Особенности оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование в части представления заявителем информации о береговой линии (границе) водного объекта

Решение о предоставлении водного объекта в пользование (далее – Решение) является одним из оснований, наряду с договором водопользования, для приобретения заинтересованными лицами права пользования водным объектом (ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ). Решение на право пользования водным объектом в соответствии с требованиями действующего законодательства может быть оформлено в целях:

• обеспечения обороны страны и безопасности государства;

• сброса сточных вод;

• строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;

• создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;

• строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;

• разведки и добычи полезных ископаемых;

• проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации;

• удаления затонувшего имущества;

• сплава древесины (лесоматериалов);

• забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;

• забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства);

• осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем;

• осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства) на водных объектах с акваторией площадью больше 200 гектаров, образованных до 1980 года водоподпорными сооружениями на водотоках.

Наиболее востребованной для регионов, на территории которых осуществляет контрольные (надзорные) функции Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, является государственная услуга по оформлению решения на право пользования водным объектом в части сброса сточных вод.

Полномочия по предоставлению права пользования водными объектами или их частями (на основании Решений, договоров водопользования), расположенными полностью или частично на территориях субъектов Российской Федерации, возложены на профильные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ).

Эффективность нормативного регулирования в сфере предоставления права пользования водными объектами на основании Решения обеспечивает деятельность организаций жилищно-коммунального хозяйства в сфере водоотведения, а также развитие транспортной инфраструктуры, внутренних водных путей, туристской инфраструктуры на водных объектах, ввиду того, что строительство и реконструкция гидротехнических сооружений, строительство мостов также требуют оформления Решения.

Однако в 2022 году с вступлением в законную силу Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2022 №18 (далее – Правила оформления Решения), возник вопрос правового регулирования оформления решений о предоставлении водного объекта в пользование, так как в пп. «б» п. 9 Правил оформления Решения, лица, заинтересованные в оформлении Решения, должны предоставлять в уполномоченный орган сведения о характерных точках береговой линии (границы) водного объекта (не менее двух точек).

Таким образом, заинтересованное в оформлении Решения о предоставлении водного объекта в пользование лицо в составе комплекта документов на получение государственной услуги должно представить в уполномоченный орган власти субъекта Российской Федерации сведения из государственного водного реестра (запрашиваются в территориальных органах Росводресурсов – бассейновых водных управлениях) о береговой линии (границе) водного объекта.

Береговая линия (граница водного объекта) разделяет территорию земельного участка, прилегающего к водному объекту, и акваторию. На основании данных о местоположении береговой линии разграничиваются и полномочия органов власти по предоставлению права пользования водным объектом (орган власти субъекта РФ, реализующий отдельные полномочия в области водных отношений, установленные в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ) и территорией земельного участка, прилегающего к водному объекту (орган, осуществляющий управление земельными участками, находящимися в публичной собственности, либо лицо, имеющее право на соответствующий земельный участок).

В то же время, в практике деятельности органов власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на оформление Решений, требование пп. «б» п. 9 Правил, возникает ряд вопросов. В первую очередь, уполномоченные органы власти субъектов Российской Федерации столкнулись с необходимостью решения вопроса о том, является ли отсутствие сведений о местоположении береговой линии в государственном водном реестре основанием для отказа в оформлении Решения.

В случае, если на региональном уровне принято решение о том, что отсутствие таких сведений не является основанием для отказа, органы власти субъекта РФ также сталкиваются и с позицией территориальных органов Росводресурсов (бассейновых водных управлений), которые осуществляют государственную регистрацию Решений в государственном водном реестре, после которой Решение вступает в силу.

В ряде регионов органы государственной власти субъектов Российской Федерации сталкивались с получением отказов в регистрации оформленных Решений со стороны территориальных органов Росводресурсов, что исключало возможность оформления Решения и, следовательно, фактически нарушало право заинтересованного лица.

Невозможность для заинтересованного лица своевременно оформить решение о предоставлении водного объекта в пользование порождает условия совершения им правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий).

Отметим, что Санкт-Петербурга этот вопрос коснулся в меньшей степени ввиду того, что уполномоченным органом власти Санкт-Петербурга (Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности) длительное время проводились работы по установлению береговой линии водных объектов на территории города, обеспечению внесения сведений о ее местоположении в государственный водный реестр. Однако в большинстве регионов Российской Федерации береговые линии водных объектов не определены, сведения о них в государственном водном реестре отсутствуют.

В письме от 13 июля 2022 №14-47/26792 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации указано, что «отсутствие установленной береговой линии в месте водопользования не является безусловным основанием для отказа в предоставлении Решения о предоставлении водного объекта в пользование». Вышеуказанным письмом также предусмотрено, что для заинтересованного лица возможно оформление права пользования водным объектом при условии, что оно предоставит общие сведения о водном объекте (выписку из государственного водного реестра по форме 1.9-гвр «Водные объекты. Изученность»). Отказ в оформлении права пользования водным объектом со стороны уполномоченного органа власти Российской Федерации возможен только в том случае, если отсутствует возможность идентифицировать водный объект и определить место водопользования.

В п. 2.3 типовой формы Решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.01.2022 №51, указание сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) также предусмотрено не во всех случаях, а при условии прилегания места водопользования к береговой линии.

В пп. «б» п. 9 Правил оформления Решения необходимо внести дополнение в части сведений о местоположении береговой линии, которые представляются заинтересованным лицом в числе иных документов, при наличии таких сведений в государственном водном реестре.

На уровне субъектов Российской Федерации решением проблемы оформления права пользования водным объектом в отсутствие в государственном водном реестре сведений о местоположении береговой линии может стать формирование постоянно действующих комиссий, решающих вопрос о выполнении заинтересованным лицом работ по установлению береговой линии водного объекта (на участке предполагаемого водопользования). Такие комиссии могут обеспечивать межведомственное взаимодействие и оперативное включение вновь полученных данных о местоположении береговой линии в государственный водный реестр. Подобная практика реализуется в некоторых регионах Российской Федерации, в том числе в Ленинградской области.

Также решением проблемы оформления права пользования водным объектом в отсутствие в государственном водном реестре сведений о местоположении береговой линии может стать формирование межведомственных соглашений об информационном взаимодействии между уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим оформления Решений, и территориальными органами Росводресурсов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс