Предложения по развитию подходов к управлению запахами в атмосферном воздухе

О.А. Марцынковский, кандидат технических наук, генеральный директор АО «НИИ Атмосфера»;

В.В. Цибульский, кандидат химических наук, заслуженный эколог РФ, начальник лаборатории ольфактометрического анализа запаха (ЛОАЗ) АО «НИИ Атмосфера»;

О.В. Снопковская, заслуженный эколог РФ, начальник учебного центра (УЦ) АО «НИИ Атмосфера»

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Очевидно, что понятие «благоприятная окружающая среда» включает в себя как аспекты ее безопасности, так и комфорта. Наличие постороннего запаха в воздухе района проживания может влиять на эмоциональную сферу, утомляемость и прочие особенности состояния здоровья населения, причем связанный с запахом и субъективно оцениваемый уровень раздражительности может существенно снижать качество жизни.

По результатам опроса, проведенного ВЦИОМ в 2023 году, основными источниками негативного воздействия на качество воздуха в нашей стране респонденты считают мусорные свалки и мусоросжигательные заводы – 42%, транспортные выхлопы – 31%, а также деятельность промышленных предприятий – 34% [1].

Как известно, в составе выбросов промышленных, сельскохозяйственных объектов, автотранспорта присутствуют вещества, обладающие запахом. В результате навязчивого действия любого запаха (приятного или неприятного) у людей могут возникать различные нарушения со стороны здоровья (общее недомогание, депрессия, тревога, эмоциональные и невротические расстройства, тошнота, головная боль, кашель, одышка, раздражение слизистых верхних дыхательных путей и глаз) [2–4].

В этих случаях первым делом граждане обращаются в территориальные органы Росприроднадзора, Роспотребнадзора, органы исполнительной власти и прокуратуру. В городахмиллионерах количество таких жалоб за год достигает 500 и более. Однако контрольнонадзорные органы государственной власти зачастую не имеют возможности определить источник запаха, его состав, а также привлечь нарушителя к ответственности. Это обусловлено тем, что запах формируется не отдельным веществом, а сложной смесью веществ неизвестного состава, часто присутствующих в ней в крайне незначительных количествах. Выявление пахучих компонентов, входящих в состав такой смеси, нецелесообразно, т. к. их идентификация и последующая разработка гигиенических нормативов является крайне трудоемкой и очень дорогостоящей задачей, требующей времени. При этом в большинстве случаев (свыше 50%) проводимые замеры аккредитованными лабораториями показывают, что предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воздухе не превышают норму, а население, тем не менее, ощущает присутствие неприятного запаха.

Не получив ожидаемого улучшения или его перспективы от официальных обращений к региональным и федеральным органам власти, граждане обращаются по прямой линии к Президенту РФ, объединяются в инициативные группы, активно используя социальные сети и контакты, организуют пикеты, пишут коллективные жалобы.

По данным АНО «Экспертный центр контроля запахов»1 в 2023 году высокая активность населения в социальных сетях по проблемам, связанным с наличием сильного запаха в атмосферном воздухе, носит достаточно масштабный характер и зафиксирована в различных регионах Российской Федерации. За шестимесячный период с конца июля 2023 года по конец января 2024 года центром контроля запахов было выявлено 222 сообщения в Интернете и социальных сетях от граждан с жалобами на запахи в различных регионах нашей страны. На рис. 1 представлен макет интерактивной карты, на которой отмечены точки в населенных пунктах, где населением выявлены проблемы с плохим состоянием атмосферного воздуха из-за наличия в нем запахов.

Рисунок 1. Скриншот карты, где зафиксированы места публикаций/сообщений жалоб населения на наличие устойчивого запаха в атмосферном воздухе по данным АНО «Экспертный центр контроля запахов» за шесть месяцев в период с июля 2023 года по январь 2024-го

В настоящее время присутствует большая активность инициативных групп, которые уже достаточно продолжительное время пытаются добиться эффективных действий со стороны различных органов государственной власти, чтобы иметь возможность дышать чистым воздухом в местах своего проживания. При этом до 70% от всех жалоб населения на состояние окружающей среды связано с публикациями сообщений граждан, указывающих на то, что неприятные запахи на одной и той же территории появляются регулярно, систематически и устойчиво.

Укрупненная принципиальная блок-схема алгоритма реагирования на жалобы населения в рамках действующей системы государственного экологического и санитарно-гигиенического нормирования и контроля представлена на рис. 2. Это та последовательность действий, которая в настоящее время предписана существующим природоохранным законодательством управления выбросами загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферный воздух. На блок-схеме видно, в каких случаях действующая система государственного экологического и санитарно-гигиенического нормирования и контроля в части управления запахами, к сожалению, не в полной мере способна адекватно реагировать (отвечать) на запросы общества, т. к. на современном этапе граждан волнует не только безопасность проживания, но и его комфортность. Зачастую именно запах, как неотъемлемое свойство качества атмосферного воздуха, выходит за регулятивные рамки существующих норм.

Рисунок 2. Принципиальная блок-схема алгоритма реагирования на жалобы населения в рамках действующей системы государственного экологического и санитарно-гигиенического нормирования и контроля

В настоящее время ученые научно-исследовательских институтов дополнительно (не альтернативно!) к существующей в настоящее время системе экологического и гигиенического контроля и нормирования предлагают использовать новые подходы к развитию нормирования и контроля запаха (сопутствующее свойство выбросов ЗВ в атмосферный воздух), учитывающие как отечественные методы гигиенического нормирования, так и зарубежную практику.

Прежде всего следует напомнить, что в тех случаях, когда невозможно (крайне затруднительно, экономически нецелесообразно) выделить одно или несколько основных веществ, формирующих запах, осуществляют контроль запаха воздушной смеси (которая представляет собой атмосферный воздух в реальности) в целом ольфактометрическим методом. Концентрация запаха в воздухе, не вызывающая раздражение у основной массы населения, составляет порядка 2–3 ЕЗ/м3 . Однако нормативная концентрация запаха для той или иной территории устанавливается с учетом не только его рефлекторного воздействия, но и многих «социальных» факторов, в частности природы запаха, плотности населения, особенностей конкретной территории (места компактного проживания населения, зоны отдыха, промышленные районы, сельская местность и т. д.), и варьируется в диапазоне от 2 до 15 ЕЗ/м3 .

В Европе на государственном уровне устанавливаются четкие нормативы запахов для некоторых предприятий (Франция, Германия, Австрия, Италия). В Великобритании четких нормативов нет, а в Испании, Венгрии, Польше и других странах национальные нормативы запаха не установлены. Однако при этом в Венгрии используется диапазон уровней запаха от 3 до 5 ЕЗ/ м3 , который позволяет избежать жалоб населения, в Испании проект нормативов запаха для Каталонии предусматривает диапазон уровней запаха от 3 до 7 ЕЗ/м в зависимости от характера предприятия (свалки, очистные сооружения, обжарка кофе). В Дании норматив запаха в жилой зоне составляет 5 ЕЗ/м3 , в промышленной зоне – 10 ЕЗ/м3 , при этом 99% времени в году запах должен отсутствовать. Во Франции для сельскохозяйственных районов устанавливается норматив запаха 5 ЕЗ/м3 на расстоянии 3 км от животноводческих предприятий. На другом континенте, в Австралии, устанавливаются разные нормативы запаха в разных штатах в зависимости от плотности населения (от 2 до 10 ЕЗ/м3 ) [5].

АО «НИИ Атмосфера» (далее институт) уже более 15 лет изучает проблему и работает над вопросами контроля запахов. С 2008-го по 2023 год специалистами лаборатории института проведено свыше 25 научно-исследовательских работ (НИР) в различных регионах России, в т. ч. для предприятий разных отраслей промышленности: переработка древесины, целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая промышленность, станции аэрации, объекты животноводства, теплоэнергетики, полигоны хранения илового осадка и полигоны захоронения твердых бытовых отходов. Состав работ включал целый ряд этапов, включая:

• комплексный анализ жалоб населения с учетом метеорологических условий, времени и места их выявления и других факторов;

• измерение интенсивности запаха в местах его выявления и проживания населения на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ);

• инвентаризация источников запаха;

• оценка эффективности мероприятий по уменьшению запаха.

Для измерения запаха по степени воздействия на человека специалистами института используется метод ольфактометрии [6]. Это количественный метод, который позволяет определить интенсивность запаха силами аттестованных экспертов, основываясь на инструментальном анализе, а не на жалобах населения на неприятные запахи, иногда имеющих субъективный характер. Методические основы для выполнения работ по контролю выбросов запаха с использованием ольфактометрического метода, а также критерии, которым должны соответствовать эксперты, изложены в следующих основных российских нормативных и методических документах:

• Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 58578-2019 Правила установления нормативов и контроля выбросов запаха в атмосферу».

• ИТС 22.1-2021 (информационно-технический справочник наилучших доступных технологий). «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения» (утвержден Приказом Росстандарта от 2 декабря 2021 г. №2690), раздел «Измерение запахов». Измерение запахов – ольфактометрия.

• Методическое пособие по инвентаризации, нормированию и контролю выбросов запаха ОАО «НИИ Атмосфера». Санкт-Петербург 2012 г. Введено в действие письмом заместителя министра Минприроды России №05-12-47/4521 от 29 марта 2012 г.

Расчеты рассеивания выбросов запаха от источников предприятия выполнялись в соответствии с утвержденными моделями – ОНД-86 [7] и МРР-2017 [8]. Они позволяют получить реальную картину распространения запаха в жилой зоне и оценить эффективность мероприятий по снижению выбросов дурнопахнущих веществ.

Ольфактометрическая лаборатория оснащена специальными приборами – переносными и стационарными ольфактометрами. Их назначение, характеристики и функциональные возможности подробно перечислены в статье [9]. Дальнейшее развитие существующих средств для диагностики и контроля запахов безусловно связано с разработкой современных программных средств, использованием искусственного интеллекта и сенсорных датчиков.

Полученный опыт выполненных работ и выводы по результатам изложены в отчетах НИР, а также в многочисленных научных публикациях [9–12].

Опираясь на нормативно-методическую и приборную базу, опыт выполненных практических и научно-исследовательских работ, АО «НИИ Атмосфера» предлагает алгоритм реагирования на жалобы населения в рамках действующей системы государственного экологического и санитарно-гигиенического нормирования и контроля с применением дополнительно ольфактометрического метода анализа контроля запахов. Для лучшего восприятия дополнительных действий и мер данный алгоритм представлен на рис. 3, на котором все предложения выделены голубым фоном, дополнительно к действующим, которые на рис. 2 и 3 одинаковы по содержанию и цвету фона заливки.

Рисунок 3. Принципиальная блок-схема алгоритма реагирования на жалобы населения в рамках действующей системы государственного экологического и санитарно-гигиенического нормирования и контроля с дополнительным применением ольфактометрического метода анализа и контроля запахов

Представленный на рис. 3 подход направлен на максимальную интеграцию апробированного на практике аналитического исследования и количественного метода контроля концентрации запахов ольфактометрическим методом переносными и стационарными приборами (соответственно) с существующей в нашей стране системой государственного экологического и санитарно-гигиенического нормирования и контроля.

Предложенный вариант позволяет расширить возможности существующей системы за счет:

• верификации объективности жалоб населения и инструментального исследования интенсивности запаха в атмосферном воздухе на границе ССЗ с помощью переносных ольфактометров;

• объективного анализа и выявления потенциальных источников запаха в тех случаях, когда аналитические лаборатории Росприроднадзора и Роспотребнадзора не фиксируют превышения ПДК ЗВ, а запах при этом систематически и стойко присутствует и вызывает возмущение граждан;

• обоснования для уполномоченных органов власти для принятия решений по внеплановым проверкам и предупредительным мерам коррекции;

• контроля (измерения) концентрации запаха на источниках выбросов предприятий с помощью стационарных ольфактометров;

• обоснования для природопользователей необходимости разработки и реализации природоохранных мероприятий.

В заключение необходимо отметить, что с учетом наличия значительного объема научно-исследовательских и практических работ с убедительными результатами, базовых нормативно-методических документов и запуска промышленного производства отечественных ольфактометров в Российской Федерации на базе положительного опыта применения существующих зарубежных аналогов, даже при режиме санкционных ограничений, имеются все условия для успешного и эффективного развития действующей системы санитарно-гигиенического и экологического контроля и нормирования выбросов вредных ЗВ в атмосферный воздух с использованием ольфактометрических методов для исследования и контроля запахов.

Источники

1. https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/ehkologicheskaja-situacija-vrossii-monitoring-20230309

2. Бударина О.В., в.н.с., канд. мед. наук ФГБУ НИИ ЭЧиГОС им. Сысина Минздрава России, г. Москва. Актуальные вопросы управления запахом в атмосферном воздухе и пути их решения в современных условиях. // Мир науки, культуры, образования, №5(42) 2013.

3. Ингель Ф.И., Бударина О.В., Ахальцева Л.В., Юдин С.М. ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью» Минздрава России. Анализ влияния запаха выбросов предприятий на самочувствие, активность и настроение человека. // INTERNATIONAL JOURNAL OF APPLIED AND FUNDAMENTAL RESEARCH, №10, 2018.

4. Anna H. Bokowa. Review of Odour Legislation. NOSE 2010, 22-24 September 2010. Florence, Italy.

5. Малых О.С., Свицков С.В. Нормирование запаха. Мировая практика и предложения для России. // Охрана атмосферного воздуха. Новые подходы и пути решения. Сборник трудов. НИИ Атмосфера. СПб, 2023.

6. Малых О.С. Ольфактометрия в экологии: принципы, методы, оборудование. // Охрана атмосферного воздуха. Новые подходы и пути решения. Сборник трудов. НИИ Атмосфера. СПб, 2022.

7. Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86). Ленинград, 1986.

8. Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (МРР-2017).

9. Цибульский В.В., Хитрина Н.Г., Короленко Л.И. Подходы к нормированию запаха в атмосферном воздухе для конкретных территорий. // Проблемы охраны атмосферного воздуха. Сборник трудов. НИИ Атмосфера. СПб, 2017.

10. Цибульский В.В., Чугунов А.С., Короленко Л.И. Контроль запаха в атмосферном воздухе. // Охрана атмосферного воздуха. Новые подходы и пути решения. Сборник трудов. НИИ Атмосфера. СПб, 2019.

11. Цибульский В.В., Яценко-Хмелевская М.А., Хитрина Н.Г., Короленко Л.И. Подходы к нормированию запаха в атмосферном воздухе на основе ольфактометрических измерений запаха в промышленных выбросах. // Экологическая химия, 2011, №1.

12. Цибульский В.В., Короленко Л.И. Опыт исследования запаха в выбросах и в атмосферном воздухе. // Охрана атмосферного воздуха. Новые подходы и пути решения. Сборник трудов. НИИ Атмосфера. СПб, 2023.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс