Е.Б. Попова, методист СПбГУК «Ленинградский зоологический зоопарк»
На фото: Панорама зоосада Э. Роста 1880-х годов
Зоопарк существует в Санкт-Петербурге уже почти 160 лет, и находится он на том же самом месте, на котором был открыт Софией и Юлиусом Гебгардтами в 1865 году. За все эти годы он постоянно перестраивался, т. к. как старые здания разрушались и на их месте возводились другие. Но общая планировка территории сохранилась, и до наших дней «дожили», например, два бассейна, устроенные еще первыми владельцами сада.
Кроме прудов, находящихся на открытом воздухе, устраивались различные водоемы и аквариумы в зимних павильонах. Имелись также и фонтаны «для красоты». Один из них можно видеть на гравюре, изображающей панораму зоосада Э.А. Роста 1880-х годов. Там же виден довольно обширный пруд для водоплавающих птиц. Потом его обитателями были черные лебеди и даже семейство капибар. Второй бассейн оборудовали для содержания морских млекопитающих. В разные годы в нем жили морские львы, моржи, тюлени и морские котики.
Началом цивилизованных гидротехнических сооружений мы обязаны именно Эрнесту Антоновичу Росту. Став владельцем зоосада, он дренировал территорию и провел водопровод и канализацию. Тогда же в саду была пробурена артезианская скважина, т. к. Роста не устраивало качество воды, которая поступала из р. Невы и городского водопровода.
Выдержка из путеводителя «С.-Петербургский зоологический сад 1865–1890»: «…Невская вода содержит в себе так мало извести и фосфора, что частое употребление ее вполне препятствует у животных развитию костей. Кости их размягчаются, и это размягчение, после продолжительной болезни, всегда влечет за собою смерть животных. …В силу этого г. Росту пришла мысль также устроить в нашем Зоологическом саду подобный артезианский колодец; прежде, однако, надо было убедиться в том, годна ли еще вода такого колодца для поения животных. Для этой цели были проведены опыты. … Опыты увенчались успехом. … 21 января 1887 было приступлено к буравлению в местности за помещением, в котором находились хищные птицы, около самых прудов. … Уже 26 февраля вода забила с такою силою, что не было надобности накачивать для ополаскивания в трубу воду и на другое утро в 3 часа, при холоде -14, вода свободно била из 4-дюймовой трубы. Устройство буровой скважины было окончено, глубина ее ровняется 565 футам. … Вода имела температуру +9».
Следующий владелец зоосада – Семен Никодимович Новиков – тоже внес свой вклад в обустройство территории. Был вырыт еще один большой пруд, а перед зданием для обезьян был обустроен подсвечиваемый фонтан, окруженный клумбой.
После национализации зоосада в 1918 году часть территории, освободившуюся после сноса обветшавших деревянных театров и ресторана, начали застраивать новыми зданиями. Одним из них стал павильон для белых медведей с огромным бассейном, в котором они могли не только «принять ванну», но и свободно плавать, и даже нырять в воду с высокого берега. Внутри здания были обустроены клетки и берлоги для медведиц с медвежатами. Открытию этой экспозиции был посвящен плакат замечательного художника Дмитрия Буланова.
К этому времени зоосад стал очень серьезно заниматься проблемой размножения белых медведей в неволе, и к 1933 году были достигнуты большие успехи. Впервые было получено и выращено несколько медвежат, и в дальнейшем медведи стали стабильно приносить потомство. Особенно замечательной стала последняя пара, Меньшиков и Услада. Их 16 детей разъехались в зоопарки всего мира. Игры медвежат в бассейне всегда становились самым привлекательным зрелищем для посетителей.
Из других крупных водоемов стоит отметить еще бассейны для бегемотов (сначала только внутренний, а после войны еще и наружный) и бассейн в вольере у африканского слона. Аквариумы и террариумы также устраивались в разное время в различных помещениях. Сейчас они находятся в двухэтажном «Экзотариуме».
Во время блокады Ленинграда, когда водопровод перестал работать, сотрудники зоосада добывали воду из проруби на Неве у Петропавловской крепости. Зимой возили ведра или бочку на санках, а летом носили ведра на коромыслах.
При освоении территории бывшего сада Госнардома, оставшейся после разрушенных во время войны аттракционов и сгоревших Американских гор, были вырыты еще один пруд для водоплавающих птиц и небольшие бассейны в вольере голенастых с постоянно действующими фонтанчиками для того, чтобы вода не замерзала зимой. Для этой же цели устраивали постоянную подачу воды (или воздуха) в пруд и на Кронверкскую протоку.
Для хищных птиц соорудили Орлиную горку с водопадом, а для бобров – «хатку» с водоемом, на дне которого уложили батареи для подогрева воды. Небольшие водоемы были в вольере у муравьеда, на площадке молодняка, в клетках бурых медведей, росомах и выдр.
Для того чтобы обеспечивать новые водоемы нехлорированной невской водой, в откосе берега Кронверкского канала была построена насосная станция. Для копытных животных (жирафы, зебры, антилопы и др.) были оборудованы автоматические поилки, у всех вольеров с хищниками имелись краны со шлангами для мытья клеток, наполнения поилок и «купания» животных в жаркую погоду, по территории были «разбросаны» такие же краны для полива газонов и клумб.
Новая территория позволила создать довольно большую зеленую зону и высадить множество цветов, кустарников и деревьев. В центре был сооружен живописный фонтан, окруженный голубыми елочками. Позже его переоборудовали для содержания выдр, которые получили просторные бассейны для плавания. Уже в наше время переселились в новые вольеры с бассейнами тигры, росомахи и обезьяны.
Как и люди, животные не могут жить без воды, поэтому хорошее водоснабжение, поддержание всех гидротехнических сооружений в надлежащем состоянии было и будет одной из главных задач сотрудников Ленинградского зоопарка.