И.А. Серебрицкий, Д.Т. Азёмов, Н.А. Жигунова, К.Р. Гончик
Атмосфера Земли (от греч. ατμός – пар, испарение и σφαρα – шар) – воздушная оболочка, состоящая из ряда газов и взвешенных в ней частиц примесей – аэрозолей. Атмосфера является одной из систем, в которой протекает жизнедеятельность человека. Мы дышим атмосферным воздухом, и его чистота является необходимым условием здоровья людей. Многочисленные вредные вещества, поступающие в атмосферу от антропогенных источников, перемешиваются, перемещаются и вымываются из неё. В воздушном бассейне постоянно происходят фотохимические процессы, приводящие к появлению новых соединений, иногда более вредных, чем исходные.
Характер и величина атмосферного загрязнения в значительной степени определяются объемом выбросов загрязняющих веществ из различных техногенных источников и степенью рассеяния примесей. Наиболее остро проблема загрязнения атмосферного воздуха ощущается в крупных городах с развитой промышленностью. К числу таких городов, естественно, относится и Санкт-Петербург – второй по численности населения и промышленному потенциалу город России. Представляет несомненный интерес анализ динамики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга за последние не менее чем 40 лет в сопоставлении с аналогичными данными по некоторым другим наиболее крупным городам России, а также по Российской Федерации в целом.
Официальная статистическая информация о выбросах загрязняющих веществ от стационарных источников собирается ежегодно на основе формы №2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденной приказом Росстата от 08.11.2018 №661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Отчетность представляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в случае, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, превышают 10 т в год или составляют от 5 до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности. Форма предоставляется не позднее 22 января года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 57.6 Федерального плана статистических работ (введен распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.05.2018 №1007-р) обязанность ежегодного представления заинтересованным органам исполнительной власти информации об охране атмосферного воздуха по субъектам Российской Федерации, федеральным округам, районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, Арктической зоне Российской Федерации, видам экономической деятельности, по муниципальным районам (городским округам) возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Организация данных работ внутри Росприроднадзора регламентируется Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26.12.2018 №555 «Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме №2-тп (воздух) и формированию официальной статистической информации». Срок представления в центральный аппарат Росприроднадзора сведенных данных по форме №2-ТП (воздух) установлен до 20 марта года, следующего за отчетным.
Ниже в табл. 1–3 приведены имеющиеся данные о выбросах основных загрязняющих веществ в атмосферу Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и по России в целом за период 1981–2022 годов. Одновременно с этим на рис. 1–3 приведено распределение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отдельным городам (Санкт-Петербург, Москва, Волгоград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону) в соответствии с данными, приведенными в табл. 1-3 по годам за период 1981–2022 годов.
В соответствии с распределением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отдельным городам (всего от стационарных источников и от автотранспорта) по годам за период 1981–2022 годов можно отметить, что общий объем выбросов загрязняющих веществ в период с 2019-го по 2022 год сократился по сравнению с предыдущими годами. Начало периода сокращения общего объема выбросов отличается по рассмотренным городам. Так, для Москвы достаточно значительное снижение выбросов происходило дважды: в период 2003–2005 годов и в период 2018–2021 годов. В отличие от Москвы для Санкт-Петербурга снижение выбросов отмечалось в период с 1986- го по 1995 год и носило более плавный характер. Кроме того, с 2019-го по 2021-й (2022-й) год снижение выбросов носило более динамичный характер и обусловлено, в первую очередь, в Санкт-Петербурге, так же, как и в Москве, активной природоохранной деятельностью соответствующих государственный органов Москвы и Санкт-Петербурга.
Относительно подобная Санкт-Петербургу линия тренда наблюдалась у Волгограда. Как видно из данных распределения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по Нижнему Новгороду, Ростову-на-Дону и Екатеринбургу за весь период наблюдается тенденция слабого спада или сохранения на уровне прошлых лет.
В соответствии с распределением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отдельным городам (всего от стационарных источников) по годам за период 1981 – 2022 годов можно отметить, что значительное снижение объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников по рассматриваемым городам наблюдается в период с 1984-го по 2002 год. Наиболее значительное снижение наблюдалось в Волгограде с 1981-го по 2002 год, что может быть обусловлено снижением мощности, закрытием промышленных предприятий и их перепрофилированием в Волгограде. Аналогичные тренды в той или иной степени присущи для всех рассматриваемых городов.
С 2020 года наиболее высокие значения выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников наблюдаются в Волгограде, а самые низкие значения выбросов загрязняющих веществ – в Ростове-на-Дону.
Расчет объема выбросов от передвижных источников в период с 2013-го по 2018 год производился в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (автомобильный и железнодорожный транспорт)», утвержденными распоряжением Росприроднадзора от 01.11.2013 №6-р. В 2019 году в указанные Методические рекомендации распоряжением Росприроднадзора от 13.12.2019 №37-р были внесены изменения (учтены требования Таможенного союза и организации экономического сотрудничества и развития к экологическим классам автотранспортных средств и качеству и типам топлива), уточняющие и совершенствующие проведение расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников.
В связи с указанными изменениями на представленном графике наблюдается падение линии тренда по объему выбросов передвижных источников с 2019-го по 2022 год. В свою очередь, объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников поддержал среднемноголетний тренд.