Проблемы и решения в Ленинградской области
В свое время на территории нашей страны активно развивалась система строительства и эксплуатации локальных очистных сооружений для нужд малых населенных пунктов. Это было экономически и стратегически обосновано. Однако прогресс не стоит на месте. Химико-физический состав хозяйственно-бытовых стоков, к примеру, претерпел существенные изменения. Тридцать – сорок лет назад он был достаточно однороден и предсказуем: в быту практически не применялись сложные моющие средства, а точнее, их разнообразие сводилось к хозяйственному мылу и некоторым не очень сложным стиральным порошкам. Фторсодержащие элементы составляли настолько ничтожную часть от всего объема, что ими можно было пренебречь. Здесь стоит отметить, что локальные очистные сооружения были рассчитаны как раз на такой состав стоков, и это, в свою очередь, позволяло накапливать иловые осадки таких очистных сооружений в самой черте населенного пункта. К тому же, численность населения подобных населенных пунктов считалась относительно стабильной и менялась в пределах допусков и статистических погрешностей и в основном в меньшую сторону.
Существенно ситуация начала меняться с середины 1990-х – начала 2000-х годов. В обиход в массовом количестве начали входить моющие средства с содержанием фосфоновых и дикарбоновых кислот, перкорбоната натрия, метасиликатов, различных эмульгаторов, метакриловых сополимеров, сульфатов, диоксида титана и прочих химических соединений, которые ранее редко встречались в домашнем хозяйстве. Вкупе с развитием строительства в малых городах и как следствие роста численности населения, особенно в непосредственной близости от мегаполисов, это колоссально увеличило нагрузку на местные локальные очистные сооружения как в количественном, так и в качественном выражении.
Длительное время на такое положение дел обращал внимание только узкий круг специалистов в области канализации и водоотведения, но каких-то глобальных решений в этом направлении не предпринималось. В конечном счете ситуация по стране достигла критической отметки. Так, если раньше случаи массовых отравлений в небольших населенных пунктах были единичными, то в конце 2000-х годов аварии, связанные с изношенностью оборудования и их неприспособленностью под современные реалии, приобрели массовый характер. Скрывать проблему стало уже невозможно. Но при этом многие владельцы очистных сооружений не спешили заявлять о своих проблемах, зачастую делая вид, что держат ситуацию на контроле. Скорее всего, связано это было с доходами, которые получали компании за фактически не сделанную качественно работу. Модернизация требовала капитальных вложений, которых у частных компаний по ряду причин не оказывалось.
Не так давно государство попыталось остановить дальнейший процесс деградации очистных сооружений в малых населенных пунктах и привести это хозяйство в надлежащее состояние. Но проблема оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось изначально. Простым вливанием финансов задача не решалась. Очистные сооружения, построенные много десятилетий назад, попросту исчерпали свой ресурс и, как мы уже говорили ранее, не были приспособлены под решение задач очистки канализационных и хозяйственно-бытовых стоков современного качества и количества. Другой, не менее серьезной проблемой явилась принадлежность очистных сооружений различным структурам – в деревне или сельском поселении они вполне могут иметь статус федеральной подотчетности по владельцу. Это приводит к тому, что муниципалитет и даже район не имеют права вмешиваться в деятельность федерального хозяйствующего субъекта. Явным примером такой коллизии была недавняя ситуация очистных сооружений в деревне Колтуши, чьи очистные сооружения находятся на балансе Российской академии наук, а также очистные в поселке «Победа» недалеко от населенного пункта им. Свердлова в Ленобласти и так далее. Местные власти зачастую не могут решить проблемы, а между тем загрязнения накапливаются.
Исторически еще со времен Советского Союза очистные сооружения по всей стране являлись стратегическими объектами. От их функционирования зависели жизнь и здоровье населения, в том числе состояние окружающей среды. Во многом именно по этой причине содержание и эксплуатация очистных сооружений мегаполисов осталось в ведении местных водоканалов. Причин тому множество, среди основных – усиленный контроль, возможность оперативной ликвидации аварий и последовательная модернизация. Очистные сооружения малых населенных пунктов всего этого не имели и не имеют. Как правило, малочисленный персонал не несет ответственность за локальные аварии; штрафы предельно минимальные; желание заработать, наоборот, максимально велико. Не редки случаи, когда такие частные организации подключают новостройки к исчерпавшим свой ресурс коллекторам. Конечно, законом это не запрещено, но результат таких подключений не заставит себя ждать (истории про аварии буквально заполонили Интернет и СМИ). Кроме того, журналисты и экологи-общественники практически ежемесячно выявляют свалки иловых масс. Добавим к этому еще и невидимую часть проблемы – большое количество сброшенных неочищенных вод и инфильтрата оказывается в Неве и далее в Финском заливе.
Сама идея наличия и эксплуатации очистных сооружений в небольших населенных пунктах себя исчерпала. Очистка канализационных и хозяйственно-бытовых стоков – это стратегическая задача крупных ответственных операторов, находящихся под контролем государственных органов власти, в чьих силах обеспечить транспортировку сточных вод. При этом экологические риски практически сводятся к нулю. Для Северо-Западного региона и для Ленинградской области это наиболее актуально, поскольку водная экосистема имеет сложную взаимосвязь рек и водоемов, а такой подход полностью исключает их загрязнение.
Стоит отметить, что, например, в Ленинградской области некоторые застройщики уже отказываются производить подключения своих домов к непригодным для эксплуатации очистным сооружениям и находят более эффективные способы транспортировки канализационных стоков к месту их реальной переработки. Так, во Всеволожском районе Ленобласти (один из самых неблагополучных в регионе по количеству несанкционированных свалок), который географически огибает Санкт-Петербург по его северо-восточной стороне, строительные компании используют канализационные насосные станции с подключением к общей сети петербургского Водоканала.
Конечно, такой способ решения проблемы не является единственным. Есть настолько удаленные населенные пункты, что гораздо проще модернизировать даже самые старые очистные сооружения, несмотря на стоимость таких работ. При этом вполне очевидно, что необходимо создавать канализационные сети и развивать систему строительства и модернизации канализационных насосных станций, и это нужно делать в тех населенных пунктах, которые находятся не очень далеко от крупных городов. Однако очень часто и этого нет, и значительную часть работ тем же строительным компаниям приходится делать за счет собственных средств без участия государства, при этом решая государственную задачу экологической безопасности.
На Медиафоруме ОНФ, который проходил в начале апреля 2017 года в Санкт-Петербурге, многие журналистские работы были посвящены неработающим очистным сооружениям, загрязняющим окружающую среду по всей России. И количество таких работ оказалось в этом году гораздо больше, чем в прошлом.
В Волгоградской области в п. Катричев употребление некачественной водопроводной воды, которая явно не проходила через систему механических фильтров очистки, а также очистку бытовыми фильтрами воды, отправило на больничную койку 16 детей и шестерых взрослых (2007–2008 годы).
В Инзенском районе Ульяновской области было зафиксировано массовое отравление более чем двухсот человек. Пострадавшие работали и учились в разных учреждениях, между собой не контактировали, однако все использовали воду из одного водозабора (2013 год).
В Нальчике выход из строя хлораторной установки на водозаборе города стал причиной вспышки кишечной инфекции (2011 год).
Создать комментарий