Герман Широков, председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики
Арктика. Одновременно суровый и прекрасный северный край, раскинувшийся на всю ширину нашей необъятной страны, сегодня полностью или частично включает в себя девять регионов. И, несмотря на то, что сам Петербург географически не входит в Арктическую зону, с момента своего основания именно Северная столица оказывала настолько значительное влияние на развитие этих территорий, что город можно смело называть арктическим.
О том, каким образом Санкт-Петербург выстраивает отношения с регионами Арктической зоны России и каких успехов достигает на этом направлении, рассказывает председатель Комитета Санкт-Петербурга по делам Арктики Герман Широков.
– Первые попытки освоения русской Арктики начались много веков назад. Почему именно Санкт-Петербургу отводится роль одного из главных исторических центров развития Арктики?
– Безусловно, арктические земли и моря осваивались людьми на протяжении многих веков. Мы знаем и богатую историю поморов, строительства северных крепостей и монастырей в средние века, и, конечно, основание Архангельска, который на протяжении более четырехсот лет является ключевым северным центром развития. Однако масштабное и системное освоение Арктики на государственном уровне началось с эпохи Петра I и создания им регулярного флота. Перенос столицы российского государства в Петербург стал залогом того, что решения и планы по освоению северных территорий, формирование морских, военных и научных кадров, строительство судов, создание экспедиционных корпусов и организация сопутствующей деятельности стали осуществляться именно в Петербурге.
Появление ледоколов, а затем в советское время и атомных ледоколов, которые успешно строятся в Северной столице по сей день, придало новый импульс развитию Арктики, а вместе с этим поставило перед Санкт-Петербургом и новые масштабные задачи государственной важности. И наша непосредственная обязанность – продолжать их выполнение.
Что же касается неразрывной истории Санкт-Петербурга и Арктики, то она настолько объемна, что вместить ее невозможно даже в одну книгу, не говоря про статью. Однако для петербуржцев и гостей города, которым близка эта тема, силами комитета создан «Арктический путеводитель по Санкт-Петербургу» и на его основе цикл туристических маршрутов по городу, состоящий из пяти экскурсий-экспедиций, которые познакомят желающих с основными этапами вклада Северной столицы в развитие Арктики.
– Если вернуться к сегодняшнему дню и задачам, о которых вы упомянули. Со строительством ледоколов все понятно: Петербург – один из мировых центров создания кораблей этого класса. А какие еще производственные отрасли задействованы для развития Арктики?
– Научно-производственные возможности Санкт-Петербурга таковы, что позволяют обеспечить Арктику высокотехнологичной продукцией практически во всех сферах жизнедеятельности – от специальных продуктов питания до беспилотных технологий. Если говорить конкретнее, то это, в частности, машиностроение. Предприятия города производят оборудование для добычи и доставки углеводородного сырья из Арктики, создают перерабатывающие комплексы, а также системы обслуживания добычи, транспортировки и переработки.
Еще одно направление – это приборостроение и радиоэлектроника, которыми, в частности, активно занимается созданный комитетом Научно-производственный арктический кластер Санкт-Петербурга. Как уже было сказано, в нашем городе создаются беспилотные летательные аппараты, поставляемые в арктические регионы (например, для мониторинга ледовой обстановки, а на территории лесных массивов – противопожарной ситуации).
Если говорить о более «приземленной» продукции, то все наверняка слышали о снегоболотоходах «Шерп», вездеходах BV-206 и судах на воздушной подушке – они не только многофункциональны, но и перемещаются по поверхности практически без урона для экологии, что особенно важно, поскольку тема защиты окружающей среды сегодня является одной из ключевых в Арктике.
Также на территории города осуществляют свою деятельность фабрики легкой промышленности – производители одежды и экипировки, специальной обуви для работы в условиях сверхнизких температур. Если брать конкретные примеры, то это компании «Рэд Фокс», «Модерам», «Техноавиа-Санкт-Петербург» и многие другие.
Всего в Санкт-Петербурге более 200 организаций и предприятий, которые обладают арктическими компетенциями. Познакомиться с ними можно либо в каталоге «Санкт-Петербург – Арктике», который ежегодно в обновленном виде выпускает наш комитет, либо непосредственно на профильных международных арктических выставках и форумах, которые также чаще всего проходят именно в Санкт-Петербурге.
– Многие из вышеперечисленных сфер требуют высокой квалификации сотрудников и специфических навыков. Как сегодня осуществляется подготовка кадров для Арктики? Есть основание полагать, что в суровые северные края работать едут не очень охотно.
– Кадры – очень актуальный вопрос. Однако значение Санкт-Петербурга тут стоит разделить на две части. Действительно, наш город в целом является одним из крупнейших научно-образовательных центров России, в котором сосредоточено около 350 научных организаций. Непосредственно арктическими технологиями, изучением Арктики и подготовкой специалистов занимается более сорока из них. Долго придумывать не нужно: практически весь экипаж ледоколов готовится в вузах и колледжах Санкт-Петербурга.
Первый нюанс: чтобы работать на Арктику, не обязательно жить в Арктической зоне. Повторюсь, в Санкт-Петербурге большое число организаций и предприятий, которые поставляют в Заполярье высокотехнологичные товары и услуги. Если быть конкретнее, то только за 2021 год товарооборот между нашим городом и арктическими регионами превысил 31 млрд рублей. Способствуют этому, например, деловые миссии, которые ежегодно организовывает комитет. Представители петербургского бизнеса за последнее время побывали в Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах, а также в Красноярском крае, заключив десятки контрактов. Всем этим предприятиям нужны высококлассные специалисты, часто узкой специализации, а значит высокооплачиваемые.
Второй нюанс: Санкт-Петербург ведет активное межрегиональное взаимодействие, само собой, и в образовательной сфере. Оно заключается не в том, чтобы посылать петербургских специалистов в Заполярье, а в том, чтобы превращать в таких специалистов и экспертов абитуриентов из Арктики, работающих уже на развитие родных регионов.
– То есть сотрудничество Петербурга с регионами Арктической зоны в большей степени касается торгового и образовательного взаимодействия? Или есть еще какие-то направления?
– Торгово-промышленная и научно-образовательная сферы – это самые наглядные направления взаимодействия. Важным аспектом развития арктического региона является сохранение его специфики и самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера. Тут, конечно, большой вклад вносит Институт народов Севера (Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Прим. ред.). Его деятельность, в частности, направлена на сохранение родных языков народов, проживающих на территории России. Институтом готовятся кадры в области североведения, благодаря которым сохраняются уникальные языки, литература и культура коренных малочисленных этносов.
В Санкт-Петербурге расположены общественные и культурные организации, занимающиеся изучением истории освоения и исследования Арктического региона: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, Российский этнографический музей, Государственный музей Арктики и Антарктики. Кроме того, комитет ведет активное взаимодействие с общероссийской общественной организацией «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», создавшей в Санкт-Петербурге региональное отделение.
– Неоднократно на самом высоком уровне затрагивался вопрос экологической безопасности в Арктике. Проблема тянется с советского времени, когда подобные задачи не были в приоритете. Чем и как Санкт-Петербург помогает в их решении?
– Экологическая безопасность в Арктике – действительно одна из важнейших задач. Масштабное освоение северных территорий в свое время потребовало серьезных технических ресурсов. Когда же время эксплуатации подошло к концу, выяснилось, что вывезти из Заполярья оборудование и технику сложнее и дороже, чем было все это туда привезти. Само собой, своих решений требует и добыча природных ресурсов. Сейчас поставлена комплексная задача по улучшению экологической обстановки на всей арктической территории, где велась или ведется деятельность человека.
В этом плане Санкт-Петербург, конечно же, является одним из флагманов развития разработок в сфере экологической безопасности, а также адаптации арктических территорий к климатическим изменениям. В Российском государственном гидрометеорологическом университете, например, созданы и успешно работают Институт геоэкологического инжиниринга, лаборатория исследований пластикового загрязнения, эколого-аналитическая лаборатория, научная лаборатория «Экология и климат». Все они активно занимаются проблемой загрязнения мусором, пластиком, нефтепродуктами экосистем Арктики. Также на повестке дня составление карт риска загрязнения атмосферы Российской Арктики диоксидами серы и азота, создание цифровой платформы для мониторинга, моделирования и прогнозирования механизмов сохранения и рационального использования природных ресурсов Арктики и многое другое.
Учитывая, что экологическая безопасность – одна из приоритетных задач, реализуемая в рамках участия, а с 2021-го по 2023 год председательства России в Арктическом совете, возможности петербургских научных центров в этом направлении становятся особенно актуальными.
Если говорить в целом, то значимость Санкт-Петербурга для Арктики сложно переоценить. Между нашим городом и арктическими регионами просто нет сфер, в которых в той или иной степени не осуществлялось бы взаимодействие. Собственно, главная задача, которая в том числе стоит перед нами, укреплять и развивать это взаимодействие, ставить общие масштабные цели и вместе их достигать. Для этого у Санкт-Петербурга есть все ресурсы.
Создать комментарий