, которые добывают на Сестрорецком болоте и используют для лечения различных заболеваний.

Мы рассказали о природных факторах формирования ландшафтов Сестрорецкого болота и его окрестностей. Несмотря на то, что влияние человеческой деятельности на само болото, как уже говорилось, минимально, окружающие его территории, в т. ч. и входящие в заказник, подвергались существенным антропогенным воздействиям. Не успело еще окончательно отступить Литориновое море, как на дюнах, окружающих болото, начали селиться люди. Здесь, в т. ч. и на территории заказника, обнаружены многочисленные стоянки неолитического времени, относящиеся к культуре ямочно-гребенчатой керамики.

В Средние века эти территории стали ареной противостояния Великого Новгорода и Шведского государства. В самом конце XIII века западная часть Карелии была завоевана Швецией, основавшей в этих землях Выборгскую крепость. Эта ситуация юридически закреплена в Ореховецком договоре 1323 года, утвердившем передачу Швеции трех западно-карельских погостов. Так была установлена первая в регионе официальная государственная граница, совпавшая на южном участке с древней племенной границей по реке Сестре.

Шло время, менялись границы… Новгород стал частью Московского государства, но граница по реке Сестре на протяжении почти 300 лет неизменно подтверждалась на каждых мирных переговорах. Только в начале XVII века Швеции удалось полностью присоединить Карелию и Ингерманландию и по Столбовскому договору 1617 года отодвинуть свои границы дальше на юго-восток. За прошедшие после этого 100 лет русско-ижорско-карельское православное население левобережья реки Сестры почти полностью сменилось финнами- лютеранами (ингерманландцами), появились многочисленные  ингерманландские  деревни. Наиболее близкая из них к территории заказника – это деревня Редуголь (Retukyla). Относящиеся к ней сельскохозяйственные угодья занимали северную часть заказника.

Затем последовала Северная война 1700–1721 годов, в результате которой Ингерманландия и почти вся Карелия были присоединены к России. В 1809 году было образовано Великое княжество Финляндское в составе Российской империи, а в 1811-м в него была включена Выборгская губерния, после чего граница Финляндии с Санкт-Петербургской губернией опять прошла по реке Сестре. По ней же была установлена и государственная граница Финляндской республики с Советской Россией после получения Финляндией независимости в 1917-м. В период 1920-х – 1930-х годов к востоку от реки Сестры был создан Карельский укрепленный район, часть оборонительных сооружений которого находилась на островах на Сестрорецком болоте и к северу от болота (сейчас движимые артефакты оттуда перевезены в экспозицию «Сестрорецкий рубеж»).

В качестве межгосударственной эта граница просуществовала до 1940 года, когда в результате «зимней» войны 1939–1940 годов весь Карельский перешеек по Московскому договору отошел к Советскому Союзу. Во время Второй мировой войны финские войска вышли в нижнем течении реки Сестры на линию бывшей государственной границы, де-факто восстановив границу 1918-го. Однако советское контрнаступление 1944 года, завершившееся осенью этого года Московским перемирием, а затем Парижским мирным договором 1947 года, вернуло границу на линию 1940-го.

Основное влияние на ландшафты Сестрорецкого болота оказало создание водохранилища на реке Сестре, образовавшегося выше плотины Сестрорецкого оружейного завода в 1721 году. Водохранилище, часть которого включена в заказник, затопило низовья рек Сестры и Черной и часть Сестрорецкого болота. Сейчас этот крупнейший на территории Санкт- Петербурга водоем имеет площадь 10,6 кв. км, из которых 2,4 кв. км включены в заказник.

Водохранилище имеет в плане треугольную форму со слабоизрезанной береговой линией. Нормальный подпорный уровень (НПУ), Грядово-мочажинный участок болота Грядово-озерковый комплекс, поддерживаемый регулирующими его двумя плотинами, составляет сейчас восемь метров над уровнем моря. Средняя глубина водоема составляет два метра, дно достаточно ровное, так что на основной части акватории глубины составляют полтора – два с половиной метра.

Более углублена лишь приплотинная часть, там максимальная глубина составляет 4,6 м. Средний объем воды в водохранилище – 19 млн куб. м. В северной части водохранилища за счет разрушения волнами торфяного берега наблюдается отступание берега примерно на один метр в год, а со стороны устьев рек Сестры и Черной, наоборот, быстрое нарастание берега за счет образования дельтовых островов (в среднем на 10 м в год).

Хорошо сохранившееся Сестрорецкое болото является уникальным для города болотным массивом, где можно наблюдать все типы болот, характерных для южно-таежной зоны. По краям болота распространены участки низинных (эвтрофных) торфяников с открытыми  высокотравными  сообществами и черноольховыми лесами. Значительные территории занимают участки переходного (мезотрофного) типа, с преобладанием осоки волосистоплодной  на  сфагновом  покрове. В ветреную погоду такая осока образует живописные волны, напоминающие ковыльную степь. Центральную часть массива занимают верховые (олиготрофные) болота различной структуры. По мере продвижения к наиболее возвышенной   части   болотного   массива ровные моховые болота сменяются грядово- мочажинными с болотными формами сосны, а самый центр занимает живописный грядово- озерковый комплекс.

Животный мир Сестрорецкого болота также весьма разнообразен. Здесь встречаются восемь видов амфибий и рептилий, в т. ч. охраняемые в Санкт-Петербурге веретеница ломкая и гадюка обыкновенная (последняя образует здесь крупнейшую в городе популяцию). На настиле экологической тропы внимание посетителей неизменно привлекает обилие живородящих ящериц, греющихся на досках. Разнообразие и численность млекопитающих на болоте невелики. Заметно присутствие лис, роющих норы на песчаных островах. В последние годы из-за обилия посетителей лисы покинули западные острова,  по  которым проходит экологический  маршрут,  но  сохранились  на удаленных от него островах. К охраняемым видам относятся еж и черный хорь. В последние годы в реках и озере Разливе появились бобры.

Экологическая тропа на Сестрорецком болоте

Разнообразие и обилие птиц на территории заказника, наоборот, весьма велико. Здесь отмечено 162 вида птиц, шесть из которых (чернозобая гагара, белоглазый нырок, скопа евразийская,  белая  куропатка  среднерусская, большой кроншнеп, филин) включены в Красную книгу Российской Федерации, а 32 вида – в Красную книгу Санкт-Петербурга. Большое  количество  птиц  останавливается на болоте и акватории Сестрорецкого Разлива в период сезонных миграций. В устье реки Сестры в течение многих лет существует одна из самых крупных в городе и области колоний озерной чайки (в отдельные годы насчитывала до 6000 пар), многочисленны на гнездовании хохлатая чернеть, кряква, чомга, речная крачка. Размножаются красношейная поганка, малая чайка, черная крачка, красноголовый нырок.

Отмеченная выше уникальность нетронутого болотного массива в большом городе сделала необычайно популярной устроенную там экологическую тропу. На маршруте протяженностью 3,5 км можно увидеть основные типы болот: низинное, переходное, верховое, каждое с характерным для него сообществом флоры и фауны, а также поросшие сосновым  лесом  острова,  образовавшиеся  из береговых валов древних морей. Около 2,5 км из общей протяженности маршрута проходит по деревянным настилам, на которых в наиболее интересных местах оборудованы смотровые площадки.

Источники

Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга / Отв. ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева, Н.Ю. Нацваладзе. – СПб., 2016. – 176 с.

Беликов В.В. Искусственное водохранилище

«Озеро Сестрорецкий Разлив». – СПб., 1999. – 142 с. Геологический атлас Санкт-Петербурга. / Ред. Филиппов Н.Б., Спиридонов М.А. СПб., 2009. – 57 с.

Природа Сестрорецкой низины / Ред. Е.А. Волкова и др. СПб., 2011. – 261 с.