Десять лет государственному природному заказнику «Южное побережье Невской губы»

ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга»

Государственный природный заказник регионального значения «Южное побережье Невской губы» создан в 2013 году в целях сохранения и восстановления ценных природных комплексов южного побережья Финского залива, в том числе сообществ приморских растений, участков смешанных и лиственных лесов с широколиственными породами, мест гнездования и массовых стоянок водоплавающих и околоводных птиц на Беломоро-Балтийском миграционном пути. Заказник площадью 266 гектаров расположен в Петродворцовом районе и состоит из трех участков, каждый из которых получил название по месту расположения: «Кронштадтская колония» (площадь 101 гектар), «Собственная дача» (площадь 37 гектаров), «Знаменка» (площадь 128 гектаров).

Границы участков заказника «Южное побережье Невской губы»: 1 – «Кронштадтская колония», 2 – «Собственная дача», 3 – «Знаменка»

Особо ценными природными комплексами и объектами заказника являются исторические ландшафтные композиции парков; тростниковые и камышовые сообщества; черноольховые леса и заросли ив с болотным разнотравьем; фрагменты старовозрастных широколиственных и смешанных лесов.

Бóльшая часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) расположена в пределах литориновой (ее также называют «нижней») террасы и литоринового уступа, которые образовались на месте отступившего около 3,5 тыс. лет назад Литоринового моря – предшественника современного Балтийского моря. Литориновый уступ имеет в границах заказника относительную высоту до 10 м, крутизна его склонов колеблется в пределах 5–200 . Также в границы участка «Знаменки» входит небольшой участок верхней (озерно-ледниковой) террасы. Интересно, что некоторые участки литориновой террасы в «Кронштадтской колонии» расположены ниже уровня моря и периодически затапливаются при наводнениях.

Крупные водотоки и водоемы в заказнике отсутствуют. С верхней террасы стекает девять ручьев, впадающих в Финский залив; часть из них спрямлены и канализованы. На участке «Собственная дача» у основания уступа находится пруд, созданный в XIX веке.

Характер современного рельефа, растительный и животный мир заказника определяются не только недавней геологической историей, но и деятельностью человека. История освоения территорий вдоль южного побережья Финского залива достаточно хорошо изучена, очень интересна и заслуживает отдельного рассказа, поэтому в рамках статьи остановимся только на отдельных событиях, оказавших влияние на природу заказника.

Известно, что земли Приневья не позже начала XII века вошли в состав владений Великого Новгорода. Территория современного заказника относилась к Дудоровскому погосту с центром на Дудергофских высотах. Вместе с другими новгородскими землями Дудоровский погост был присоединен к Московскому княжеству в 1477– 1478 годах. Согласно первым документальным сведениям о населенных пунктах погоста, которые содержатся в новгородских писцовых книгах конца XV века, в то время вдоль бровки литоринового уступа уже существовали деревни и сельскохозяйственные угодья. В период шведского владения землями, установленного согласно Столбовскому договору 1617 года, заболоченная литориновая терраса практически не была освоена.

Самые значительные преобразования приморских территорий начались в период строительства Петербурга. В 1710 году Петр I положил начало созданию уникального ландшафтно-архитектурного ансамбля – Петергофской дороги – с системой усадеб, протянувшихся вдоль Финского залива от современных Екатерингофа до Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга. Участки, которые Петр I раздавал приближенным, предназначались для обустройства усадеб с домами и парками. Участки вплотную примыкали один к другому, имели форму прямоугольника со сторонами примерно 0,5 х 2 км, узкой стороной выходившего к воде.

Дача М.Н. Бенуа (арх. А.Л. Бенуа) на фотографии начала XX века и в наши дни (участок «Собственная дача»)

K середине 1720-x годов система усадеб по Петергофской дороге практически сформировалась, при этом большое внимание уделялось охране лесов на побережье. Рубки были разрешены лишь с целью устройства парков и удаления больных деревьев, о чем свидетельствует специальный указ 1723 года. На протяжении почти 200-летнего существования (до 1917 года) усадьбы объединялись и снова дробились, меняли хозяев; здесь проводились работы по осушению земель, сооружались пруды и фонтаны, разбивались парки и возводились дворцы, строились небольшие образцовые деревни. Часть крупных имений стали императорскими (Петергоф, Ораниенбаум) и великокняжескими резиденциями (Стрельна, Знаменка, Михайловка, Собственная дача).

Соединявшая все усадьбы дорога первоначально проходила по литориновой (нижней) террасе, затем, после разрушительного наводнения 1777 года, по большей части была перенесена на верхнюю террасу – так появились названия «Нижняя дорога» и «Верхняя дорога» (совр. Петергофское шоссе, Санкт-Петербургское шоссе и т. д.). Южные части усадеб были отведены под железную дорогу, проложенную в 1857 году до Петергофа, и в 1864-м – до Ораниенбаума. После выхода Манифеста 1861 года и освобождения крестьян начинается процесс территориального распада крупных имений, включавших в себя деревни с полевыми угодьями. В конце XIX века началось строительство дачных поселков.

Большой урон и разрушения были нанесены территории в послереволюционный период и в годы Великой Отечественной войны. В конце XX века большая часть участка «Кронштадтская колония» была отведена под огороды, были разбиты огороды и на границе участка «Собственная дача».

Богатейшую историческую и культурную ценность этих мест подтверждает статус объектов культурного наследия федерального и регионального значения у девяти различных объектов, находящихся в границах заказника. Это парки дворцово-парковых ансамблей Михайловской и Знаменской дач, дача М.Н. Бенуа, дача Грубе и др.

Растительность ООПТ представлена преимущественно производными (вторичными) растительными сообществами, образовавшимися здесь на месте старинных парков, сельскохозяйственных угодий, дачных и иных построек. К естественным можно отнести лишь прибрежноводную растительность побережья и мелководий Финского залива и некоторые типы черноольховых лесов на литориновой (нижней) террасе. Вероятно, до начала активного освоения человеком побережья Финского залива на берегах росли и сосновые леса, на литориновой террасе – черноольховые и еловые леса, в нижней части уступа и на его склоне – еловые леса с участием видов широколиственных лесов.

Наибольшую площадь в заказнике занимают леса, но хвойные леса полностью отсутствуют, встречаются только отдельные экземпляры ели и сосны, многие из которых имеют очень солидный возраст. Господствуют мелколиственные леса из березы, реже – осины, серой ольхи и ивы ломкой. Часто мелколиственные леса образованы несколькими породами деревьев, кроме того, в их состав нередко входят широколиственные породы и черная ольха.

Нижняя дорога в Знаменке. Фото А.В. Ладыгина

Большую роль в растительном покрове играют черноольховые леса. Они встречаются в различных местообитаниях и, вероятно, появились на месте еловых лесов. Среди них есть черноольшаники с участием широколиственных пород – дуба, липы, клена, а иногда и ели. Нередки черноольховые и березово-черноольховые леса с черемухой и кленовым подростом. Наиболее интересны коренные черноольшаники, занимающие увлажненные местообитания в понижениях на литориновой террасе, например, с таволгой, а также переходные к низинным болотам черноольшаники. Для них характерен комплексный травяной покров, связанный с микрорельефом: на приствольных повышениях растут кислица, щучка, папоротники, а в понижениях – сабельник, белокрыльник, лесной камыш и другие болотные виды трав.

Небольшие участки широколиственных лесов из клена, дуба, липы, ясеня, вяза шершавого представляют собой остатки некогда существовавших здесь парков, разбитых при усадьбах, дворцовых ансамблях. Наиболее распространены широколиственные леса смешанного состава, иногда с участием осины и черной ольхи, с напочвенным ярусом из сныти. На склоне уступа на участке «Собственная дача» встречаются интересные сообщества широколиственных лесов, связанные, видимо, с выходами грунтовых вод в нижней части уступа – кленовый лес зеленчуково-папоротниковый и липняк со снытью и папоротниками.

Ивняки из ивы филиколистной, ивы мирзинолистной и ивы пепельной встречаются преимущественно вблизи побережья Финского залива. Вторичные ивняки развиваются на зарастающих сельскохозяйственных угодьях, где они чередуются с луговыми сообществами. В травяном покрове этих ивняков обычны таволга, двукисточник, паслен. Из кустарников-интродуцентов значительные заросли образуют свидина, рябинник, облепиха.

Старовозрастные сосны и ели на участке «Собственная дача»

Луговая растительность встречается на небольших полянах в лесу, вдоль Нижней дороги, тропинок. Естественные приморские луга очень редки и занимают небольшие площади на побережье Финского залива по границе с тростниковыми зарослями (полосы шириной не более 1–2 м). В травостое участвуют дягиль приморский, дербенник, василисник, таволга, двукисточник и другие виды.

Все болота заказника относятся к низинному типу и представлены безлесными травяными сообществами. Они имеют малые размеры и расположены в прибрежной части залива, где соседствуют с плавнями и приморскими лугами. На болотах доминируют осоки и болотные травы – сабельник, белокрыльник, кизляк.

На участках с нарушенным стоком образуются вторичные низинные болота, в которых основным доминантом является рогоз широколистный.

На всех трех участках ООПТ и на прилегающей акватории представлены наиболее обширные массивы тростниковых и камышовых зарослей (плавней) южного побережья Финского залива. Особенно хорошо плавни развиты в «Знаменке» и «Кронштадтской колонии». Как правило, в плавнях хорошо выражена поясность в размещении сообществ. Так, в прилегающей к побережью полосе плавней распространены тростниковые сообщества с ивой филиколистной и отдельными деревьями черной ольхи, березы, а также с участием гигрофитного высокотравья: осоки острой, веха ядовитого, касатика водяного, хвоща речного, чины болотной. Дальше от берега на акватории залива можно наблюдать закономерное чередование прибрежноводных и водных растительных сообществ и их сочетаний, связанное с увеличением глубины.

На территории заказника зарегистрировано 462 вида сосудистых растений. В связи с давней освоенностью территория отличается большим участием чужеродных видов, в том числе инвазивных. В подлеске широколиственных лесов встречаются характерные для таких лесов виды кустарников – лещина обыкновенная и калина обыкновенная. С широколиственными лесами связаны и их травянистые спутники – сныть обыкновенная, зеленчук желтый, мятлик дубравный, живучка ползучая и др. Только на восточной границе участка «Знаменка» обнаружен копытень европейский.

В связи с отсутствием хвойных лесов типичные таежные виды трав очень редки: только на песчаном насыпном участке в центральной части «Знаменки» встречается плаун булавовидный и кошачья лапка двудомная, а на насыпном участке в зарослях тростника в восточной части участка «Кронштадтская колония» – баранец обыкновенный и водяника черная. На обоих насыпных участках единично отмечен и вереск обыкновенный. Также только в зарослях тростника «Кронштадтской колонии» отмечены болотные виды – пухонос альпийский, росянка круглолистная и голубика.

Хорошо представлен комплекс водных и прибрежно-водных видов плавней, который слагают тростник, рогоз узколистный, камыш озерный, телорез, водокрас, виды рдестов, кубышка желтая, кувшинка снежно-белая и др. Среди видов, характерных для таких биотопов, присутствуют довольно редкие виды – дзанникеллия болотная, сусак зонтичный, камышевник укореняющийся, хвостник обыкновенный.

В 2022 году в «Кронштадтской колонии» был найден золототысячник красивый – редкий на Северо-Западе России вид сосудистых растений. Это второе местонахождение вида в Петербурге, а впервые золототысячник был обнаружен в окрестностях Шушар в 2018 году.

Из чужеродных видов на участках «Кронштадтская колония» и «Собственная дача» наиболее многочисленны недотрога желёзконосная (родина – Гималаи) и облепиха жостеровидная (естественный ареал в России – юг Сибири и Забайкалье; вне России встречается от Западной Европы до Балкан, Ирана, Индии, Китая и др.). Эти виды легко внедряются в естественные сообщества и могут вытеснять из них местные виды.

Для заказника известны семь видов печеночников и 99 видов мхов. Основу биофлоры составляют лесные мхи, также встречаются виды переувлажненных местообитаний, в том числе четыре вида сфагнов. Лишайников насчитывается 164 вида, и среди них преобладают виды, обычные для парков и лиственных лесов Петербурга. Наиболее интересными с лихенологической точки зрения являются старые парковые насаждения – аллеи, отдельные старые деревья, а также участки черноольховых лесов. Среди лишайников больше всего (85% видов) эпифитов, относительно невысоким разнообразием отличаются эпиксильные и эпилитные лишайники (по 17%). Почти полностью отсутствуют напочвенные лишайники – таких видов всего пять.

Растения, которые встречаются только на участке «Кронштадтская колония»

На территории заказника и прилегающей к ней акватории Невской губы обитают пять видов земноводных, один вид пресмыкающихся, 177 видов птиц (с учетом мигрантов), 39 видов млекопитающих.

Среди земноводных наиболее обычна травяная лягушка. Остромордая лягушка населяет всю территорию участка «Кронштадтская Колония», а на других участках встречается лишь местами и с низкой численностью. В обширной мелководной зоне залива с хорошо развитыми тростниковыми зарослями обычна широко расселившаяся озерная лягушка – вид из более южных широт. Обыкновенный тритон и серая жаба распространены локально. Из пресмыкающихся встречается только живородящая ящерица.

Богатство орнитофауны заказника определяется его местоположением и большим разнообразием условий обитания для птиц. Основу гнездовой орнитофауны составляют виды лесного и водно-болотного комплексов, достаточно разнообразен и лугово-кустарниковый комплекс.

Среди лесных участков заказника наиболее ценными местообитаниями для птиц являются старинные парки с широколиственными породами (дубом, липой, кленом), участки смешанного лиственного и черноольхового леса. Особый интерес представляет фаунистический комплекс широколиственных лесов. При наличии старых деревьев здесь гнездятся такие характерные обитатели широколиственных лесов, как серая неясыть, клинтух, зеленый дятел, обыкновенный поползень, гаичка, обыкновенный дубонос. В Санкт-Петербурге проходит северная граница гнездового ареала зеленого дятла, поползня и гаички, и в заказнике они встречаются чаще всего. Черноольшаники и лиственные леса смешанного состава с большим количеством сухостоя, валежника и погибающих деревьев являются местами гнездования белоспинного и малого пестрого дятла.

Как уже отмечалось, плавни занимают большие площади в прибрежной части участков «Знаменка» и «Кронштадтская колония». Несмотря на одинаковые доминирующие виды (тростник и камыш озерный), разные участки плавней могут отличаться друг от друга по глубине воды, по площади и видовому составу растительных сообществ, наличию открытых пятен воды и другим параметрам, важным для использования их разными видами птиц. В целом все участки мелководий с высокопродуктивными растительными сообществами служат местами массового гнездования водоплавающих и околоводных птиц. Например, крупные колонии образуют озерные чайки. Вблизи них гнездится черная крачка, предпочитают устраивать гнезда чомга и хохлатая чернеть. Максимальное видовое разнообразие и высокая численность гнездящихся видов отмечены в плавнях на участке «Кронштадтская колония» .

Так как Невская губа расположена на Беломоро-Балтийском пролетном пути птиц, ее мелководья имеют огромное значение для водоплавающих и околоводных птиц, совершающих сезонные миграции. Плавни заказника создают особенно благоприятные кормовые и защитные условия для мигрирующих птиц. В разные периоды сезонных миграций здесь встречается около 70 видов водно-болотных птиц. Эти стоянки имеют важное стратегическое значение для всего Беломоро-Балтийского пролетного пути. Прибрежные экосистемы используются для стоянок и в периоды летних и осенних перемещений птиц.

Состав фауны млекопитающих также определяют ландшафты и характер растительности; большое влияние оказывает сильная фрагментация местообитаний на ООПТ. Здесь практически отсутствуют типичные южнотаежные виды, в том числе крупные хищники и копытные. Многие виды, такие как темная полевка или горностай, имеют очень низкую численность или встречаются непостоянно (например, куница). В то же время заметно участие «южных» видов и обитателей открытых пространств – желтогорлой и полевой мышей, мыши-малютки, серых полевок. Обычны, хотя и немногочисленны, околоводные виды млекопитающих, такие как американская норка, ондатра и обыкновенная кутора. Большое количество старовозрастных лиственных деревьев в сочетании с подходящими кормовыми биотопами поддерживает высокую численность и определяет видовое обилие редких для региона летучих мышей.

Значение ООПТ для сохранения редких видов города чрезвычайно велико. Здесь обитает (произрастает) 71 вид животных растений и грибов, занесенный в Красную книгу Санкт-Петербурга, в том числе один вид (пальчатокоренник балтийский), занесенный в Красную книгу Российской Федерации.

При подготовке публикации использованы фотографии и архивные материалы ГКУ «Дирекция ООПТ Санкт-Петербурга»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс