Об учете мероприятий по охране атмосферного воздуха в Генеральном плане Санкт-Петербурга

А.А. Павловский, В.И. Шамшурин, СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»

Рисунок: Основной чертеж Генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года (слева) и титульный лист Комплексной схемы охраны окружающей среды Ленинграда на период до 2005 года (справа)

Загрязнение атмосферного воздуха является одной из основных угроз для здоровья человека в крупнейших городах, к которым относится Санкт-Петербург. В связи с этим в документе стратегического планирования социально-экономического развития субъекта РФ – Генеральном плане Санкт-Петербурга – предусмотрен ряд мероприятий по охране окружающей среды в целях достижения нормативных показателей качества атмосферного воздуха на его территории.

В конце 2023 года в силу вступил новый Генеральный план Санкт-Петербурга, определяющий градостроительную политику города до 2050 года, одними из целей которого являются повышение качества городской среды; ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов.

Необходимо подчеркнуть преемственность и последовательность разработки и реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха в документах территориального планирования города разных лет.

Комплексная работа по определению приоритетных мероприятий и формированию технико-экономических показателей по охране окружающей среды была проделана при обосновании Генерального плана развития г. Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 5 декабря 1987 г. №1387.

Актуализация, развитие и реализация мероприятий по охране окружающей среды и атмосферного воздуха, в частности, осуществлялись уже в рамках действия Генерального плана 2005–2025 годов, утвержденного Законом Санкт-Петербурга от 21 декабря 2005 г. №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга». В качестве основных направлений по улучшению качества атмосферного воздуха вышеуказанными документами было запланировано:

• совершенствование технологического оборудования и оснащение источников выбросов пылегазоочистными установками;

• техническая реконструкция, перепрофилирование либо ликвидация и перебазирование вредных производств из центра города;

• перевод теплоэлектроцентралей (ТЭЦ) и котельных на газовое топливо;

• сокращение размеров и организация санитарно-защитных зон;

• совершенствование транспортно-планировочной структуры и улично-дорожной сети Санкт-Петербурга;

• ограничение въезда автомобилей в исторический центр Санкт-Петербурга;

• более широкое использование природного газа в качестве моторного топлива.

По данным Комплексной схемы охраны окружающей среды Ленинграда на период до 2005 года, утвержденной решением Исполкома Ленсовета от 03.07.1989 г. №530, в результате возрастания объемов промышленного производства, по состоянию на 1985 год выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками города составляли 260 тыс. т/г. Суммарный выброс от автотранспорта в тот же период – 590 тыс. т/г. Максимальные разовые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе достигали: пыли – 5 предельно-допустимых концентраций (ПДУ), сернистого газа – ПДК, двуокиси азота – 6 ПДК, окиси углерода – 3 ПДК.

По данным обзора «Охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности в Санкт-Петербурге в 2022 году», в настоящее время выбросы вредных веществ от стационарных источников составляют около 70 тыс. т/г, а от автотранспорта – примерно 130 тыс. т/г. Таким образом, в части стационарных источников валовый выброс сократился более чем в 3,7 раза, а от передвижных источников загрязнения – более чем в 4,5 раза.

Принципиально изменилась доля газа в городском топливно-энергетическом балансе. С 68% в 1985 году она достигла почти 100%.

Практически полностью выполнена задача по ликвидации примерно 1200 мелких, в т. ч. угольных и мазутных отопительных котельных. По состоянию на начало 2024 года в городе осталось несколько ведомственных угольных котельных на таких видах топлива, которые в ближайшее время также будут переоборудованы или выведены из эксплуатации. Кроме того, три четверти автобусов в Санкт-Петербурге также переведены на газовое топливо.

За время реализации предыдущего Генерального плана Санкт-Петербурга принципиальные изменения произошли в транспортной системе города – построены Кольцевая автодорога (КАД), Западный скоростной диаметр (ЗСД), что позволило разгрузить внутригородскую дорожную сеть от транзитного автотранспорта. С 2019 года реализуется Комплексная схема организации дорожного движения г. Санкт-Петербурга, утвержденная распоряжением Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга от 26 ноября 2019 г. №552-р.

Схема границ расчетной единой СЗЗ промышленной зоны «Шушары-2». Красная утолщенная линия – граница единой СЗЗ

В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 декабря 2004 г. №1961 «О развитии территорий, предназначенных для размещения объектов производственного, транспортно-логистического, общественно-делового и складского назначения» в целях повышения эффективности использования производственных, инженерных и транспортных зон города был выполнен анализ и инвентаризация предприятий на территории промышленных узлов Санкт-Петербурга. В результате из примерно 50 промзон города был сформирован перечень из 22 территорий, предлагаемых для размещения, реконструкции и развития производственных предприятий (Паспорт промышленных зон Санкт-Петербурга, https://cipit.gov.spb.ru/).

В отношении промзон Санкт-Петербурга осуществляется разработка градостроительной документации, а также инженерная подготовка территорий. В настоящее время разработана и утверждена документация по 15 территориям, расположенным в границах данных промзон.

Следует отметить, что в соответствии с санитарным законодательством РФ в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории производственной зоны «Шушары-2», разработанного СПб ГКУ «НИПЦ Генерального плана Санкт-Петербурга» и утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19 июня 2007 г. №704, был разработан специальный проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для автомобильного кластера города – промышленного узла «Шушары-2».

В результате данной работы было обосновано развитие автопромышленного кластера СанктПетербурга – промзоны «Шушары-2», определены размер и режим использования территории ее единой СЗЗ. Функционально-планировочная структура промузла и допустимые классы опасности для перспективных предприятий были сформированы по принципу недопустимости превышения на внешних границах СЗЗ предельно-допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе.

Проект единой СЗЗ в установленном порядке прошел экспертизу в Центре гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург, согласование в Управлении Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу. Размер и режим единой СЗЗ промзоны «Шушары-2» используются как инструмент принятия обоснованных решений при градостроительном планировании.

Пример границ СЗЗ, учитываемых при градостроительном планировании и при разработке документации по планировке территории (красные полигоны – СЗЗ, внесенные в ЕГРН; синие полигоны – иные СЗЗ)

Согласно требованиям градостроительного, земельного и санитарного законодательства РФ, СЗЗ является зоной с особыми условиями использования территории, устанавливаемой вокруг объектов, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека. По своему функциональному назначению СЗЗ – это защитные барьеры, обеспечивающие безопасность населения при эксплуатации объектов в штатном режиме. В связи с этим в Санкт-Петербурге при разработке документации по планировке территории большое внимание уделяется учету границ и режимов СЗЗ в составе материалов по их обоснованию.

Результаты многолетнего межведомственного обмена с Управлением Роспотребнадзора по г. СанктПетербургу, сбора и анализа данных о границах СЗЗ, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию (http://fp.crc.ru/), были использованы при обосновании нового Генерального плана Санкт-Петербурга до 2050 года.

Представленные примеры показывают значимость постановки стратегических целей, задач и мер по защите окружающей среды, формируемых на этапе подготовки документов территориального планирования на долгосрочный период.

Результатом последовательной реализации мероприятий по охране атмосферного воздуха, предусмотренных генеральными планами Ленинграда – Санкт-Петербурга, является тот факт, что в последние годы в городе, по данным государственной наблюдательной сети Росгидромета, территориальной системы наблюдений Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, социально-гигиенического мониторинга Роспотребнадзора, отмечается стабильно низкий уровень загрязнения воздушного бассейна.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс