И.В. Боркин, к.б.н., ведущий научный сотрудник;
Д.В. Богданов, старший научный сотрудник;
И.А. Пожинская, ведущий специалист;
А.С. Шурухин, к.б.н., ведущий научный сотрудник
Санкт-Петербургский филиал ФГБНУ «ВНИРО» (ГосНИОРХ им. Л.С. Берга)
Ихтиофауна восточной части Финского залива сформировалась в послеледниковое время, когда сложился современный облик Балтийского моря. Поэтому здесь можно встретить и представителей тепловодного пресноводного дунайского комплекса (например, некоторые виды карповых), и арктических морских реликтов (четырехрогий бычок).
Видовой состав и структурные характеристики ихтиоцена восточной части Финского залива определяются его неоднородностью в экологическом отношении. С востока на запад существенно различаются такие важные для рыб параметры среды, как соленость воды, кислородный режим в придонных слоях, характер донных отложений, глубины и др. В связи с этим видовой состав рыбного населения также не однороден и изменяется от типично пресноводного в Невской губе и узкой прибрежной зоне, находящейся под влиянием материкового стока, до морского в открытых участках.
Морской комплекс представлен балтийской сельдью или салакой шпротом, треской, бельдюгой и рыбами отряда камбалообразных: тюрбо или большой ромб, балтийская речная камбала, морская камбала.
В список пресноводных рыб входят такие наиболее распространенные виды, как лещ, плотва, уклейка обыкновенная, чехонь, густера, серебряный карась, окунь, ерш, судак, трехиглая колюшка, щука, налим.
Проходные и полупроходные рыбы представлены следующими видами: атлантический лосось, кумжа, европейская ряпушка, сиг обыкновенный, корюшка европейская, сырть или рыбец обыкновенный, а также рыбообразными – речной миногой.
Единственный катадромный вид Балтийского моря – угорь – еще в прошлом веке снизил свою численность и в исследуемом нами районе встречается крайне редко.
Межгодовые колебания основных гидрологических факторов в последние десятилетия обуславливают неустойчивость гидрологического режима восточной части Финского залива, что отражается на формировании рыбных запасов.
Морской комплекс
Сельдь балтийская – салака (Clupea harengus membras). Распространена по всей восточной части Финского залива, за исключением участков с соленостью ниже 2 промилле. Обитая почти повсеместно в восточной части Финского залива, сельдь образует скопления различной плотности в зависимости от ее биологического состояния в разные сезоны года.
В первом полугодии 2023 года наиболее плотные скопления формировались на акватории с глубинами 35–70 м в районах к северу и северо-востоку от острова Мощный, на участках у островов Малый и Большой Тютерс, к востоку от о. Гогланд. Плотность промысловых скоплений составляла 35–80 т/км2 , на отдельных участках 100–120 т/км2 . По мере постепенного прогрева водных масс в весенний период прослеживалась хорошо выраженная тенденция отхода половозрелой рыбы в прибрежные мелководные участки на нерестилища.
Во втором полугодии 2023 года наиболее плотные и устойчивые скопления сельди наблюдались в октябре–декабре в глубоководных участках залива с глубинами 40–80 м, прилегающих к островам Мощный, Большой и Малый Тютерс, Гогланд и в Нарвском заливе. Плотность скоплений в среднем составляла 35–60 т /км2 .
Сельдь восточной части Финского залива относится к рыбам с коротким жизненным циклом. Предельный возраст ее равен 9–10 годам. В настоящее время в промысловых и исследовательских уловах встречаются рыбы, возраст которых не превышает 7–8 лет. В восточной части Финского залива сельдь вступает в промысел в возрасте 0+ в осенний период (ноябрь–декабрь) в качестве прилова при траловом лове. Основу промысловых запасов и уловов составляют рыбы в возрасте 2–4 года.
Возрастной состав популяции определяется относительной величиной отдельных поколений. В первом полугодии 2023 года основу промыслового стада составляли трех- и четырехгодовалые рыбы, их доля в траловых уловах составляла 66,2% от общей численности. В осенний период основу уловов составили двух- и трехлетние рыбы урожайных поколений 2020– 2021 годов, вступивших в промысел.
Линейный и весовой рост сельди в последние годы были достаточно стабильными. Размерно-весовые показатели в старших возрастных группах были на уровне среднемноголетних показателей. Следует отметить снижение индивидуальных навесок в двух младших возрастных группах 0+(1) и 1+(2), что связано с формированием в последние годы высокоурожайных поколений в условиях лимитированной кормовой базы.
Уловы сельди восточной части Финского залива находятся на высоком уровне и в 2023 году составили 9,6 тыс. т, что отражает хорошее состояние запаса.
Шпрот (килька) (Sprattus sprattus balticus (Schneider, 1904). Шпрот (килька балтийская) является более теплолюбивой рыбой, чем балтийская сельдь. Нерест, нагул и формирование промыслового запаса данного вида происходят преимущественно в Балтийском море и западной части Финского залива.
Наиболее плотные и устойчивые скопления шпрот образует в октябре–декабре в глубоководных участках залива с глубинами 40–80 м, прилегающих к островам Мощный, Большой и Малый Тютерс, Гогланд и в Нарвском заливе, наиболее плотные скопления наблюдаются на западе акватории. В октябре–ноябре 2023 года наиболее плотные скопления были отмечены в Нарвском заливе, вокруг о. Большой Тютерс, где доля шпрота в смешанных уловах достигала 95–100%. Производительность лова составляла 0,8–1,8 т за час траления.
В промысловом стаде отмечено семь возрастных групп. Осенью 2023 года основу уловов составляли трех- и четырехлетки длиной 10,4–12,7 см (81%). Доля сеголетков составляла 2,2%. Наиболее многочисленными были рыбы поколения 2021 года (48%) и 2020- го (33%). Основные промыслово-биологические показатели шпрота в Финском заливе в 2023 году были на уровне среднемноголетних показателей. Годовой вылов шпрота в 2023 году составил 1,2 тыс. т, что является максимальным показателем за последние 10 лет и отражает хорошее состояние запаса.
Пресноводный комплекс
Корюшка европейская (Osmerus eperlanus (Linnaeus, 1758)). Корюшка является одним из основных промысловых видов рыб в восточной части Финского залива. Ее нерест, развитие икры и личинок (май–июнь) происходит в опресненной зоне залива в основном в пределах р. Невы, Невской губы, Выборгского залива. Личинки, перешедшие на экзогенное питание, используют планктонное сообщество в районе открытого взморья. После перехода на преимущественно бентосное питание корюшка широко расселяется по всей акватории восточной части залива.
По мере созревания гонад и после полного распаления льда корюшка подходит на нерестилища в прибрежную зону Финского залива и р. Неву. Корюшка начинает подходить в прибрежную зону обычно в третьей декаде апреля. Нижний порог температуры воды, при котором начинается нерестовый ход корюшки, равен 1,0–1,5 о С, а массовый ход – 3–4 о С. Оптимальная температура воды, необходимая для успешного нереста и развития икры корюшки, составляет 6–8 о С.
Весной 2023 года нерестовое стадо корюшки было представлено преимущественно трехгодовиками (51%) поколения 2020 года. Доля рыб старших возрастных групп (5 лет и старше) составила 6,5%. Средние биологические показатели корюшки в 2023 году были несколько выше среднемноголетнего уровня из-за преобладания в улове особей средних возрастных классов (табл. 1).
По результатам расчетов биомасса промыслового запаса корюшки Финского залива в 2023 году увеличилась по сравнению с прошлым годом, но была ниже, чем в 2021 году, когда многочисленность ее популяции была обусловлена урожайным поколением 2019 года. Состояние запаса можно оценивать, как хорошее, т. к. показатели находятся выше среднемноголетнего уровня (рис. 1).
Лещ (Abramis brama (Linnaeus, 1758)). Лещ – многочисленная промысловая рыба. Широко распространен в прибрежной зоне, обитая на участках с глубинами не более 20 м и соленостью воды до 3 промилле.
В 2023 году промысловая часть стада леща была представлена преимущественно особями в возрасте 8–10 лет, на долю которых в улове приходилось 58%. По сравнению с прошлыми годами несколько выросла доля младших возрастных групп (5–7 лет). Доля старших возрастных групп (11 лет и более), определяющих репродукционный потенциал популяции, составляла около 21%.
Средневзвешенные размерно-весовые показатели структуры промысловых уловов леща 2023 года были чуть ниже среднемноголетнего уровня из-за высокой доли младших возрастных групп (табл. 2).
По результатам расчетов биомасса промыслового запаса леща Финского залива в 2023 году была выше среднегодового значения за последнюю четверть века (рис. 2). На этом основании состояние популяции леща Финского залива на 2023 год можно назвать хорошим.
Плотва (Rutilus rutilus (Linnaeus, 1758)). Распространена в большинстве своем в прибрежной зоне вдоль 10-метровой изобаты почти по всему периметру залива, однако наиболее многочисленна в Выборгском заливе, Лужской и Копорской губах и в районе Взморья. Возрастная структура промыслового стада плотвы в 2023 году состояла из 11 возрастных групп от 2 до 12 лет. Основу составляли рыбы 4–6-летнего возраста (74%) с преобладанием пятигодовиков (35%). Доля старших возрастных групп (6 лет и старше) – 33%. В целом, основная часть промысловой нагрузки приходилась на поколения 2017–2019 годов.
Размерно-возрастные показатели плотвы восточной части Финского залива из промысловых уловов в 2023 году соответствовали среднемноголетнему уровню (табл. 3). Состояние запасов плотвы в восточной части Финского залива хорошее.
По результатам расчетов показатели биомассы промыслового и нерестового запаса плотвы на протяжении последних 14 лет превышают среднемноголетний уровень (рис. 3).
Окунь пресноводный (Perca fluviatilis Linnaeus, 1758). Наибольшие концентрации окуня находятся в районе Взморья, Выборгского залива и Лужской губы. Промысловая часть запаса окуня в 2023 году была представлена 11 возрастными группами. Основу промысловых уловов (73% численности) составляли 3–5-годовики. В целом, основная часть промысловой нагрузки в 2023 году приходилась на поколения 2018–2020 годов.
Биологические характеристики окуня восточной части Финского залива в 2023 году были выше среднемноголетнего уровня из-за высокой доли рыб старших возрастов (7–9 лет) (табл. 4).
По результатам расчетов биомасса промыслового запаса окуня в 2023 году находится на среднемноголетнем уровне (рис. 4). Состояние запасов окуня Финского залива в 2023 году можно охарактеризовать как удовлетворительное, т. к. биомасса промыслового и нерестового стада была на уровне среднегодовых значений за последние 29 лет, демонстрируя положительную динамику.
Судак (Sander lucioperca (Linnaeus, 1758)). Основными местами концентраций судака (как преднерестовых, так и осенних скоплений) являлись Взморье и Невская губа, где добывается около 70% всего улова.
В 2023 году промысловая часть популяции была представлена 3-15-годовалыми особями. Основу уловов судака Финского залива в 2023 году составляли возрастные группы 4 (4+) – 6 (6+), на долю которых пришлось 67% улова. Относительное количество самых младших возрастных классов (трех- и четырехгодовиков) по-прежнему велика (28%). Доля особей старших возрастных групп (8 лет и старше) составляет около 11%.
Биологические показатели судака в 2023 году соответствовали среднемноголетнему уровню (табл. 5). Средняя длина рыб составила 40 см, средняя масса – 902 г, средний возраст – 5,3 года.
Численность промыслового стада (рыбы возрастом 3+ и старше) составила 270 тыс. экз., биомасса – 153 т. Состояние запаса можно охарактеризовать как удовлетворительное, т. к. биомасса промыслового и нерестового запасов находится на уровне среднемноголетних показателей.
Ерш пресноводный (Gymnocephalus cernua (Linnaeus, 1758)). Ерш – это массовый мелкочастиковый вид с коротким жизненным циклом, встречающийся во всех районах Финского залива. Промысловая часть популяции ерша в 2023 году состояла из восьми возрастных классов. Основу уловов по численности (46%) составляли трехгодовики.
Размерно-возрастные показатели популяции ерша в уловах в 2023 году были ниже уровня среднемноголетних из-за очень высокой доли в улове двухгодовиков – высокоурожайного поколения 2021 года.
По результатам расчетов биомасса промыслового запаса ерша Финского залива в 2023 году превышает среднегодовое значение за последние 28 лет, что свидетельствует о хорошем состоянии его популяции.
Минога речная (Lampetra fluviatilis (Linnaeus, 1758)) – вид круглоротых, повсеместно встречающийся в акватории Финского залива. Минога относится к моноцикличным видам. Продолжительность жизни миноги составляет в среднем 8 лет (реже – 7).
Основу уловов составляет озимая минога. Основу промысла (более 50%) в 2023 году составляли особи длиной 31–33 см, что соответствовало среднему уровню за последнее десятилетие. После снижения уловов в предыдущие два года в 2023 году вновь наблюдалось повышение уровня добычи миноги и увеличение запасов. Состояние запаса хорошее.
Атлантический лосось (Salmo salar Linnaeus, 1758). Современное состояние запасов атлантического лосося в российской части акватории Финского залива можно охарактеризовать как стабильно невысокое, что связано с низким уровнем его естественного воспроизводства в р. Луге, полным его отсутствием в других реках и относительно невысокой эффективностью работы лососевых заводов.
В 2023 году оценка биологических особенностей нерестовой части невской популяции лосося проведена по выборке из 177 экземпляров, отловленных в реке Невским рыбоводным заводом для целей воспроизводства. Средняя масса производителей лосося, представленных в исследованной выборке, составила 5,2 кг, средняя длина – около 76 см. Необходимо отметить тот факт, что средняя навеска производителей в 2022–2023 годах оказалась примерно на 20% выше по сравнению с аналогичным показателем 2021 года (4,5 кг).
Производители в исследованной выборке из 177 экземпляров были представлены тремя возрастными группами (1+, 2+ и 3+), т. е. рыбами, проведшими в море 1, 2 и 3 года. Основную часть нерестового стада (79%) в уловах 2023 года составляли производители, проведшие в море один год; на долю двух- и трехгодовиков пришлось по 20% и 1%, соответственно.
Завершая статью, отметим, что состояние запасов основных промысловых рыб (сельди, шпрота, корюшки) в Финском заливе находится на высоком уровне в связи с формированием урожайных поколений.
Запасы пресноводных рыб в восточной части Финского залива находятся на высоком уровне и имеют тенденцию к увеличению (лещ, плотва, окунь и ерш).
Запасы судака, после резкого падения в начале 90-х годов ХХ века, в последнее десятилетие стабилизировались.