Н.Ю. Бусыгин, зав. кафедрой инженерной химии и промышленной экологии;
Р.Ф. Витковская, профессор кафедры инженерной химии и промышленной экологии
ФГОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
На фото: Исследование проб воды при модернизации технологии водоподготовки на одном из обьектов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», проводимое бакалавром кафедры Т. Нестеровой
К 1972 году – времени проведения Первой международной конференции ООН по охране окружающей среды – наша страна уже имела большой опыт в природоохранной деятельности, в т. ч. и в области образования и просвещения. В том же году было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».
Внимание в постановлении акцентировалось на необходимости «улучшения подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области природоведения и защиты природной среды, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы». Тем самым, для продвижения профессионального природоохранного образования предоставлялись большие возможности.
В наше время значительно выросло число вузов, ведущих подготовку по фундаментальным экологическим специальностям «Экология», «Природопользование», «Геоэкология». Тем не менее, Григорий Куксин, руководитель волонтерского отдела Гринпис России, говорит о проблемах с современными учебными материалами: «Учебники для общеобразовательных школ очень устаревшие. Многие содержат фактические ошибки. Дополнительное образование и внеурочная работа учителей не обеспечены реально работающими и тиражированными по стране методиками. Учителя ищут и выбирают их на свое усмотрение. Но реальный выбор качественных, методически удачных и подходящих под требования стандартов материалов невелик».
В свою очередь Сергей Лебедянцев, руководитель Самарского областного педагогического эксперимента «Экологизация учебных предметов», отмечает, что «одной из причин неудовлетворительного состояния окружающей среды и экологического кризиса в целом традиционно считается низкий уровень экологического образования. Однако мы видим проблему в другом – низком уровне экологической культуры. Для достижения существенных результатов необходима постоянная, систематическая, разносторонняя деятельность, направленная на формирование экологического сознания, экологической культуры и подготовки грамотных специалистов в данной сфере».
Однако несмотря на то, что в настоящее время в России не существует единой системы экологического просвещения населения, большой вклад в формирование экологической культуры и экологического просвещения вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.
Исследователи развития экологического образования в России отмечают три основные тенденции последних лет (см.: Рыбальский Н.Г. и др., «Экологическое образование в Российской Федерации – путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы», журнал «Использование и охрана природных ресурсов в России», 2016):
• противоречие между интересом к образованию со стороны учащихся и педагогов и невозможностью его формальной реализации;
• сокращение количества ученых, педагогов и специалистов в области экологического образования;
• продвижение неформального экологического просвещения и образования через рекламу, СМИ и формирование «моды на экологию».
Для последнего пункта необходимо отметить, что часто экологическое просвещение осуществляется непрофессионалами, что ведет к формированию ложного, научно не обоснованного экологического мышления. И в этом вопросе стоит учитывать отсутствие профессиональной подготовки у тех, кто транслирует экологические идеи в массы. Эту мысль подтверждает и руководитель движения ЭКА Татьяна Честина: «Хотя важность экологического образования и его необходимость декларируется в Законе «Об охране окружающей среды» и «Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», мы не видим, что ему уделяется достаточное внимание».
Повышение общей экологической культуры населения и специалистов организаций и предприятий – это один из аспектов проблемы. Не менее существенная задача – совершенствование подготовки квалифицированных инженерных кадров для разработки и проектирования и эксплуатации систем защиты окружающей среды и водоподготовки (например, в рамках направления 20.00.00 «Техносферная безопасность»). Полагаем, что инженерная и технологическая составляющая в подготовке бакалавров и магистров должна занимать значительную долю учебных планов.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт поколения ФГОС 3++, утвержденный в 2020 году, определяя области и сферы профессиональной деятельности, помимо противопожарной профилактики и охраны труда выделяет такие сугубо инженерные направления профессионального применения специалистов, как водоподготовка, водоснабжение, природоохранные технологии, обращение с отходами, утилизация и обезвреживание медицинских отходов, средозащитные технологии и т. п.
Так как содержание подготовки определяет вуз, а ФГОС формулирует набор компетенций, то в сложившихся условиях не так много образовательных программ по направлению «Техносферная безопасность» ориентированы на обучение именно специалистов по инженерной защите окружающей среды, обладающих знаниями в области техники и технологии в профессиональной сфере. По мнению, например, Т.М. Портновой, начальника службы главного технолога водоподготовки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», имеется дефицит квалифицированных выпускников вузов, обладающих соответствующими компетенциями.
Проблема в подготовке квалифицированных кадров заключается в недостаточном объеме часов на собственно инженерную составляющую при подготовке бакалавра, в отсутствии производственных практик, где студент последовательно знакомится со всеми операциями технологического процесса водоподготовки, водоочистки, очистки газов, переработки твердых отходов. Посещение предприятий в виде экскурсий не позволяет глубоко вникнуть в технологию производства.
Надеемся, что многолетний опыт подготовки бакалавров и магистров по образовательным программам «Инженерная защита окружающей среды» по направлению «Техносферная безопасность» на кафедре инженерной химии и промышленной экологии Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна может представлять профессиональный интерес для читателей.
Еще в начале 70-х годов общеинженерная кафедра процессов и аппаратов химических производств, возглавлявшаяся тогда профессором Л.Я. Терещенко, начала заниматься проблемами инженерной защиты окружающей среды от промышленных выбросов и сбросов. Благодаря созданной научной и материальной базе появилось основание возложить на кафедру задачу подготовки инженерных кадров по новой специальности «Инженерная защита окружающей среды». Первый выпуск инженеров по этой специальности состоялся в 1996 году, а к настоящему времени дипломы получили более 700 выпускников.
В 1997 году кафедра процессов и аппаратов химических производств переименована в кафедру инженерной химии и промышленной экологии (ИХПЭ), коллектив которой сохранил преемственность основополагающих идей качественной инженерной подготовки специалистов по защите окружающей среды в образовательных программах, разработанных для череды федеральных государственных образовательных стандартов. Считаем, что отличительной особенностью наших образовательных программ являются:
• серьезная фундаментальная общенаучная подготовка, в первую очередь в области химии, когда в учебном плане предусмотрено изучение пяти дисциплин – общей и неорганической, органической, аналитической, коллоидной и физической химии;
• существенная технологическая составляющая для формирования профессиональных навыков, в основе которой лежат дисциплины «Техника и технология защиты окружающей среды», «Переработка и утилизация отходов», «Экологическая биотехнология» и др.;
• подготовка в сфере информационно — компьютерных технологий, в т. ч. изучение математического моделирования процессов защиты окружающей среды.
Общее представление о структуре актуального учебного плана подготовки бакалавров дает диаграмма на рис. 1.
Для активного функционирования образовательной системы созданы не менее 15 новых курсов и действуют более 10 лабораторных практикумов. Однако всегда актуальными остаются обновление оборудования и установок, их модернизация в связи с появлением новых технологических методов, наличие современных приборов физико-химических исследований для выполнения выпускных квалификационных работ.
Для совершенствования практической подготовки в рамках образовательных программ необходимо сформировать дорожную карту при прохождении производственной практики, которая включала бы освоение технологических операций на рабочих местах. В этом механизме должны быть заинтересованы предприятия, являющиеся потенциальными работодателями.
Благодаря творческим связям преподавателей кафедры с научно-исследовательскими институтами и промышленными предприятиями студентам предоставляется возможность посетить с экскурсиями или пройти практику на крупных предприятиях и в научных центрах: ИВС РАН, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», АО «Апатит», АО «Концерн Росэнергоатом», «Ленинградская атомная станция», ООО «РН-Пурнефтегаз», «НИЦЭБ РАН – СПб ФИЦ РАН», АО «ВНИИ Галургии», ООО «Газпром инвест», АО «Новбытхим», ПАО «Пролетарский завод», АО «Научно-исследовательский технологический институт «Авангард», ООО «ПТК-Аналитик», АО «Балтийский завод».
В заключение хотелось бы выразить осторожный оптимизм, что инженерное экологическое образование будет успешно развиваться, опираясь на сотрудничество университетов с промышленными предприятиями и научными организациями.