Июньский номер журнала «Окружающая среда Санкт-Петербурга» продолжает серию материалов, выбранных нашей редакцией как темы номера в этом году, рассмотрением природных сред, которые нас окружают. Прошлый номер был посвящен атмосферному воздуху, а в этом мы хотим поговорить о главном и самом важном для человека ресурсе, без которого невозможна жизнь, – о воде! К тому же, Санкт-Петербург и своим рождением во многом обязан именно водной стихии: это и полноводная и судоходная река Нева, и выход в Балтийское море, открывающее торговые пути в любую точку нашей планеты.
Для начала немного истории. С момента основания Санкт-Петербурга в 1703 году водный фонд города претерпел существенные изменения: были созданы или, напротив, перестали существовать десятки водных объектов. Вместе с тем, последняя официальная инвентаризация водного фонда города была выполнена в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века в рамках составления второго «Водного кадастра СССР» и обобщена в многотомном издании «Гидрологическая изученность СССР». Инвентаризация проводилась на основе крупномасштабных карт того времени и содержала в основном сведения о водоемах площадью более 1 км2 и водотоках длиной более 10 км, а также результаты проводившихся на них стационарных и экспедиционных гидрологических исследованиях.
До начала строительства города дельта Невы и прилегающая к ней территория представляла собой болотистую местность, покрытую густым лесом, о чем свидетельствуют записи в переписной книге 1500 года, где приводятся названия деревень: Остров, Островки, Черный остров, Еловый остров. Область по правому берегу Малой Невы у современного Тучкова моста и вдоль реки Ждановки (бывший Болотный проток) в начале XVIII века называлась Мокруши.
В 1705 году примерно 20% площади современного города занимали болота, расположенные в центральной части города, в т. ч. на месте Гостиного двора, Михайловского сада, Технологического института. На территории нынешнего Санкт-Петербурга тогда было значительно больше полноводных и судоходных рек, чем сегодня.
Будущая столица империи начиналась со строительства дорог и осушения территорий (рылись каналы, углублялись и расчищались русла рек и ручьев). По задумке императора Петра Ι Санкт-Петербург должен был стать городом с многочисленными реками и каналами, удобными для плавания судов и передвижения жителей.
Первым был прорыт Крепостной канал на Заячьем острове (засыпан в 1882 году) для снабжения водой гарнизона Петропавловской крепости и для транспортировки строительных материалов. В период с 1706-го по 1725 год были созданы Кронверкский, Лебяжий (русло речки Лебединка) и Красный каналы, Зимняя канавка, соединявшие Неву и Мойку, а также Лиговский, Адмиралтейский и Крюков каналы. Было почти завершено строительство Галерной гавани на Васильевском острове, выполнены работы по углублению Мойки.
В 1719–1720 годах был прорыт первый осушительный канал между Невой и Фонтанкой – Дементьевский. К этому же периоду относится строительство двух наиболее старых водохранилищ России – Охтинского (1716) для водоснабжения Пороховых заводов и Сестрорецкого Разлива (1723) для нужд оружейного завода. В 30-е годы XVIII века был прорыт канал вокруг Аптекарского огорода (ныне Ботанический сад), а также каналы вдоль Менделеевской и Биржевой линий Васильевского острова (засыпаны в 1770-х годах).
Искусственное происхождение имеет вся гидрографическая сеть Кронштадта, которая была сформирована к середине ХVIII века. С 1720-го по 1724 год на о. Котлин при строительстве «дворца князя А.Д. Меншикова» создается Итальянский пруд, который служил местом стоянки кораблей и был продолжением Купеческой гавани. По проекту и указу Петра Ι в 1719–1752-х годах был построен Петровский док, а рядом с ним в 1783 году по указу Екатерины II возведено Кронштадтское Адмиралтейство, по периметру которого построен Обводный канал.
Интересна история каналов на Васильевском острове. Идея Петра I заключалась в том, что остров прорезался искусственными каналами на прямоугольные острова. Основные каналы пересекали остров в длину и должны были служить для прохода морских судов от взморья до восточной стрелки. Сооружение этих каналов началось еще при Петре I по проектам Д. Трезини и Ж.-Б. Леблона, но холодный климат, частые наводнения, отсутствие мостов и переправ приостановили строительство новых каналов. Но и вырытые в годы правления Екатерины II каналы в 1762 году были засыпаны, т. к. от них «бывает одна грязь и происходит дух вредительный здоровью». Однако идея этих каналов воплотилась в линии и проспекты Васильевского острова.
К концу XX века 55 рек, ручьев и каналов были засыпаны или заключены в трубы и около 200 водоемов прекратили свое существование с момента основания Санкт-Петербурга. Общая протяженность утраченной гидрографической сети составила 35 км. Наряду с изменениями гидрографической сети происходило значительное ухудшение экологического состояния водных объектов города, испытывающих возрастающую антропогенную нагрузку.
Сегодня в Санкт-Петербурге существуют 454 водотока общей протяженностью 885,4 км и 615 водоемов суммарной площадью более 30,5 км2 (2,1% территории города). Густота речной сети в целом для территории СанктПетербурга составляет 6,1 м/га. Наибольшее количество водотоков сосредоточено в Курортном и Выборгском районах города. Однако максимальная густота речной сети (19,5 м/га) соответствует Адмиралтейскому району – самому небольшому по площади из районов города, на территории которого находится основное количество средних и малых проток и каналов дельты Невы.
Водоемы в Санкт-Петербурге представлены прудами, обводненными карьерами, озерами, водохранилищами, заливами, бухтами и проливами. Больше всего водоемов находится в больших по площади пригородных районах: Пушкинском, Петродворцовом и Курортном. Максимальный процент значений площади водоемов по отношению к площади районов имеют Кировский и Кронштадтский районы, к территории которых относятся бухты Финского залива, а также Курортный район, где расположен самый крупный внутренний водоем города Сестрорецкий Разлив.
Как и чем живет водная среда Санкт-Петербурга сейчас, мы постарались подробно рассказать на страницах этого номера.