Я б в экологи пошел, пусть меня научат!

Экология – относительно молодая, но при этом очень динамично развивающаяся дисциплина. Экологическое образование постоянно наполняется новыми смыслами: изменение климата, вопросы национальной безопасности, тренд на экосистемный подход – все это требует глубоких профессиональных знаний и их активного применения.

В 1976 году, впервые в СССР, в Ленинградском государственном университете помимо геологов-геохимиков была начата подготовка специалистов в области экологической геохимии, фактически – экологов. Это стало возможным благодаря инициативе заведующего кафедрой геохимии, профессора, доктора геолого-минералогических наук В.Ф. Барабанова.

Мне выпала честь учиться у Владимира Федоровича и закончить именно эту кафедру в 1992 году. Моей специальностью была геохимия, но и у нас, «чистых геохимиков», был достаточно широкий набор экологических дисциплин. Впоследствии, в процессе работы, это позволяло не только решать профессиональные задачи, но и оценивать последствия от их реализации для окружающей среды.

С тех пор значение профильного экологического образования только возрастало. Многие университеты и институты создавали структурные подразделения экологической направленности.

Сегодня Санкт-Петербург – один из крупнейших образовательных центров страны, в котором более двух десятков высших и целый ряд средних учебных заведений готовит специалистов самых разных направлений по экологическим, природоохранным и смежным с ними специальностям.

Многие студенты, как наиболее активная часть общества, не только учатся, но и ведут общественную деятельность – и сегодня у них есть возможность приложить свои силы и применить свои знания на ниве защиты окружающей среды в качестве волонтера-добровольца.

Но мало всесторонне подготовить специалиста, важно понимать, зачем и к чему его нужно готовить. В конечном счете успех образования определяет востребованность подготовленных специалистов.

Так чему именно и где лучше учиться? Кто сегодня нужен промышленным предприятиям, науке и бизнесу, образовательным учреждениям? В этом номере мы постарались ответить на эти вопросы. Лучшие вузы города делятся своим опытом по организации и осуществлению подготовки экологов, а ведущие работодатели рассказывают, какие именно молодые специалисты им нужны.

Можно смело сказать, что профессиональная подготовка кадров в области экологии и их эффективное трудоустройство – залог экологического благополучия и улучшения качества жизни в нашем прекрасном городе. Со своей стороны, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности всемерно способствует поддержанию баланса между экологической составляющей и экономическим ростом.

В силу действующего законодательства органы исполнительной власти в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности не наделены полномочиями по осуществлению экологического образования, но при этом наделены полномочиями по экологическому просвещению!

Можно констатировать, что понятия «экологическое образование» и «экологическое просвещение» очень близки – в англоязычных публикациях понятия «образование» и «просвещение» и вовсе рассматриваются как синонимы. Они ориентированы на единую цель – формирование экологической культуры.

Экологическая культура – понятие уровневое; можно говорить об экологической культуре дошкольников, школьников, студентов, специалистов в той или иной области и взрослого населения в целом.

В 2018 году в Санкт-Петербурге была разработана «Концепция непрерывного экологического просвещения», в соответствии с которой город ведет активную работу с ориентацией на идеи устойчивого развития. Так, Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга определяет четыре стратегические линии его развития: обеспечение устойчивого экономического роста; развитие человеческого капитала; повышение качества городской среды; обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества. Все они призваны улучшить качество жизни горожан, повысить конкурентоспособность города, в том числе через реализацию мероприятий по эколого-образовательной и эколого-просветительской направленности.

Проведенный при подготовке концепции анализ позволяет обозначить три возможных сценария дальнейшего развития отечественного экологического образования и просвещения:

Во-первых, это традиционное экологическое образование и просвещение, в центре которых находится «живая природа». Главный принцип – биоцентризм, образовательная и просветительная практика сопрягается с природоохранным движением.

Во-вторых, экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития. Это направление, которое наряду с экономическим и социальным направлением в интересах устойчивого развития отражает внедрение идеологии устойчивого развития в содержание экологического (природоохранного) образования и просвещения. Главный принцип – экоцентризм.

В-третьих, образование и просвещение для устойчивого развития в целом – социо-эколого-экономическое интегративное направление в системе инновационного, «опережающего» образования и просвещения, базирующееся на принципе полицентризма – равносильности социума, экономики, экологии и культуры.

Мы заглядываем вперед – и это правильно: как уже говорилось, экологическое образование растет и развивается стремительно. Думается, что именно заложенные в концепцию принципы и их реализация на основе образовательного потенциала Северной столицы смогут обеспечить экологичное и безопасное будущее для нашего общества.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс