И.В. Веженкова, А.С. Ковалевская, Т.В. Кустов
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
+7 (911) 294-16-62, ivvezhenkova@etu.ru
Направление подготовки «Техносферная безопасность» готовит специалистов в области практической природоохранной деятельности, связанной с надзором и инспекторской работой, с информационно-измерительным и технологическим обеспечением природоохранных мероприятий на базе электроники и информатики. Специалисты по охране окружающей среды, инженеры-экологи, специалисты по противопожарной безопасности и охране труда, специалисты экспертных и надзорных организаций, аудиторы – вот далеко не полный перечень профессий, которые вмещает в себя направление «Техносферная безопасность».
Стоит отметить, что специалисты в области инженерной экологии ориентированы как на разработку приборов, так и методов исследования для природоохранных служб, экологических лабораторий и исследовательских центров.
С одной стороны, специалист по техносферной безопасности охраняет окружающую среду от влияния человеческой деятельности: контролирует уровень выбросов вредных веществ в атмосферу и гидросферу; определяет допустимые нормы и пределы вмешательства человеческой деятельности в природу.
С другой стороны, он обеспечивает безопасность человека в техногенной среде: занимается охраной труда работников производств; предупреждением травматизма и профессиональных заболеваний; контролирует все виды безопасности: пожарную, радиационную и т. д.
Основной задачей любых технологий, применяемых в высшем образовании, является повышение интереса студентов к преподаваемым дисциплинам, повышение их успеваемости и, как следствие, подготовка высококвалифицированных специалистов. Поэтому цель программ, реализуемых на кафедре инженерной защиты окружающей среды СПбГЭТУ «ЛЭТИ», – научить студентов анализу, проектированию, грамотному выстраиванию и реализации поставленных задач и таким образом сформировать необходимые компетенции для эффективного выполнения всех видов профессиональной деятельности в рамках направления «Техносферная безопасность».
В чем уникальность нашей образовательной программы? Во-первых, в ее междисциплинарности, которая обеспечивается тесным взаимодействием с кафедрами нашего университета, во-вторых – в преемственности опыта российских и зарубежных университетов, в-третьих – в применении современных подходов к обучению, в т. ч. внедрении модульной системы обучения. Здесь важно отметить, что в программе присутствуют как технические дисциплины, так и химико-биологические. Студенты выполняют лабораторные работы, связанные с проектированием и разработкой электронных приборов, а также проводят химический анализ и биологическую оценку токсичности.
На 1-м курсе студент, совсем недавно покинувший стены школы, как правило, еще не определился с будущей профессией, в лучшем случае в общих чертах выбрал направление и кафедру. Поэтому основная прикладная задача обучения на 1-м курсе – это познакомить студента со всем спектром возможных специальностей в рамках нашего направления. Для достижения этой цели несколько лет назад была разработана дисциплина «Введение в специальность», где преподаватели нашей кафедры по очереди знакомят первокурсников с основными существующими направлениями профессиональной деятельности инженера-эколога.
На самом деле, все изучаемые дисциплины можно разделить на три блока: социально-гуманитарные; базовые технические и естественнонаучные; профессиональные. В соответствии с учебными планами студенты изучают физико-химические процессы в техносфере, метрологию, экологические проблемы, науки о Земле, медико-биологические основы безопасности, применение современных информационных технологий при решении экологических задач.
Формирование будущего специалиста начинается с получения и укрепления фундаментальных знаний по базовым дисциплинам. Развиваются навыки математического анализа, способности понимать технические тексты и общаться на иностранном языке, глубоко изучаются основы химии, без которой невозможно ни одно экологическое исследование.
Социально-гуманитарные дисциплины изучаются для того, чтобы делать разумный, нравственный и обоснованный выбор, когда участвуешь в принятии решений, которые будут определять будущее.
Профессиональный блок обеспечивает необходимыми знаниями и навыками для успешного трудоустройства.
На нашей кафедре инженерной защиты окружающей среды бакалаврская программа «Техносферная безопасность» – это первая попытка частичного перехода на модульное обучение. К его особенностям следует отнести тесную взаимосвязь студента с преподавателем, который в рамках проектной деятельности становится куратором.
Стандарты обычных образовательных программ ориентированы на усредненного ученика, модули же всегда индивидуально подстраиваются под каждого обучающегося. Например, можно включить в занятия игры, если это поможет лучше усвоить материал. Главное отличие модульной системы обучения от традиционной заключается в системном подходе к анализу изучения конкретной профессиональной деятельности.
Что касается нашей образовательной программы «Техносферная безопасность», то самое близкое определение модуля будет следующим: «блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей».
Таким образом, в основе образовательного процесса лежит индивидуальный подход к каждому студенту, и группа в 20 человек позволяет уделять достаточно внимания каждому обучающемуся. Второй важный аспект – это проектная деятельность, нацеленная на определение и формирования круга интересов каждого студента и в дальнейшем выбора будущей профессии.
Все дисциплины в рамках модулей можно условно разделить на базовые дисциплины, проектную деятельность (междисциплинарные проекты) и непосредственно практику, которую наши студенты проходят на ведущих предприятиях города.
Переходя от модуля к модулю, студент, достигший 4-го курса, имеет в своем портфолио несколько самостоятельных и групповых проектов, практики и стажировки, в т. ч. и зарубежные по выбранной специальности и, как результат, осознанно выбранную тему выпускной квалификационной работы (см. таблицу 1).
Естественно, большинство студентов не останавливается на получении бакалаврской степени и поступают в магистратуру, и основным критерием успешности выпускника для нас является его трудоустройство по специальности. Благодаря внедрению модульной технологии обучения большинство студентов находят работу еще до окончания обучения.
Студенты нашей кафедры, начиная со 2-го курса, каждый год применяют теоретические знания на практике. Первая практика – учебная. Основная ее цель – научить студентов системно подходить к вопросам обеспечения безопасности окружающей среды. Для этого обучающиеся составляют планы-эксперименты согласно поставленным задачам; производят отбор проб в соответствии с нормативными документами; проводят элементарные химические анализы отобранных проб, а также производят оценку микроклимата помещения.
Дальнейшие практики нацелены на реализацию студентов как профессионалов в своей области. Кафедра заинтересована, чтобы практику обучающиеся проходили на предприятиях, а не в стенах университета, поэтому с 3-го курса предоставляется возможность выбора предприятия, на котором студенты знакомятся с особенностями работы по специальности. Выбор предприятия, на котором студент будет проходить практику, зависит от его предпочтений.
Кафедра сотрудничает с предприятиями разной направленности, поэтому каждый студент может реализовать себя как в основах химического анализа и/ или химической промышленности (АО «Новбытхим», Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ФГБУ «ЦЛАТИ по Северо-Западному ФО»), так и в работе с документами и законодательными актами (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).
Помимо этого, предоставляется возможность проходить практику в отделах, занимающихся экологической безопасностью промышленных объектов (АО «НИИ «Вектор», АО «ЛОМО», АО «Морские неакустические приборы и системы»), и на предприятиях, исследующих качество объектов окружающей среды (ГУП «Водоканал», РГГМУ, НИИ «Атмосфера», ООО «ТехноТерра»). На каждом предприятии-партнере во время практики студент знакомится с определенными законодательными актами, а также учится применять свои знания в рамках поставленных задач от своего руководителя.
Подбор практики в зависимости от интересов позволяет студенту понять, как теоретические знания реализуются в реальной жизни, а также определиться со сферой дальнейшей работы. Кроме того, студенты кафедры задействованы в межкурсовых проектах, когда под определенную задачу собирается команда из студентов разных курсов, а также в межкафедральных и межфакультетских проектах.
Таким образом, можно сказать, что обучение по направлению «Техносферная безопасность» – это полноценно сформированное базовое обучение, где студент приобретает основные навыки и умения для освоения будущей профессии:
• организовывать мониторинг в техносфере и анализировать его результаты, составлять краткосрочные и долгосрочные прогнозы развития ситуации;
• проводить экспертизу безопасности и экологичности технических проектов, производств, промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов;
• применять методы анализа и оценки надежности и техногенного риска, улучшать технологии производства с целью сокращения рисков;
• создавать модели новых систем защиты человека и среды обитания;
• проявлять способности к творческому осмыслению результатов эксперимента, разработке рекомендаций по их практическому применению, выдвижению научных идей;
• самостоятельно планировать, проводить, обрабатывать и оценивать эксперимент;
• принимать управленческие и технические решения;
• определять уровень защиты окружающей среды и человека в техногенной среде.
Наши выпускники могут заниматься наукой, инженерной деятельностью, проводить исследования в различных экологических лабораториях, работать в проектных организациях, а также в органах государственной власти.
Источники
1. Malik, K. Effects of modular and traditional approaches on students’ general comprehension. // Elixir Social Studies. 2012. №42. P. 6228–6231.
2. Филимонова Н.Ю., Серегина О.Л. Модульное обучение как образовательная технология (на примере изучения дисциплины «Административный процесс» // Актуальные вопросы профессионального образования; изд-во: Волгоградский государственный технический университет (Волгоград). 2016, №4 (5). С. 30–33.
3. Шергина Г.С., Шергин Д.Ю. Модульное обучение – преимущества и недостатки // Вестник научных конференций; изд-во: ООО «Консалтинговая компания Юком» (Тамбов). 2019. №6–2 (46). С. 132–134.
4. María Isabel Abresú García, Víctor Manuel Ortega Esparza. Theory and practice of TIIE modular program in the Universidad autonoma metropolitana campus Xochimilco. // Perspectiva Educacional. 2016. №47. P. 33–58.
5. Alberto Padilla Arias. The modular teaching system: a curricular alternative of university higher education in Mexico // Revista de Docencia Universitaria. 2012. Vol. 10 (3). P. 71–98.
6. Смирнова Ж.В., Григорян Н.М., Вдовина О.А., Емелина Е.В. Организация проектной деятельности на учебных занятиях в вузе // В сб.: Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования. Сб. статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 106–109.
7. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 9. DOI: 10.26795/2307- 1281-2018-6-3-9
8. Пермякова Н.Е. Организация групповой работы со студентами: традиции и инновации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. №2. С. 42–47.
9. Barbara Goldschmid. Marcel L. Goldschmid Modular instruction in higher education: A review // Higher Education. 1973. №2. P. 15–32.