Создание особо охраняемых природных территорий
Н.М. Алексеева, ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»
Особо охраняемые природные территории Северной столицы многим ее жителям знакомы не понаслышке – благодаря заряжающим бодростью прогулкам, восхищающим своей красотой пейзажам, чувству радости от встречи с самой настоящей природой прямо в черте города. Сейчас природно-заповедный фонд Санкт-Петербурга составляют 15 особо охраняемых природных территорий регионального значения. Генеральный план города предусматривает его расширение в качестве одного из мероприятий по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды.
«Особо охраняемые природные территории (ООПТ) представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».
Такое определение содержится в Федеральном законе от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Каждая ООПТ уникальна. Она всегда включает исключительные, единственные в своем роде или, наоборот, типичные природные объекты – естественную экологическую систему, природный ландшафт (например, лес, болото, озеро, речную долину, морское побережье и т. п.) или хотя бы их отдельные элементы. Зачастую это целый комплекс таких природных объектов, пространственно и функционально связанных между собой.
При принятии решения о создании ООПТ оценивается достоинство территории в отношении сохранения биологического разнообразия (в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении представителей флоры и фауны), уникальных природных комплексов и объектов, участков природных и культурных ландшафтов, геологических, минералогических и палеонтологических объектов, представляющих особую научную, культурную и эстетическую ценность.
Именно сохраняемые природные комплексы и объекты определяют то, какими должны быть площадь ООПТ, конфигурация ее границ и режим особой охраны – ограничения и запреты в отношении хозяйственной и иной деятельности. В свою очередь, это обусловливает выбор категории ООПТ (государственный природный заповедник, национальный парк, природный парк, государственный природный заказник, памятник природы, дендрологический парк, ботанический сад или др.) и ее значение (федеральное, региональное или местное). Перечисленные характеристики отражаются в нормативных правовых актах, касающихся создания конкретной ООПТ и определяющих ее дальнейшее функционирование.
ООПТ являются объектами общенационального достояния и образуют природно-заповедный фонд страны. Современная российская заповедная система объединяет около 12 тыс. ООПТ, общая площадь которых составляет более 2 млн кв. км (с учетом морской акватории), или 13,6% территории государства. Ее развитие, в соответствии с Экологической доктриной России, рассматривается как одно из ключевых направлений государственной политики в области экологии.
В 2017 году заповедная система России отпраздновала свой вековой юбилей. Первый в стране государственный заповедник – Баргузинский – был учрежден указом Правительствующего Сената Российской империи 11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю). Развитие системы ООПТ в Санкт-Петербурге имеет почти такую же длительную историю: в 1919 году по инициативе Музея Петроградского края был подготовлен проект учреждения «заповедника местной природы» площадью около 33 кв. км, включающего северное побережье Невской губы от Старой Деревни до дубовой рощи восточнее Лисьего Носа. Этот проект не был реализован: несмотря на его одобрение со стороны крупнейших ученых-естествоиспытателей Петрограда, он не получил поддержки властей. Однако уже тогда было обращено внимание на те особенности, которые продолжают оставаться основополагающими и в современной системе городских ООПТ: сохранившиеся участки природных экосистем, которые в окружении застройки динамично развивающегося города становятся поистине драгоценными, а также массовые стоянки перелетных водоплавающих и околоводных птиц на мелководьях Финского залива, имеющие глобальное значение.
Идея взять под охрану природные комплексы на северном берегу Невской губы была воплощена в жизнь лишь семь десятилетий спустя. В 1990 году Ленинградским городским советом народных депутатов было принято решение о создании первой в городе особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника «Юнтоловский», включающего озеро Лахтинский разлив и расположенное к северу от него Лахтинское болото. Создание еще четырех ООПТ состоялось в 1992 году, когда памятниками природы были объявлены природные комплексы «Комаровский берег», «Стрельнинский берег», «Дудергофские высоты» и «Парк «Сергиевка». В 1996 году был образован Гладышевский заказник, расположенный на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Развитие системы городских ООПТ получило новый импульс с принятием Закона Санкт-Петербурга от 21.12.2005 №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга». В основу соответствующего раздела Генерального плана легли предложения по итогам обследования территории города, выполненного в 2002 году Биологическим научно-исследовательским институтом Санкт-Петербургского государственного университета. В задачи этого обследования входило выявление природных участков, сохранивших ценные, редкие и типичные природные комплексы и объекты, которые могли бы сформировать систему ООПТ, наиболее полно отражающую богатое природное и историко-культурное наследие Санкт-Петербурга и стать основой его экологического каркаса.
В 2009 году, после тринадцатилетнего перерыва, в системе ООПТ произошло долгожданное пополнение – был создан заказник «Северное побережье Невской губы», занявший примерно одну десятую часть той самой территории, которую в начале ХХ века предлагали сделать заповедной петроградские ученые. В 2011–2015 гг. были созданы заказники «Озеро Щучье», «Сестрорецкое болото», памятники природы «Петровский пруд», «Елагин остров», заказники «Западный Котлин», «Южное побережье Невской губы», памятник природы «Долина реки Поповки» и заказник «Новоорловский». В 2013 году в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» были внесены изменения, сделавшие обязательным создание охранных зон для ряда категорий ООПТ, в соответствии с которыми в 2017–2018 гг. были образованы охранные зоны вокруг памятников природы «Петровский пруд», «Елагин остров» и «Долина реки Поповки».
В 2014 году был принят Закон Санкт-Петербурга «О перечне участков территорий, в отношении которых предполагается провести комплексные экологические обследования». В указанный перечень вошли предложенные научной общественностью участки, имеющие потенциал для создания на них ООПТ регионального значения. Планомерная работа по их обследованию уже дала первые результаты. В 2018 году целый ряд участков был включен в Генеральный план Санкт-Петербурга в качестве планируемых к созданию ООПТ (в том числе ООПТ «Ораниенбаумский» и «Шунгеровский», представляющие собой крупные лесные массивы в юго-западной части города, ООПТ «Лахтинский», «Лисий Нос», «Тарховский», «Гагарка», продолжающие цепочку заповедных территорий вдоль северного побережья Невской губы и Финского залива, и др.). В свою очередь, в настоящее время ведется работа по реализации Генерального плана Санкт-Петербурга в отношении развития природно-заповедного фонда города.
Принятие решения о создании новой ООПТ регионального значения осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», Законом Санкт-Петербурга от 18.07.2016 №455-88 «Экологический кодекс Санкт-Петербурга» и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.07.2011 №901 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при создании особо охраняемых природных территорий регионального значения» путем принятия Постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании ООПТ, утверждающего границы ООПТ, а также положение об ООПТ (в случае государственного природного заказника) или паспорт ООПТ (в случае памятника природы). При этом необходимая сопроводительная работа возлагается на уполномоченный исполнительный орган государственной власти – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Работа по созданию ООПТ, с учетом требований современного законодательства, включает ряд этапов, которые кратко описаны ниже.
На первом этапе проводится комплексное экологическое обследование территории, по итогам которого разрабатываются материалы, обосновывающие необходимость создания ООПТ, ее цели и ориентировочные границы. Эта работа выполняется высококвалифицированными специалистами – биологами и географами – через конкурсную процедуру государственного заказа. Далее осуществляется сбор исходных сведений от исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, обо всех земельных участках, расположенных в границах создаваемой ООПТ.
На основе полученных сведений разрабатывается проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании ООПТ, приложениями к которому являются положение об ООПТ (для заказников) или паспорт ООПТ (для памятников природы) и сведения о границах ООПТ. Положение (паспорт) ООПТ включает, в том числе, описание целей и задач создания ООПТ, описание местоположения ООПТ с указанием ее площади и приложением карты границ, режим особой охраны ООПТ, сведения о земельных участках в границах ООПТ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков в границах ООПТ, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах ООПТ.
Сведения о границах ООПТ, в соответствии с изменениями, внесенными в 2018 году в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», включают графическое описание местоположения границ и перечень координат характерных точек этих границ по форме, установленной приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 №650. Подготовка таких сведений осуществляется топогеодезической организацией через конкурсную процедуру государственного заказа.
Следующим этапом являются разработка материалов оценки воздействия на окружающую среду в результате принятия решения о создании ООПТ и проведение общественного обсуждения этих материалов и проекта Постановления Правительства Санкт-Петербурга о создании ООПТ. Далее проект постановления направляется на согласование с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и федеральными органами исполнительной власти и на государственную экологическую экспертизу регионального уровня. После согласования органами власти и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проект постановления направляется в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Согласованный всеми указанными органами власти проект постановления выносится на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга. Заключительным этапом является его подписание Губернатором Санкт-Петербурга, с этого момента решение о создании особо охраняемой природной территории вступает в силу.
Создать комментарий