Экологическое образование в Герценовском университете: потенциал и перспективы

О.А. Шелухина, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии и природопользования;

Л.М. Зарина, канд. геогр. наук, доцент кафедры геологии и геоэкологии;

В.Ф. Куликов, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии и природопользования;

Д.А. Субетто, д-р геогр. наук, декан факультета географии, заведующий кафедрой физической географии и природопользования;

В.В. Скворцов, д-р биол. наук, профессор кафедры ботаники и экологии;

В.П. Беляков, канд. биол. наук, доцент кафедры ботаники и экологии

РГПУ им. А.И. Герцена

Освоение географического пространства, индустриальные процессы, рост численности населения часто оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Проблемами охраны природной среды интересуются не только ученые, но и большая часть международного сообщества. В конце ХХ столетия общество определило, что устойчивое развитие мировой экономики также находится в прямой зависимости от состояния природной среды. Стало необходимым определение степени возможного воздействия на природу без принесения ей значительного ущерба.

В обществе наметились существенные социально-экономические преобразования, носящие как региональный, так и планетарный характер. Экологические проекты принимаются как приоритетные, так и рассчитанные на долгосрочную перспективу. В их реализации значительное место отведено развитию экологического образования и формированию экологической культуры как компонентов образовательного пространства. Поэтому целью общества является формирование у современного поколения умения критически осмысливать, оперативно анализировать и решать вызовы времени в области экологии.

Российской государственный педагогический университет им. А.И. Герцена реализует программы подготовки бакалавров по направлению «Экология и природопользование» (профили: «Геоэкология», «Экология») и магистров («Мониторинг окружающей среды и устойчивое развитие», «Экологические основы охраны природы»). Программы разработаны коллективами факультетов географии и биологии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и профессионального стандарта 40.117 – Специалист по экологической безопасности (в промышленности). В образовательные программы включены профильные модули и дисциплины «Общая экология», «Охрана окружающей среды», «Основы природопользования», «Геохимия окружающей среды», «Биоиндикация и биотестирование», «Геоэкологический мониторинг», «Методология экологии», «Прикладные исследования в экологии и природопользовании», «Эффективность природопользования и ее модернизация», «Предупреждение негативных последствий и устойчивое развитие территорий», «Методы экологических исследований», «Экологическое моделирование и экспертиза», «Управление коммунальными и промышленными отходами», «Международное сотрудничество в области природоохранной деятельности», «Проблемы климатологии, гидрологии и гляциологии полярных областей», «Геоинформационные системы в экологии и природопользовании», «Экологическое нормирование и стандартизация», «Экология гидробионтов».

Программы реализуются высококвалифицированными специалистами факультетов биологии, географии, химии, института физики и др. Все преподаватели и научные сотрудники ведут активную научно-исследовательскую и широкую просветительскую деятельность, являются авторами публикаций в ведущих отечественных и международных научных изданиях.

Подготовка студентов осуществляется в области охраны окружающей среды, экологической безопасности в промышленности, обращения с определенными видами отходов, предотвращения и ликвидации загрязнений, рационального природопользования, мониторинга, нормирования и прогнозирования состояния природы. Главными профессиональными навыками выпускников являются:

• способность излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования, осуществлять сбор, анализ и синтез полевой и лабораторной экологической информации;

• способность контролировать выполнение требований к эксплуатации сооружений и устройств для защиты окружающей среды от негативного воздействия производственной деятельности организаций;

• способность осуществлять оформление разрешительной документации в области охраны окружающей среды;

• способность устанавливать причины и последствия аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, вести подготовку предложений по предупреждению негативных последствий;

• способность к определению необходимых ресурсов для разработки, внедрения, поддержания и улучшения системы экологического менеджмента в организации.

Свои профессиональные навыки студенты закрепляют в ходе выездных практик на базе учебных стационаров в Ленинградской области и на производственных практиках в профильных организациях: Северо-Западном межрегиональном управлении Росприроднадзора, Центре лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу, Санкт-Петербургском научно-исследовательском центре экологической безопасности Российской академии наук, Институте озероведения Российской академии наук, Институте водных проблем Севера Карельского научного центра, Санкт-Петербургском ботаническом институте им. В.Л. Комарова, штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге и др.

Наличие лабораторной и приборной базы на факультетах позволяет вести широкую научную и исследовательскую деятельность в рамках образовательного процесса и грантовой поддержки. Работа коллективов направлена на оценку экологического состояния городской среды: водной, воздушной, почвенной и др. как в Санкт-Петербургском регионе, так и в соседних областях. Исследования ведутся в особо охраняемых и парковых территориях, в пределах промышленных и селитебных зон.

Дополнительному анализу подвергаются материалы донных отложений рек, озер, каналов с целью рассмотрения климатических и экологических условий в постледниковый период, производятся палеоклиматические и палеоэкологические реконструкции.

Наличие современного аналитического оборудования позволяет осуществлять рентгеноспектральный флуоресцентный и радиоуглеродный анализы. Студенты под руководством преподавателей осваивают различные методы исследования: дендрохронологический, гранулометрический рН-метрии, дозиметрии, определение шумового загрязнения и т. п. Около двадцати лет на факультете географии осуществляется мониторинг тяжелых металлов в почвах, донных отложениях и снежном покрове, анализ долгоживущих радионуклидов, кислотности атмосферных осадков.

Студенты владеют не только полевыми и лабораторными методами, но широко используют математико-статистические методы, которые позволяют выявлять пространственно-временную изменчивость компонентов природы. Об этом свидетельствуют их публикации, выпускные квалификационные работы и магистерские диссертации. Так студентка Д.А. Петрова, анализируя уровни загрязнения, выявила не только пространственную изменчивость среднегодовых показателей загрязнения воздуха в пределах Санкт-Петербурга, но и внутригодовую динамику комплексного индекса загрязнения атмосферы (КИЗА), а также отметила ведущие циклы, которые описывают 59% — дисперсии КИЗА.

В рамках изучения курса «Биоиндикация и биотестирование», «Научно-исследовательская деятельность» студенты-биологи осваивают методы гидробиологических исследований (например, по комплексу гидробиологических индексов осуществляется оценка водных объектов, а также способность их к биологическому самоочищению). Полевыми и лабораторными исследованиями охвачены Дудергофское и Суздальское озера, а также реки Ижора, Старожиловка, Каменка, Кузьминка, Славянка, Красненькая и др.

Отдельным направлением исследования является мониторинг состояния архитектурных сооружений и памятников, выполненных из природных материалов (совместный проект с Институтом наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета). По соглашению с руководством Русского музея коллектив Центра «Геоэкология» проводит эколого-геохимическую оценку состояния Летнего и Михайловского садов. По заданию ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» проводилось комплексное экологическое обследование территории в долине реки Ижоры.

Ведутся работы по разработке индикаторов уровня транспортного загрязнения воздуха и разработке методик дистанционного мониторинга для оценки состояния окружающей среды Санкт-Петербурга. Результаты работ, полученные коллективами лаборатории «Рациональное природопользование» и Центра «Геоэкология», занесены в регистры геохимических и палеогеографических баз данных.

Помимо учебной, научной и исследовательской деятельности факультеты университета ведут работу в области принятой в 2022 году «Концепции непрерывного экологического образования и просвещения», что определяет их профориентационную и просветительскую деятельность. Работают кружки по подготовке к школьным олимпиадам различных уровней, Детско-юношеская школа «Планета», где школьники получают знания в области наук о Земле, охране окружающей среды и устойчивом развитии территорий. Занятия проводятся на площадке Технопарка университета с применением новых информационных технологий, мультимедийной техники и современного учебного и лабораторного оборудования. В процесс обучения вовлечены не только ведущие сотрудники университета, но и студенты, которые делятся своими профессиональными навыками и умениями.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс