Нина Паклина, Константин Янин
СПб ГУП «Экострой»
Санкт-Петербургское многопрофильное природоохранное государственное унитарное предприятие «Экострой» является крупнейшим природоохранным предприятием в Петербурге. Организация находится в ведении Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и выполняет важные для города задачи в области охраны окружающей среды.
Деятельность ГУП «Экострой» включает расширенный перечень природоохранных работ и масштабных мероприятий, направленных на защиту и сохранение окружающей среды Петербурга. В дополнение к основным видам деятельности организации сотрудники СПб ГУП «Экострой» активно поддерживают деятельность в сфере экологического просвещения в рамках профессиональных задач предприятия. Специалисты «Экострой» регулярно проводят ознакомительные экскурсии для учащихся профильных образовательных учреждений.
За последнее время производственную площадку «Экострой» посетили студенты Петровского колледжа, старшеклассники инженерно-технологической школы №777, студенты Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета и студенты Пожарно-спасательного колледжа «Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей». Кроме того, экологи предприятия проводят познавательные экскурсии для экодобровольцев в рамках программы обучения и подготовки активистов в Экологическом волонтерском центре.
Во время экскурсионных встреч специалисты рассказывают гостям о деятельности многопрофильного предприятия СПб ГУП «Экострой» в области природоохранной деятельности, уделяя особое внимание сфере обращения с опасными отходами. Специалисты подробно разбирают виды и классы опасных отходов, подлежащих обезвреживанию и утилизации на производственной площадке, рассказывают о порядке и принципиальных схемах обращения с собранными отходами, в том числе о получении вторичных материальных ресурсов и введении их в новый производственный цикл. Экологи учат студентов опираться в своей профессиональной деятельности на нормативные документы, регламентирующие обращение с опасными отходами.
В комплексе по обезвреживанию ртутьсодержащих отходов студенты получают уникальную возможность познакомиться с установкой переработки люминесцентных ламп, которая не имеет аналогов на территории Северо-Западного федерального округа по безопасности и производительности. Кроме того, гостям демонстрируют термодемеркуризационную установку, предназначенную для переработки ртутьсодержащих отходов.
Особое впечатление на студентов производит небольшая емкость с ртутью весом 1,3 кг – продукт переработки 50 тыс. люминесцентных ламп. Также ученикам показывают компоненты, извлеченные из ртутных ламп после обезвреживания и переработки: безопасные фракции (лом стекла и алюминия) и люминофор (порошок, содержащий ртуть). В испытательной экоаналитической лаборатории и лаборатории радиационного контроля экологи знакомят ребят с сутью и принципами действия оборудования и приборов и разъясняют внутренний распорядок лабораторий.
На участке по утилизации оргтехники ученики видят полный цикл утилизации опасных отходов: от процесса распределения составляющих техники на стадии разбора до финальной стадии – получения фракций в результате переработки пластика и электронных плат.
На площадке по хранению радиоактивных отходов будущим экологам рассказывают о том, в каких предметах могут содержаться радиоактивные вещества, и предоставляют алгоритм действий в случае обнаружения отходов такого типа. Гости также могут испытать в действии приборы для обнаружения и измерения радиоактивного загрязнения.
– Регулярные обучающие мероприятия, которые проводят сотрудники предприятия на производственной площадке для учеников профильных учебных заведений, являются высокозначимыми в становлении и взращивании молодых специалистов в сфере экологии и смежных областях, – рассказывает Алексей Шумилин, исполняющий обязанности генерального директора СПб ГУП «Экострой».
– Оказание студентам информационной и практической поддержки в начале их профессионального пути способствует развитию и поддержанию интереса к выбранной специализации, расширяет спектр восприятия будущих квалификационных задач, позволяет перенять уникальные практические знания от опытных наставников.
Алексей Шумилин подчеркнул, что оказывать содействие в сфере экологического образования для подрастающего поколения и участвовать в подготовке будущих коллег-экологов «является для нас ценной возможностью увидеть, что экологическое благополучие города и в дальнейшем будет находиться в надежных руках профессионалов».