А.В. Кучаев, первый заместитель председателя
Н.В. Бондаренко, начальник управления государственного экологического надзора
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
В силу новой редакции статьи 25 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (за исключением обязательных требований, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами), проводится, в том числе, в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) .
Порядок осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Санкт-Петербурга (далее – РГЭН) регулируется статьей 65 Федерального закона №7-ФЗ и Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору на территории Санкт-Петербурга, утверждённым постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.09.2021 №741.
По итогам РГЭН за 2021 год комитетом выявлено 1291 нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования на территории Санкт-Петербурга, из которых четверть составили правонарушения в области обращения с отходами производства и потребления. За указанные правонарушения привлечено к административной ответственности 349 нарушителей, наложено штрафов на сумму 14 449,500 тыс. рублей.
В 2021 году в целях выявления и фиксации фактов нарушений природоохранного законодательства на труднодоступных территориях Санкт-Петербурга (в том числе на огороженных территориях предприятий, промышленных зонах, акватории города и др.), а также обнаружения несанкционированных свалок проводились обследования территории города с использованием беспилотных летательных средств.
Проведение аэросъемки включает в себя тепловизионную, ультрафиолетовую, фото и видеоцифровую аэросъемку. Всего в 2021 году с использованием беспилотных летательных аппаратов обследованы 54 участка территории Санкт-Петербурга.
Результаты аэрофото- и видеосъемок несанкционированных свалок отходов показали точные данные:
• о площадях свалок, • об объемах размещенных на них отходов,
• о фактах нарушений кадастровых границ земельных участков,
• о работе техники на территории свалок по завозу и разгрузке отходов,
• по планированию отходов непосредственно на территории свалки.
Полученные результаты аэросъемок позволили рассчитать размер причиненного вреда объектам окружающей среды вследствие нарушений природоохранного законодательства.
Указанные выше материалы передаются комитетом в органы прокуратуры Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования, а именно:
• взыскания ущерба, причинённого компонентам окружающей среды, в том числе в судебном порядке;
• вынесения мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Так, в 2021 году по материалам комитета за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, порчу земель и нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов органами МВД России и Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу возбуждены пять уголовных дел.
Кроме того, в сентябре 2021 года в Мобильную экологическую дежурную службу Комитета из ЦУКС ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу поступила информация об обращениях граждан о завозе на контейнерную площадку на ул. Варшавской канистр с неизвестными химическими веществами. Экологической аварийной службой, подведомственного комитету, СПб ГУП «ЭКОСТРОЙ» с указанной контейнерной площадки вывезены 70 шт. бесхозяйных емкостей (канистр) с неизвестными химическими веществами (жидкостью) общим весом 1300 кг.
По указанному факту комитетом было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ, проведено административное расследование.
В ходе административного расследования установлено:
• автотранспортное средство, с использованием которого были завезены отходы (по данным ГИС АПК «Безопасный город»);
• собственник автотранспортного средства и далее лицо, осуществившее транспортирование и сброс отходов на контейнерную площадку;
• проведены химико-аналитические исследования по определению класса опасности химических отходов, которыми установлено, что отходы относятся к II (высоко опасный) и III (умеренно опасный) классам опасности.
Виновное физическое лицо привлечено комитетом к административной ответственности с наложением административного штрафа. Материалы дела направлены в органы полиции для рассмотрения в части наличия признаков экологического преступления.
По результатам доследственной проверки установлены признаки преступления, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 247 Уголовного кодекса Российской Федерации. Материалы дела направлены полицией в Главное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В весенне-летний период 2021 года должностными лицами комитета в связи с многочисленными обращениями граждан был проведен осмотр территории общего пользования Приморского района Санкт-Петербурга между рекой Каменка и земельным участком с кадастровым номером 78:34:0004281:43061, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский проспект, в результате которого было выявлено загрязнение указанной территории, а также загрязнение самой реки Каменка отходами цементно-песчаной смеси. Отходы ЦПС поступали с территории земельного участка, на котором размещен растворобетонный узел (РБУ).
По выявленным фактам загрязнения компонентов окружающей среды должностными лицами комитета были возбуждены дела об административных правонарушениях и проводились административные расследования.
По результатам административных расследований были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды. Общество было привлечено комитетом к административной ответственности по ст. 8.1, ч. 1 ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 4 ст. 8.13, ч. 3 ст. 8.21, ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ с наложением административных штрафов на общую сумму 860 000 рублей.
Вместе с тем, комитетом был рассчитан размер вреда (ущерба), причиненный компонентам природной среды (береговой полосе реке Каменка, а также почве) в результате сброса сточных вод, перемешанных с отходами ЦПС, на территорию общего пользования Приморского района Санкт-Петербурга и в реку Каменка, который в общей сумме составил 12 609 440 рублей.
Комитетом материалы указанных дел об административных правонарушениях и рассчитанный ущерб были направлены в природоохранную прокуратуру Санкт-Петербурга для принятия мер прокурорского реагирования.
В настоящее время в Кировском районном суде Санкт-Петербурга по исковому заявлению прокуратуры рассматривается гражданское дело №2-6392/2021 о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде.
Например, по факту сброса цементно-песчаной смеси на территорию общего пользования Приморского района Санкт-Петербурга с северо-западной, северной и северо-восточной сторон земельного участка кадастровый номер 78:34:0004281:43061, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., органами внутренних дел возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Создать комментарий