– Алексей Геннадьевич, какие меры предпринимаются вашим управлением для снижения угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?
– Главное управление МЧС России по г. Санкт-Петербургу реализует полный комплекс необходимых мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций. Наша деятельность направлена на максимально возможное снижение угрозы жизни людей, размеров материального ущерба на территории города. На постоянной основе ведется сбор сведений о метеорологической, радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности в городе. Ежедневно осуществляются прогнозирование и оценка социально-экономических последствий от возможных угроз.
Главное управление организует своевременное оповещение и информирование населения, контролирует создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет подготовку населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, координирует готовность сил и средства их применения в случае необходимости. Существенный вклад в работу вносят надзорные органы, которые проводят проверки в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Все эти и многие другие мероприятия позволяют минимизировать угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций в городе, а в случае их возникновения – в максимально короткое время ликвидировать.
– Как организована работа управления гражданской безопасности, кто отвечает за вопросы экологической и эпидемиологической безопасности?
– Согласно Положению о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Приказом МЧС России от 27.03.2020 №217, обеспечение экологической и эпидемиологической безопасности в прямой постановке вашего вопроса к компетенции Главного управления не относится. В то же время, деятельность Главного управления осуществляется в новом формате работы с учетом современных вызовов и угроз радиационного, химического и биологического характера во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Главное управление считает, что важнейшими факторами обеспечения экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия ЧС природного и техногенного характера являются:
• контроль за состоянием окружающей среды;
• разработка и осуществление мер, исключающих возникновение экологических кризисов и катастроф;
• создание условий жизнедеятельности населения, при которых отсутствует возможность возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.
С этой целью организовано многоуровневое взаимодействие и скоординирована деятельность территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга в области радиационной, химической и биологической защиты населения; совершенствуется система обеспечения безопасности потенциально опасных объектов для планирования превентивных мер, направленных на повышение уровня радиационной, химической и биологической безопасности.
В структуре Главного управления ведущую роль по данному направлению занимает Управление гражданской обороны и защиты населения, в штат которого входит отдел радиационной, химической, биологической защиты и первоочередного жизнеобеспечения, участвующий в работе по обеспечению функционирования и совершенствованию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в т. ч. учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Созданы условия для роста количества лабораторий сети наблюдения и лабораторного контроля, постов радиационного, химического и биологического наблюдения и повышения их роли в системе безопасности Санкт-Петербурга, развития материально-технической базы, создания единых программ обучения профильных специалистов и укомплектования ими территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга.
– Какие действия предпринимает ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу для создания благоприятной окружающей среды на территории города (основные направления охраны окружающей среды от пожаров и катастроф)?
– Главное управление в пределах своих полномочий осуществляет федеральный государственный пожарный надзор и тушение пожаров в населенных пунктах, в т. ч. в городских лесах, в пределах своей компетенции организует профилактику пожаров и профилактику нарушений обязательных требований. Главным управлением обеспечивается постоянная готовность пожарной и спасательной техники, пожарно-технического вооружения, также оно участвует в установленном порядке в координации деятельности всех видов пожарной охраны и осуществляет руководство подчиненными подразделениями ФПС Государственной противопожарной службы, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями и другими учреждениями и организациями МЧС России, дислоцированными на территории Санкт-Петербурга. Организуются мероприятия по авиационному обеспечению экстренного реагирования на возникающие ЧС, проведение специальных аварийно-спасательных и пожарных видов работ.
В пределах своей компетенции Главное управление осуществляет:
• контроль за выполнением владельцем опасного объекта требований законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
• выдачу заключений о готовности организаций, эксплуатирующих ГТС, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в случае аварии на этих сооружениях;
• контроль деятельности, направленной на предупреждение и ликвидацию ЧС в связи с разливами нефти и нефтепродуктов.
С целью сохранения благоприятной окружающей среды Главное управление осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений по функционированию учреждений СНЛК, выполняющих функции наблюдения и лабораторного контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Санкт-Петербурга.
– Какой эколого-экономический ущерб и какие последствия на окружающую среду оказывают пожары, аварии?
– Эколого-экономический ущерб окружающей природной среде означает фактические экологические, экономические или социальные потери, возникшие в результате нарушения природоохранного законодательства, деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Ущерб проявляется в виде потерь природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также ухудшения социально-гигиенических условий проживания населения и снижения экономического потенциала города.
При пожарах в результате задымления происходят изменения ПДК загрязняющих веществ с превышением критических уровней, возникает нарушение специальных требований к качеству воздуха. Экологические последствия активно проявляются в результате техногенных процессов и явлений (загрязнения токсическими отходами при авариях, разливах).
На сегодняшний день МЧС осуществляет контроль за исполнением владельцами опасных объектов установленного Федеральным законом от 27.07.2010 №225-ФЗ обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии. Расчет страховой суммы (причиненного ущерба) по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком с учетом соблюдения владельцами опасных объектов требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
– Как вашим ведомством проводятся оценка и анализ качества состояния окружающей среды при возникновении аварийных ситуаций разного характера?
– Результаты оценки и анализа качества состояния окружающей среды при возникновении аварийных ситуаций различного характера необходимы МЧС России для осуществления мер превентивного характера и проведения мероприятий оперативного реагирования в целях защиты жизни, здоровья граждан и недопущения ущерба окружающей среде. С этой целью на территории города функционирует сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения, которая состоит из учреждений федеральных подсетей СНЛК и территориальной подсети СНЛК Санкт-Петербурга.
Организации сети наблюдения и лабораторного контроля, аттестованные на право проведения соответствующих анализов, и наблюдательная сеть постов специально уполномоченных органов территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербурга представляют в Главное управление информацию по оценке и анализу качества состояния окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций. В случае обнаружения радиоактивного, химического или биологического загрязнения при чрезвычайных ситуациях принимаются экстренные меры по защите населения и окружающей среды.
– Как вы оцениваете экологическую обстановку в Санкт-Петербурге и загрязнение окружающей среды при техногенных и природных катастрофах, авариях, пожарах?
– В рамках совершенствования вопросов информационного обмена по экологической ситуации в городе и оценке загрязнения окружающей среды, с использованием современных подходов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, с территориальными органами (подразделениями, организациями, учреждениями) заинтересованных федеральных органов исполнительной власти заключены соглашения об осуществлении информационного обмена и взаимодействия при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласована схема передачи исполнительными органами государственной власти, управлениями и природоохранными организациями Санкт-Петербурга донесений об экстремально высоком загрязнении природной среды и аварийных выбросах (сбросах) загрязняющих веществ на территории Санкт-Петербурга.
Наиболее опасные ситуации, связанные с воздействием на экологическую ситуацию и загрязнение окружающей среды, возникают на пожарах при разлитии легковоспламеняющихся и горючих жидкостей на нефтебазах, транспортных средствах, складах удобрений и пестицидов, а также на предприятиях, использующих в процессе производства опасные химические вещества.