Екатерина Викторовна Табулатова, канд. техн. наук, декан факультета экотехнологий Университета ИТМО, evtambulatova@itmo.ru
Ирина Валерьевна Тимофеева, старший преподаватель факультета экотехнологий Университета ИТМО, ivtimofeeva@itmo.ru
Развитие экологического образования в России связано с общемировыми трендами и новыми вызовами человечества. Экологическая грамотность и ответственное отношение к окружающей среде – важные компетенции современного человека. Многие социальные и экономические проблемы лежат в системе «человек–природа», и решать их необходимо комплексно. Переосмысливая отношение человека к окружающей среде в прошлом, анализируя в настоящем, мы можем оптимизировать производственные процессы, создать и внедрить устойчивые технологии и решения, сформировать экологическую культуру.
Уровень развития экологического образования сильно отстает от уровня серьезности экологических проблем, с которыми сталкивается общество.
Образование в целях устойчивого развития реализовывается в процессе непрерывного роста и развития личности через индивидуальную ответственность. На сегодняшний день экологическое образование в формальных и неформальных организациях реализуется на основе государственных образовательных стандартов. Важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе «Об охране окружающей среды» и «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года».
По данным HR-аналитиков, к 2030 году специалисты в сфере экологии станут одними из самых востребованных во всем мире. Они входят в топ-100 профессий будущего для развития зеленой экономики. Количество вакансий для экологов в среднем увеличивается на 8% за квартал. Однако сейчас таких вакансий больше, чем соискателей с экологическим образованием.
Существует множество образовательных продуктов, но в ИТМО отличительная особенность – совместная работа над образовательными программами бакалавриата и магистратуры, инженеров-практиков и академических экологов. Молодой и амбициозный коллектив не просто обсуждает проблемы, но и предлагает обоснованные проекты по решению проблем, будь то водоочистка, переработка отходов или потеря биоразнообразия. Именно междисциплинарный подход и смешанные коллективы могут демонстрировать эффективность в решении экологических проблем современности.
Факультет экотехнологий ИТМО (Greentech) – это интердисциплинарный, социально значимый факультет, сосредоточенный на вопросах экологии и устойчивого развития.
Миссия нашего факультета – содействие достижению устойчивого будущего благодаря кооперации передовых исследований, актуальному образованию и взаимодействию с промышленными и образовательными партнерами, государством и обществом.
Greentech – междисциплинарное образование и научные исследования, нацеленные на решение глобальных задач повышения экологической и техносферной безопасности, уменьшение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат:
• Инновационные экотехнологии.
• Оценка экологических рисков и управление ими.
• Устойчивое развитие.
• Экономика замкнутого цикла.
• Вторичная переработка ресурсов и промышленный симбиоз.
На факультете экотехнологий ведется подготовка кадров всех ступеней образования:
Бакалавриат. Образовательная программа «Экотехнологии и устойчивое развитие», направление подготовки 05.03.06 Экология и природопользование.
Магистратура. Образовательная программа «Экологическая инженерия и экодизайн», направления подготовки 15.04.02 Технологические машины и оборудование, 20.04.01 Техносферная безопасность.
Образовательная программа «Индустриальная экология», направления подготовки 18.04.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, 20.04.01 Техносферная безопасность.
Аспирантура. Науки о Земле и окружающей среде – 1.6.21 Геоэкология. Агроинженерия и пищевые технологии – 4.3.3. Пищевые системы. Биологические науки – 1.5.15 Экология.
Факультет готовит конкурентоспособных специалистов в области экологии и устойчивого развития. Компетенции, полученные на факультете, помогут выпускникам программ освоить профессии, которые входят в топ-100 профессий будущего:
• Инженер-эколог
• Экодизайнер
• Эколог-проектировщик
• Экоаналитик в строительстве
• Урбанист-эколог
• Рециклинг-технолог
• Специалист по преодолению системных экологических катастроф и др.
В декларации Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды (ЮНЕСКО) 1977 года выделяются следующие возможные решения:
• включение в каждую изучаемую дисциплину необходимого акцента на проблемы окружающей среды;
• работа в междисциплинарных коллективах;
• изучение конкретных проблем, которые могут наблюдать учащиеся.
Эти рекомендации не утратили актуальности и сегодня. Более того, по-прежнему существует дефицит эффективных подходов – междисциплинарных, креативных, мотивирующих и требующих активного участия, проактивности.
Наш университет старается на практике реализовать модель непрерывного образования. Мы эффективно работаем со школьниками и их педагогами. Внедряем практико-ориентированный подход, курируем проектную деятельность. В этом году ИТМО открыл двери для проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии, Всероссийского форума учителей естественнонаучного цикла, «Эко-хакатона» для школьников старших классов России, а также началась подготовка к Конгрессу молодых ученых.
Коллектив факультета экотехнологий часто выступает в качестве жюри на школьных и студенческих конкурсах и конференциях. На нашем факультете успешно работает программа дополнительного образования для школьников с 1-го по 11-й классы GreenTech School.
По подсчетам ЮНЕСКО, 73% стран так или иначе затрагивают вопросы устойчивого развития в образовании, 55% используют в своих учебных программах термины «экология» (ecology) и 47% – «экологическое образование» (environmental education).
Интеграция системного подхода, критического мышления и формирования навыков в принятии рациональных решений, развитие софт и хард скилз, которые основываются не только на положениях охраны окружающей среды, но и включают социальные и экономические проблемы, позволяют нашим преподавателям и студентам оставаться актуальными и востребованными на рынке труда.
Коллектив факультета совместно со студентами и аспирантами проводят научные исследования по следующим направлениям:
• Экология и техносферная безопасность
• Биоэнергетика и биоконверсия
• Переработка и вторичное использование материалов
• Снижение и мониторинг выбросов парниковых газов
• Мониторинг, контроль, управление качеством окружающей среды
• Индустриальная экология
• Метрология физико-химических измерений
• Система экологического менеджмента
• Экономика замкнутого цикла
• Экологическая сертификация и декларирование
• Хеджирование экологических рисков
• Декарбонизация экономики и энергетических систем, снижение парникового эффекта
• Зеленая энергетика
• Зеленое строительство
• Энергоэффективность и энергосбережение
• Переработка вторичных ресурсов и промышленный симбиоз
• Оценка жизненного цикла и экодизайн.
Факультет экотехнологий открыт к сотрудничеству и готов решать поставленные индустрией задачи.
Наши контакты:
ул. Ломоносова, 9, ауд. 1211
Тел.: +7 (812) 480-06-56,
e-mail: greentech@itmo.ru