Р.А. Бам, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
В связи с особенностями географического местоположения Санкт-Петербурга, исторически обусловившего активное использование водных объектов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, вопросы рационального использования имеют для города приоритетное значение. Для того чтобы использовать водные объекты, необходимо получить разрешительный документ на водопользование – договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование, в зависимости от цели. Лицо, использующее водный объект на основании разрешительного документа, является водопользователем. Предоставлением всех водных объектов в Санкт-Петербурге в пользование, за исключением внутренних морских вод (Невская губа, Финский залив), занимается Комитет по природопользованию.
Важно отметить, что разрешение на водопользование – это не просто формальный документ. Он вводит лицо, использующее водный объект в правовое поле, налагает на него определенные обязанности, в т. ч. в части контроля учета объема забираемой воды и сбрасываемых сточных вод, качества сточных вод, оценки воздействия осуществляемой деятельности на водный объект.
В связи с этим одним из важнейших направлений нашей работы является противодействие незаконному использованию водных объектов, введение соответствующей деятельности в правовое поле. В настоящее время благодаря комплексу принимаемых мер 98,7% лиц, использующих водные объекты, делают это на законных основаниях, т. е. на основании разрешительных документов на водопользование. И здесь мы подходим к вопросу, кто, как и для чего использует водные объекты города.
К основным целям использования водных объектов в Санкт-Петербурге относятся:
• забор водных ресурсов, в т. ч. для питьевых нужд;
• проведение работ на водном объекте (например, строительство, реконструкция дороги, моста);
• использование водных акваторий для размещения на них различных объектов и сооружений (понтоны, плавучие рестораны, плавучие гостиницы и т. п.);
• сброс сточных вод.
Сброс неочищенных и (или) недостаточно очищенных сточных вод, в т. ч. через прямые выпуски, является одним из основных источников загрязнения водных объектов.
Если говорить о централизованной системе коммунальной канализации, то в городе существуют две такие системы:
• с 70% территории города сточные воды попадают в общесплавную систему канализации;
• 30% территории города имеет раздельную систему канализации (т. е. поверхностный сток собирается отдельно от остальных стоков).
Коммунальные стоки собираются и передаются на мощные очистные сооружения ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». В настоящее время в городе очистку проходит уже 99,8% стоков общесплавной и хозяйственно-бытовой коммунальной канализации.
Помимо коммунальной канализации, 111 организаций также осуществляют сброс сточных вод в водные объекты города.
К водопользователям применяется и успешно реализуется механизм контроля за соблюдением условий водопользования, направленный на стимулирование лиц, использующих водные объекты для сброса сточных вод, устанавливать очистные сооружения и водоизмерительную аппаратуру на них. Соответствующие условия включаются в разрешительные документы на водопользование, а их исполнение находится на жестком контроле.
Нельзя не отметить, что реки и каналы являются без преувеличения лицом Санкт-Петербурга: виды и панорамы города, памятники архитектуры, имеющие мировое значение, лучше всего воспринимаются именно с воды. В связи с этим на акваториях города в навигационный период размещается значительное количество плавучих объектов (понтонов, плавучих причалов), посредством которых осуществляется швартовка туристских судов. Часто на таких плавучих объектах располагаются административные помещения, кассы и кафе. Ежегодно использование водных объектов города в целях использования акваторий осуществляют более 80 организаций-водопользователей. Однако при использовании акваторий города для размещения плавучих объектов существует ряд проблем, которые необходимо озвучить. В Санкт-Петербурге, особенно в центральной части города, функционирование плавучего объекта, как правило, невозможно без использования прилегающего участка набережной (спуска), который приобретается за соответствующую плату в аренду по результатам торгов. Необходимо проработать возможность подключения к сетям инженерного обеспечения (вода, стоки, газ, электричество).
При принятии решения о размещении плавучего объекта должно быть учтено значительное количество факторов. Например, гидрологическая (глубина) и ледовая обстановка, обеспечение безопасности судоходства, наличие охранных зон инженерных сетей, транспортная доступность и инфраструктура. При этом нельзя забывать, что водные объекты – это лицо нашего города, многие панорамы и виды которого находятся под охраной. В связи с этим размещение плавучего объекта не должно нарушать требования законодательства в области охраны объектов культурного наследия (не должно оказывать негативного воздействия на восприятие объектов культурного наследия, панорам и видов Санкт-Петербурга). Именно поэтому в городе, особенно в историческом центре, установлены жесткие ограничения на размещение на акваториях плавучих объектов, в т. ч. по высоте.
Право пользования акваторией водного объекта для размещения плавучего объекта приобретается на основании договора водопользования, заключаемого по результатам аукциона. В итоге размещение плавучего объекта на акватории оказывается отнюдь не таким простым, как это может представляться.
Конечно, нельзя забывать о том, что основным и безальтернативным источником водоснабжения Санкт-Петербурга является Нева. С учетом данного факта, учитывая реализуемые водохозяйственные мероприятия и мощные сооружения водоподготовки ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», все население города обеспечено доброкачественной питьевой водой.
Использование водных объектов города для забора воды из поверхностных водных объектов для различных нужд осуществляют 29 организаций-водопользователей. Среди крупных водозаборщиков, помимо ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», можно выделить теплоэлектроцентрали ПАО «ТГК-1», которые обеспечивают все население города тепловой энергией (в виде пара и горячей воды).
Что касается необходимости внесения платы за пользование водными объектами, необходимо отметить, что плата предусмотрена за забор воды или использование акватории водного объекта. Таким образом, она предусмотрена только в рамках договора водопользования. Плата за пользование водным объектом устанавливается исходя из площади предоставленной акватории водного объекта или объема забираемой воды и соответствующей ставки платы, установленной Правительством Российской Федерации. Плата должна вноситься каждый платежный период (квартал).
Водопользователям, использующим водные объекты для сброса сточных вод, важно помнить, что сбросы загрязняющих веществ в водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду. Организации, использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить соответствующую плату. При этом плату за негативное воздействие на окружающую среду необходимо уплачивать с объектов всех категорий, за исключением объектов IV категории (оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду) при соблюдении определенных условий.
Таким образом, если вы используете только объекты IV категории, вас освобождают от платы за негативное воздействие. Однако если у вас есть еще и объекты других категорий (I, II или III), то платить нужно за все объекты, включая объекты IV категории. Плата за негативное воздействие должна быть внесена не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, и перечисляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. На территории Санкт-Петербурга это Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора.