По итогам 2023 года аэропорт Пулково стал вторым в России по объему перевозок. Рост пассажиропотока напрямую влияет на объемы используемых противообледенительных жидкостей для обработки самолетов, взлетно-посадочных полос и других покрытий аэродрома, необходимых в целях обеспечения безопасности полетов. Очистка сточных вод от химикатов требует новых уникальных технологий.
Площадь служебно-технической территории аэродрома Пулково составляет 1350 гектаров. Аэропорт отвечает за всю зону водосбора, включая дренажный сток, стоки с аэровокзальной площади и аэродромных покрытий. Через очистные сооружения Пулково проходит 100% объема сточных вод, поступающих с территории аэродрома.
Очистка сточных вод аэропортов имеет свою специфику. Одна из главных сложностей заключается в высоком содержании в водах этиленгликоля – спирта, входящего в состав противообледенительных жидкостей. Соединение токсично для человека как в чистом, так и в растворенном виде.
В рамках модернизации очистных сооружений в аэропорту Пулково был сформирован уникальный комплекс, включающий в себя полный процесс обработки стоков: от механической очистки и аккумулирования до очистных с внедрением высокотехнологичных решений, таких как анодное окисление, флотация и ультрафильтрация. Заключительными этапами очистки стали сорбционные фильтры и УФ-обеззараживание. Эти технологии позволили решить проблему загрязнения стоков этиленгликолем.
Под контролем ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» НПП Полихим была выбрана технология физико-химической очистки, позволяющая очищать стоки до нормативов для сброса в водоем рыбохозяйственного назначения. В 2019 году в Пулково прошли тестовые испытания. Для оценки эффективности технологии была создана установка, которая полгода эксплуатировалась в разных режимах и под разными нагрузками. Проанализировав результаты, было решено установить две ступени-связки каталитического окисления на БАО-флотацию для еще большего снижения уровня загрязнения уже на стадии анодного окисления, тем самым снимая нагрузку с конечной связки фильтров, оставляя их ресурс как резерв при залповых или критических загрязнениях.
На сегодняшний день Пулково – один из немногих аэропортов России, где используется уникальная технология удаления этиленгликоля из сточных вод.
«Аэропорт Пулково уделяет большое внимание экологии при внедрении новых технологий. Реализованное нами решение комплексной очистки аэропортовых стоков не имеет аналогов в России и зарубежной практике», – отмечает технический директор компании «Воздушные Ворота Северной Столицы» Юлия Коробова.
В настоящее время экологические требования к промышленным предприятиям в мире (в том числе и в России) становятся все более строгими. Использование современных технологий позволяет существенно снизить уровень загрязнения окружающей среды при эксплуатации аэропортов.
Как происходит очистка воды?
Вода из водоотводной и дренажной системы аэродрома подается насосами на станцию грубой механической очистки с двухвальным измельчителем. Затем вода подается насосами на спиральные сепараторы грубой очистки, а после через разделительную камеру в три резервуара-усреднителя объемом 3900 м3 каждый, оборудованных аэрационной системой. Оттуда вода подается насосами на спиральные сепараторы тонкой очистки, состоящие из трех параллельных линий с нефтеотделительными камерами.
Далее вода направляется на три распределительные камеры, через которые поступает на аэрационные модули пяти блоков доочистки, оборудованные двумя блочномодульными компрессорными станциями с комплексом дозирования реагентов. Прошедшие каркасно-засыпные фильтры сточные воды подаются насосной станцией на установку глубокой очистки и в резервуар-усреднитель предварительно очищенных сточных вод.
Предварительно очищенные воды насосами подаются на установку глубокой очистки в две приемные емкости, соединенные между собой и оборудованные насосом перемешивания, для смешения с коагулянтом. Затем сток последовательно подается на установку блока анодного окисления, состоящего из шести корпусов. Он предназначен для частичного окисления веществ сложного состава, улучшения дальнейшей коагуляции и сорбции. Перед каждым корпусом блока анодного окисления происходит смешение с коагулянтом.
После этого этапа сток поступает через смеситель, где происходит смешение с известью для корректировки pH, откуда группой насосов подается на напорный флотатор, оснащенный системой растворения воздуха. В напорный трубопровод перед флотатором дозируется флокулянт из емкости дозирования. Во флотаторе происходит насыщение сточной воды воздухом под избыточным давлением, с последующим снижением давления до атмосферного.
С флотатора осветленный сток поступает в емкость, где происходит смешение с коагулянтом, откуда подается на вторую установку блока анодного окисления. Она служит для окисления этиленгликоля. Сток проходит идентичную обработку, как и на первой стадии, смешиваясь со щелочью, выдерживается в емкости 150 м3 и подается на флотатор.
Осветленные стоки поступают в емкость, откуда насосами подаются на группу механических фильтров, загруженных цеолитом, а затем на установку ультрафильтрации. Она включает четыре блока, каждый состоит из двадцати двух ультрафильтрационных мембран. Одномоментно один блок находится в режиме ожидания или регенерации, обеспечивая непрерывность процесса фильтрации. Установка оборудована блоком промывки чистой водой и реагентами (щелочь, кислота, гипохлорит натрия). Промывные воды сбрасываются в резервуаршламонакопитель объемом 27000 м3 .
После установки осветленные воды поступают в емкость, откуда сток подается на блок фильтрации. Он состоит из восьми сорбционных фильтров, в которых происходит очистка стока от гликолевой кислоты с помощью модифицированного азотсодержащего угля, и пяти ионообменных фильтров, загруженных смесью смол. Очищенные сточные воды сбрасываются в водный объект – Лиговский канал.