Ленинградская область остается в числе лидирующих регионов России по достижению ключевых показателей экологической реформы, которая обновляет все уровни системы обращения с отходами – от новых контейнерных площадок с современными баками до вопросов утилизации (переработки) и обработки миллионов тонн отходов. В нынешних условиях развитие отрасли двигается дальше в рамках нацпроекта «Экология» с сохранением заданного темпа реформы.
Указанные мероприятия реализуются в рамках Государственной программы Ленинградской области «Охрана окружающей среды Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 31 октября 2013 года №368.
На территории Ленинградской области стратегический приоритет развития отрасли обращения с отходами направлен на увеличение доли отбора полезных фракций для последующего их вовлечения во вторичный хозяйственный оборот. Отраслевыми органами исполнительной власти разрабатывается комплекс мер поэтапного ухода от практики размещения на полигонах Ленинградской области отходов, не прошедших производственный цикл предварительной обработки (сортировки) и извлечения полезных фракций (вторичных материальных ресурсов), и перехода на принципы циркулярной экономики.
Одна из главных задач – рекультивация полигонов и переработка мусора в регионе. Уже к 2024 году область планирует избавиться от восьми полигонов. Одновременно планируется постепенный переход от накопления к переработке ТКО с учетом целей национального проекта «Экология». Отраслевые органы региональной власти координируют и контролируют на всех этапах процессы реформы в интересах жителей Ленинградской области. В рамках реализации государственной политики до 2030 года в регионе необходимо обеспечить 100% обработку отходов, которые генерируют Ленинградская область и Санкт-Петербург, а также максимально вовлечь во вторичный цикл производства и утилизации полезные виды отходов.
В связи с переходом на экологичные методы по обращению с отходами подразумевается постепенное повышение доли обработки до 100% и сокращение неутилизируемых остатков. Представлены несколько участков в разных районах для рассмотрения возможности строительства современных объектов по обращению с отходами. Перед строительством любого объекта по обращению с отходами он проходит на федеральном уровне необходимые этапы экспертиз, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе на соответствие природоохранному законодательству, а также общественное обсуждение.
Еще один важный этап сегодня – создание системы цифрового контроля за сферой обращения с отходами. Она будет способствовать контролю за перевозчиками, содержать информацию о точках накопления отходов, вторсырья, отражать маршруты перемещения отходов и мощности сортировки, обработки и утилизации отраслевой инфраструктуры. Прозрачность и подконтрольность потоков отходов, строительство новых объектов с мощностями, которые необходимо достичь в рамках реформы, позволят Санкт-Петербургу и Ленинградской области совместно достичь степени экологической безопасности, невозможной вне централизованной реформы, и исключить образование несанкционированных свалок.
Ленинградская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с 1 ноября 2019 года.
Правительство Ленинградской области выстраивает работу по совершенствованию региональной системы обращения с отходами в соответствии с приоритетами государственной политики, закрепленными Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.01.2018 №84-р.
Импортозамещение
На сегодня доля импортозамещения на мусоросортировочных комплексах Ленинградской области укладывается в средние показатели по стране и достигает высоких цифр – около 60% – благодаря комплексной работе, проводимой ранее на региональном и федеральном уровне.
Замещение импортного оборудования на отраслевых предприятиях в области проходит под федеральным контролем и поддержкой, как и корректировка проектов новых станций переработки, запланированных к строительству на смену старым полигонам, где исторически размещались смешанные необработанные отходы.
По данным Российского экологического оператора, особое внимание в процессе импортозамещения сейчас требуют отдельные виды оборудования – в первую очередь, оптический, баллистический и вихретоковый. Это оборудование используется для того, чтобы отделить пригодное для переработки вторсырье от общего потока отходов. Чтобы процесс замещения проходил наиболее конструктивно, отечественных производителей оборудования поддерживают на федеральном уровне.
Информационные системы контроля отходов Ленинградской области и Санкт-Петербурга
В настоящий момент проводится анализ существующих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области информационных систем для оценки возможности их интеграции между собой. На создание общей системы потребуется немало времени, так как практическое применение цифровых разработок на фоне этапа становления, на фоне обновляемой здесь и сейчас сферы обращения с отходами не может быть быстрым.
Контроль над процессом реформирования системы обращения с отходами, в том числе через цифровизацию отрасли, позволит усилить экологическую безопасность и свести к минимуму возможность возникновения несанкционированных свалок.
Оптимизация деятельности по обращению со строительными отходами
Ленинградская область – один из первых регионов, который ввел законодательное региональное регулирование системы обращения с отходами в части строительных отходов и грунтов. Кроме того, в связи с общегосударственным переходом на новые экологичные методы обращения со всеми видами отходов 47-й регион стал участником дорожных карт по использованию вторичных материальных ресурсов, подготовка которых идет на федеральном уровне.
Одна из главных отраслей в фокусе внимания – строительная. Обновление нормативно-правовой и законодательной базы на федеральном уровне позволит установить, какие именно отходы относятся к строительным, а также ввести единые правила и требования по обращению с такими отходами, чтобы снизить объемы, поступающие на полигоны. В Ленинградской области на данный момент действует региональный закон, который был принят, чтобы упорядочить обращение со строительными отходами, в том числе усилить контроль за их перевозкой. Это особенно актуально в связи с лидирующими позициями области по вводу жилья и наращиванием темпов производства стройматериалов, которыми 47-й регион обеспечивает и соседние субъект.
Мониторинг перемещения отходов
Новая система контроля за перевозками мусора заработала в регионе с начала года. Согласно областному законодательству все перевозчики строительных отходов обязаны оснастить свои транспортные средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и передавать данные о маршруте своего следования в региональную информационно-навигационную систему Ленинградской области, а транспортирование строительных отходов III-V классов опасности на территории Ленинградской области объемом более 5 куб. м должно осуществляться только при наличии разрешения на перемещение отходов, содержащего индивидуальный идентификационный QR-код. Контроль за перевозчиками осуществляет комитет гоэсконадзора и областная экомилиция.
В Ленобласть приходит экономика замкнутого цикла
Максимальное вовлечение отходов во вторичный цикл использования и экономия ресурсов – цель нового соглашения Ленинградской области и Российского экологического оператора (РЭО), которое предусматривает, что реализация проекта по созданию комплексной системы обращения с отходами производства и потребления на территории Ленинградской области должна быть построена на принципах экономики замкнутого цикла.
На данный момент создана дорожная карта, в рамках которой предусмотрены развитие раздельного сбора вторичных материальных ресурсов на контейнерных площадках, расположенных как вблизи многоквартирных домов, так и в сельской местности, создание инфраструктуры для переработки (утилизации) собранных полезных фракций, стимулирование спроса на продукцию, полученную в результате утилизации отходов. Сотрудничество правительства Ленинградской области и РЭО направлено также на минимизацию объемов образуемых сейчас отходов для сокращения доли размещения на действующих объектах.
Новые контейнерные площадки с емкостями накопления смешанных и раздельных отходов
В рамках программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области» комитетом инициирована поддержка органов местного самоуправления на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении их полномочий по созданию мест накопления (площадок) твёрдых коммунальных отходов, оснащению площадок ТКО ёмкостями для раздельного накопления, а также ликвидации несанкционированных свалок.
В 2021 году на территории 68 муниципальных образований региона в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Ленинградской области» построено 830 контейнерных площадок, закуплено 2737 контейнеров для смешанных ТКО и 915 контейнеров для раздельного накопления. Также в рамках программы предусмотрены субсидии на ликвидацию локальных свалок на землях муниципалитетов.
В области убрали 140 тыс. кубометров свалок
Участие в госпрограмме по ликвидации свалок на землях поселений приняло 21 муниципальное образование при поддержке Комитета Ленинградской области по обращению с отходами. В общей сложности по итогам 2021 года на субсидии по программе «Охрана окружающей среды Ленинградской области» ликвидировано 70 свалок общим объемом более 103 тыс. кубометров.
В 2022 году на территории 19 муниципальных образований планируется ликвидировать 99 свалок объемом более 85 тыс. кубометров. Средства на это дает региональный бюджет в рамках государственной программы непосредственно муниципалитетам, а сбором заявок, помощью в оформлении, процессом распределения субсидий занимаются специалисты профильного комитета областной администрации. Для оптимизации процесса взаимодействия и максимального эффективного использования субсидий в рамках государственных программ профильные комитеты региональной администрации ежемесячно проводят совещания с представителями муниципальных образований региона.
Благодаря активной межведомственной работе в Ленинградской области и мерам административного воздействия на собственников земельных участков, на территории которых были обнаружены несанкционированные свалки, комитетом госэконадзора в 2021 году вне программы софинансирования была инициирована ликвидация 1060 свалок общим объемом 143 581,2 м3 , большая часть которых была на лесных и сельскохозяйственных землях и в населенных пунктах.
Нацпроекты
В настоящий момент в области продолжает расширяться региональная централизованная программа раздельного сбора полезных фракций. Проект уже реализуется на территории 14 муниципальных районов Ленинградской области и Сосновоборского городского округа. В 2021 году жителями региона собрано и направлено в переработку 428 т стекла и 105 т пластика.
Всего в рамках федеральной программы нацпроекта «Экология» при поддержке администрации Ленинградской области и профильного комитета по обращению с отходами поселениями Ленинградской области закуплено 915 контейнеров для раздельного накопления ТКО, что позволит расширять проект на новые районы. До получения федерального финансирования проект реализовывался на средства регионального оператора по обращению с отходами Ленинградской области.
В рамках нацпроекта завершены работы по рекультивации старой городской свалки в Сосновом Бору. Работы по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на участке в деревне Ракопежи приводились в два этапа (технический и биологический). Сейчас на территории бывшей свалки экологически нейтральный террикон, на котором посеяны луговые травы – полевица, мятлик луговой и овсяница красная. В ближайшие годы к рекультивации запланированы также городское свалки в Приозерске и Светогорске. Каждый проект рекультивации во многом уникален, а окончательная цель такой работы – восстановить экологический баланс даже там, где десятилетиями складывали смешанные отходы, избавить окружающую среду от негативного воздействия, а жителей окрестностей – от неприятного запаха и других неудобств. Вполне рядовые современные технологии позволяют это сделат
Создать комментарий