канд. биол. наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, член Экологического совета по проблемам охраны окружающей среды при Правительстве Санкт-Петербурга, советник Международного союза охраны природы (МСОП), член Природоохранительной комиссии Русского географического общества
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) на сегодня являются одним из самых доступных и, в то же время, эффективных способов сохранения видового разнообразия, ландшафтов и экосистем. Именно поэтому на глобальном уровне уделяется огромное внимание поддержке и развитию ООПТ. Конвенция о биологическом разнообразии поставила цель: довести к 2020 году покрытие ООПТ сухопутной части Земли до 17%, морских и океанических акваторий – до 10%.
По этим показателям Россия может показаться далеко не лидером в этом процессе, однако важно учитывать масштабы нашей страны. Сейчас ООПТ покрывают немногим более 10% процентов страны, но даже это составляет более 2 млн. км2! При этом надо иметь в виду, что по разным подсчетам от 40 до 60% территории России – это малонарушенные или девственные экосистемы. Именно поэтому следует высоко оценивать мировую значимость России в сохранении биосферы и предоставлении ключевых экосистемных услуг на глобальном уровне.
Новая Россия достаточно громко заявила о себе как промышленная держава, однако на уровне глобальной охраны природы наследие «железного занавеса» сохраняется. О наших достижениях в этой сфере очень мало знают на международном уровне. В этом плане настоящим прорывом было широкомасштабное участие России во Всемирном конгрессе парков (Сидней, 2014) и во Всемирном конгрессе по охране природы (Гонолулу, 2016). Наши постоянные павильоны были одними из лучших, с огромным количеством посетителей, которые открывали Россию, как страну, очень много делающую для охраны природы. По понятным причинам на выставках представлялись федеральные ООПТ.
Однако, более 8% территории России занимают ООПТ регионального значения. Мы хорошо знаем, что ситуация с региональными ООПТ далеко не однозначна в разных субъектах Российской Федерации. Есть регионы, где ООПТ хорошо управляются и эффективно работают, а есть и такие, где даже процесс определения их границ не завершен. В любом случае, региональные ООПТ – это совершенно грандиозный, часто недооцененный природоохранный потенциал России!
В ряде случаев региональные ООПТ могут быть значимы и на международном уровне. Так, например, в Ленинградской области расположено 5 водно-болотных угодий международного значения (номинированы в рамках Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях) и 4 охраняемых района Балтийского моря (номинированы в рамках Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря) – в их границах расположен 1 государственный природный заповедник, имеющий федеральное значение, 1 государственный природный заказник федерального значения и 5 заказников регионального значения
(3 заказника имеют оба статуса, 1 заказник имеет статус охраняемого района Балтийского моря и еще один заказник входит в границы рамсарского угодья вместе с заказником федерального значения).
Особо следует отметить специфическую ситуацию с ООПТ в Санкт-Петербурге. В условиях мегаполиса пространств для природных комплексов не так много, но, тем не менее, в Петербурге есть ООПТ сейчас, они успешно функционируют и есть планы создания новых! – Это непросто, амбициозно и очень благородно.
Должен подчеркнуть, что создание ООПТ в пределах городских границ, особенно по берегам Невской губы и Финского залива, с экологической точки зрения многократно менее затратная деятельность, чем масштабное строительство. Для грядущих поколений гораздо более приятным наследием будет морской природный фасад нашего Великого города, и это могут сделать ООПТ Санкт-Петербурга.
Создать комментарий