М.Н. Савельева, и.о. проректора по образовательной деятельности, начальник учебно-методического управления;
Ю.Е. Ежов, директор Института водного транспорта;
В.И. Решняк, заведующий кафедрой химии и экологии
ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова
Природоохранной деятельностью необходимо заниматься, но прежде всего этому нужно учить. Экологическое образование должно отражать проблему взаимодействия природы и общества. Чтобы разобраться в том, каким должно быть содержание экологического образования, необходимо рассмотреть несколько примеров появления и состояния экологических проблем современного мира.
Все больше места в нашей жизни занимают экологические проблемы, и они становятся все острее. Современный мир справедливо обеспокоен растущим уровнем загрязнения окружающей среды, которое приводит к разным отрицательным последствиям – разрушению озонового слоя, изменению климата, повышению уровня воды в Мировом океане, а также его загрязнению. Вызывает тревогу исчерпание таких природных ресурсов, как нефть, уголь. Запасов газа больше, однако они тоже являются исчерпаемыми. Использование лесных ресурсов уже давно превысило скорость их восстановления. Интенсивное использование земельных ресурсов хозяйственной деятельности, к которому мы продолжаем стремиться, ведет к деградации почв.
Это наиболее заметные аспекты взаимодействия природы и общества, которые уже осознаются и понимаются им, как проблемы, характеризующиеся наиболее высоким уровнем остроты. Однако наличие такого понимания пока не обеспечивает решение этих и других проблем. Во многих случаях последствия нашей жизнедеятельности понимаются, как некоторые проблемы, которые люди начинают решать с большим или меньшим успехом.
Началу решения экологических проблем предшествовал момент их осознания. Людям потребовалось некоторое время, чтобы осознать – мусор, отходы не могут выбрасываться на улицы городов. Проблема городского мусора начала находить определенные решения только после осознания того, что жить среди отходов невозможно. При этом можно заметить, что проблема отходов населения имеет свою историю, которая отражает применение разных способов ее решения, что объясняется накоплением практического и теоретического опыта.
Кстати, пока мировая практика в этой области не всегда использует наиболее эффективные способы решения описываемой проблемы, которые вытекают из правильных представлений о рациональном использовании природных ресурсов. Такие представления формируются в процессе научных исследований. Это подтверждается опытом решения проблемы отходов в разных странах. В некоторых странах применяются способы решения, от которых уже отказались как устаревших наиболее передовые в данной области.
Интересно в аспекте настоящей статьи взглянуть на опыт использования такого природного ресурса, как ископаемые углеводороды, например, нефть, которая используется для получения новых веществ и материалов, а также как топливо. При этом нефть необратимо преобразуется в другие вещества и прекращает свое существование как природный ресурс. Запасы нефти уменьшаются и, как утверждают ученые, менее чем через сто лет закончатся. Легко согласиться с катастрофическим характером этой ситуации. Стоит только оглянуться и увидеть, сколько изделий, которыми люди пользуются в своей жизни, изготовлены из материалов, полученных из нефти. Использование нефти как источника энергии характеризуется загрязнением окружающей среды, уничтожением кислорода.
Некоторое понимание негативного характера такого развития событий уже существует. Все чаще предлагается отказаться или хотя бы снизить ее использование и потребление, разработаны механизмы регулирования загрязнения окружающей среды. Однако мировая добыча нефти прочно остается на прежнем уровне, то есть пока в полном объеме проблема не решается.
Еще более интересным аспектом процесса взаимодействия природы и общества является использование информации, например, накопление и использование знаний, организация собственного существования, формирование представлений о мироустройстве, управление сознанием и др. Мы начинаем уже понимать, что во всех случаях использования обществом информации присутствует отрицательная сторона проявления этой способности человека, однако такого уровня осознания и понимания, который мы обычно не осознаем. Иногда при манипуляции с информацией изначально закладываются неблаговидные цели.
Общество по-прежнему ставит себе в заслугу так называемый научно-технический прогресс. В подавляющем большинстве примеров проявления способности людей использовать информацию общество не осознает существующей при этом опасности. Сравните с проблемой загрязнения окружающей среды, в сфере которой мы уже осознали отрицательный характер этого явления и достигли определенных успехов в ее решении. Даже применение некоторых видов вооружения регулируется. Использование информации пока не регулируется, хотя во многих случаях информация играет роль особого вида оружия. Причина одна – отсутствие достаточного осознания опасности наших действий в области информации.
Из всего сказанного выше вытекает, что решение различных экологических проблем находится в разном состоянии. Одни проблемы еще не осознаются в достаточно полной мере, хотя негативный их характер мы уже начинаем ощущать. Физически экологические проблем начинают свое существование раньше, а ведь решение любых проблем начинается с момента осознания их отрицательного характера, т. е. когда некоторые стороны нашего взаимодействия с окружающей природной средой начинают быть проблемой. Для решения других еще недостаточно должной мотивации. Еще какие-то проблемы пока не находят эффективного решения из-за недостатка знаний.
Другими словами, для эффективного решения экологических проблем необходимо, во-первых, осознание этих проблем, во-вторых, соответствующая мотивация, в-третьих, знания, которые позволили бы находить наиболее эффективные способы решения. Формирование всех указанных составляющих начинается в процессе образования. Отсюда и главный вывод – экологическое образование должно обеспечивать достижение двух целей: формирование экологического сознания и приобретение знаний в области экологических проблем. В свою очередь экологическое сознание обеспечивает осознание отрицательного характера различных явлений в процессе взаимодействия природы и общества, а также формирование мотивации решения экологических проблем. Из этого следует, что достижение упомянутых целей возможно в процессе экологического образования.
В технических специальностях достижения упомянутых выше целей целесообразно было бы поручить двум дисциплинам – экологии (общей экологии), изучаемой на первых курсах, и экологической безопасности (охране окружающей среды) на объектах отрасли. При этом названия и количество дисциплин, которые будут реализовывать экологическое образование, могут варьироваться с учетом возможностей учебных планов подготовки.
Основной целью дисциплины «Экология» должно быть формирование экологического сознания. Последнее достигается при изучении общего мироустройства как чрезвычайно сложной системы, наделенной многими удивительными свойствами, обеспечивающими продолжение ее существования и эволюции, смысла и назначения этих свойств, основных законов существования мира, места человека в этом мире, последствий его существования, причин возникновения экологических проблем, их содержания, а также вытекающих из этого основных направлений и способов их решения.
Одним из наиболее актуальных фрагментов дисциплины «Экология» является формирование понимания отрицательных аспектов использования человеком информации, а также необходимости регулировать нашу способность использования информации. Данное предложение основывается на стремительно возрастающей роли информации в современной жизни общества и все более отрицательном характере процессов использования информации.
Практикум по экологии рекомендуется проводить в форме семинарских занятий, во время которых обучающимся дают возможность больше говорить, тем самым приобретая способность в формулировании суждения, отношения к обсуждаемому. Еще одной формой практикума может быть просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением, которое инициирует процесс мышления, при котором вырабатывается правильное понимание анализируемых событий. Кроме того, свое понимание просмотренных материалов обучающиеся могут выражать письменно в виде короткого (на одну страницу) изложения (эссе).
Изучение экологической безопасности (охраны окружающей среды) представляет собой процесс усвоения знаний, необходимых для решения экологических проблем, имеющих место на объектах отрасли. Например, обучающиеся должны знать, что решение проблемы загрязнения окружающей среды обеспечивается разработкой и использованием механизмов регулирования поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, а также применением технических средств очистки загрязненной субстанции – сточной воды или газовоздушных смесей. Кроме того, обучающиеся должны владеть способностью разрабатывать технические предложения, обеспечивающие решение экологических проблем. Должна быть показана роль и место экологического законодательства в пирамиде организации природоохранной деятельности.
Указанная дисциплина должна предусматривать ознакомление с экологистикой, которая отражает новые подходы к решению экологических проблем (например, при решении проблемы рационального использования природных ресурсов, в т. ч. производства и использования энергии, утилизации отходов, защиты от загрязнения). Кроме того, программа этой дисциплины должна предусматривать ознакомление обучающихся с наиболее актуальными государственными программами развития страны с их экологическими аспектами.
Практикум по экологической безопасности (охране окружающей среды) должен знакомить обучающихся с методами различных расчетов: уровней экологической опасности потенциальных источников аварийного загрязнения, анализе бытового водопотребления, оценке способов получения и использования энергии, анализе загрязнения окружающей среды техногенными объектами отрасли, оптимизации экологического обслуживания судов на внутренних водных путях, обосновании выбора способа переработки бытовых отходов.
Для технических направлений обучения целесообразно введение раздела экологической безопасности в дипломных проектах. В таком разделе описываются условия обеспечения экологической безопасности разрабатываемого проекта, учитывая требования природоохранного законодательства и научно-технических достижений в рассматриваемой области.
Для организации экологического образования целесообразно использовать послевузовские формы обучения. Большим преимуществом такого предложения является возможность использования широкого спектра программ как с точки зрения их содержания, направленности, так и объема. Определенный опыт использования такой формы экологического образования в свое время был накоплен при проведении экологической подготовки по трем программам разного объема и содержания с учетом категории обучающегося персонала предприятий. Требующим своего обсуждения является вопрос подготовки отраслевых специалистов в области экологической безопасности.
В заключение можно сказать, что характер деятельности людей на современном этапе исторического развития общества требует все больше внимания уделять проблеме взаимодействия природы и общества. Это взаимодействие характеризуется широким спектром самых разных сторон, которые в наше время чаще всего выглядят как достаточно острые проблемы, решение которых начинается в процессе образования, целью которого является не только передача обучающимся некоторого объема информации, но и формирование определенного типа сознания – сознания экологического.