Наш красивейший город, известный во всем мире, славится еще и своими водными путями, охватывающими его большую часть. Общая длина всех водотоков на территории Санкт-Петербурга достигает 282 км, а их водная поверхность составляет около 7% всей площади города. Река Нева служит основной водной магистралью, впадающей в Невскую губу Финского залива, относящегося к Балтийскому морю. В пределах города насчитывается 94 реки, рукава, протока и канала общей длиной около 300 км, включая 20 искусственных каналов протяженностью более 160 км.
Водные объекты являются жизненно важной частью экосистемы Санкт-Петербурга, поддерживая биологическое разнообразие и служа местом отдыха для жителей и туристов. Сохранение водных объектов является одной из ключевых задач в городской политике. В ее рамках осуществляются мониторинг качества воды, предотвращение загрязнения акваторий и ликвидация последствий аварийных разливов нефтепродуктов. Кроме того, охрана водных объектов тесно связана с другими аспектами жизни города. Петербургская архитектура, городские магистрали и культурные объекты неразрывно связаны с водой, делая город неповторимо прекрасным и формируя его узнаваемый облик. Сохранение и защита этих водных объектов помогают поддерживать привлекательность Санкт-Петербурга как одного из туристских центров России.
Будучи крупным портом и промышленным центром, Санкт-Петербург сталкивается с риском разливов нефтепродуктов на городских акваториях. Разлив нефтепродуктов может произойти, например, в результате аварии на судне или сброса загрязненных вод с судов. Это и предопределяет необходимость существования специализированной службы, которая способна быстро реагировать на такие инциденты и эффективно устранять их последствия.
Одной из таких городских организаций, чья деятельность напрямую связана с сохранением водной среды, является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Аварийно-спасательная служба по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акваториях и выполнению ледокольных работ «Пиларн» (СПб ГКУ «Пиларн»), которое было создано, в т. ч., с целью защиты водных объектов от загрязнения нефтепродуктами. Для этого СПб ГКУ «Пиларн» осуществляет на акваториях города комплекс мер и мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, с целью предотвращения паводков ликвидирует заторы и зажоры, проводит ледокольные и спасательные работы на водных объектах города и внутренних морских водах.
Силы и средства учреждения рассредоточены на опорных пунктах, расположенных на побережьях Невской губы и реки Невы, что позволяет в полной мере использовать их для охраны водных объектов, вести эту работу в круглогодичном и круглосуточном режиме. Для решения поставленных задач в СПб ГКУ «Пиларн» существуют два основных профильных подразделения: профессиональное аварийно-спасательное формирование (ПАСФ) и природоохранный флот.
Задачей ПАСФ является проведение аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов как на суше, так и на акваториях города. ПАСФ включает в себя 23 спасателя и обеспечено 14 единицами специализированной автомобильной техники, аварийно-спасательным оборудованием. ПАСФ «Пиларн» способно самостоятельно ликвидировать аварийный разлив нефтепродуктов массой до 100 т. В среднем за год ПАСФ выполняет более 1000 выездов для предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Задачей природоохранного флота является проведение аварийно-спасательных работ на акватории, устранение заторов и зажоров, проведение ледокольных работ на водных объектах, доставка сил и средств аварийно-спасательного формирования к месту проведения работ по ликвидации нефтеразлива. Аварийно-спасательный буксир-ледокол «Невская Застава», входящий в состав природоохранного флота, круглогодично несет дежурство в режиме аварийно-спасательной готовности. В период ледостава важной задачей ледокола является обеспечение безопасности жизни людей в связи с запретом выхода на лед. Помимо этого, регулярно выполняется мониторинг ледового покрова реки на предмет появления зажорных явлений, выполняются работы по предотвращению подтопления прилегающих к реке территорий в весенний период.
Одной из экологических задач Петербурга является предотвращение затопления прибрежной территории вдоль Невы. Только в рамках предупреждения подтопления прибрежной территории, контроля за состоянием ледового покрова Невы, поддержания фарватера свободным от льда в осенне-зимние периоды с 2015-го по 2023 год осуществлено 285 выходов ледокола на акваторию Невы при общей протяженности пути 10 813 км. Ежегодно при выполнении работ «Невская Застава» в среднем проходит 1500 км.
Природоохранный флот, включающий 16 специализированных судов различного назначения и водоизмещения, в летний навигационный период активно используется для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, работ по предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов. Суда укомплектованы нефтесборным оборудованием, аварийно-спасательным снаряжением, готовы выполнять поставленные перед СПб ГКУ «Пиларн» задачи в полном объеме и любой сложности.
Деятельность СПб ГКУ «Пиларн» охватывает широкий спектр услуг, направленных на профилактику экологической безопасности.
Для этих целей СПб ГКУ «Пиларн» проводит мероприятия по предупреждению загрязнений нефтепродуктами акваторий водных объектов. Учреждением организованы прием и транспортирование к месту утилизации подсланевых вод с судов, курсирующих на Неве и каналах Санкт-Петербурга. Для приема отходов оборудовано несколько пунктов, задействованы специалисты, выделены специализированная техника и оборудование. Подсланевые воды являются отходами, которые образуются в процессе эксплуатации судов различных назначений и относятся к категории опасных. Сбор данного вида отходов – эффективная мера по предупреждению загрязнений водных объектов нефтепродуктами.
С 2015 года судовладельцам и судоходным компаниям оказывается услуга по приему подсланевых вод, ежегодно заключаются более 50 договоров на прием и транспортирование к месту утилизации нефтеотходов, образующихся на судах. Кроме того, с 2019-го по 2023 год СПб ГКУ «Пиларн» было выполнено более 6600 операций по приему подсланевых вод, сдано на утилизацию более 2 700 т нефтеотходов 3-го и 4-го класса опасности.
ПАСФ и природоохранный флот выполняют работы различной сложности, вот несколько показательных примеров:
• В 2015 году ПАСФ «Пиларн» принимал активное участие в ликвидации разливов нефтепродуктов на полигоне «Красный Бор», работы проводились несколько месяцев (с февраля по июнь), в результате чего было собрано более 200 т нефтеводяной смеси. В результате было предотвращено загрязнение прилегающей территории отходами, хранящимися на полигоне.
• В ноябре 2016 года, в связи с ранним ледоставом на Неве, в районе Железнодорожного моста, в непосредственной близости к историческому центру города, в ледовом плену оказался караван из 12 грузовых судов, в т. ч. два нефтеналивных танкера. Чрезвычайная обстановка осложнялась тем, что из-за дрейфа ледового поля обездвиженные суда перемещались к опорам раздвижного моста, создавалась реальная угроза не только судам, но и самому мосту, возникла угроза масштабного разлива нефтепродуктов. Усилия привлеченных буксиров с ледовым классом и мелкосидящих морских ледоколов оказались безрезультатны. Спасательные суда превратили сплоченное ледовое поле в мелкобитую ледяную кашу, в которой любые попытки проводки судов в непосредственной близости от опор моста не имели результата.
В итоге к обездвиженному каравану добавились и обездвиженные спасательные суда. Работая в круглосуточном режиме более 10 суток, ледокол «Невская Застава» успешно вывел все суда в безопасные районы, тем самым предотвратив масштабную экологическую катастрофу.
• В мае 2017 года на акватории Онежского озера сложилась сложная ледовая обстановка, под влиянием ветров часть льда скопилась в устье Вытегры, грузовые и пассажирские суда оказались в ледовом плену и не имели возможности преодолеть ледовое поле. В течение двух недель ледоколом «Невская Застава» производились работы по поддержанию чистого фарватера, выполнена ледовая проводка 127 судов при выходе из Вытегры в Онежское озеро.
• В мае 2020 года был снят с мели «Нефтерудовоз-58». Теплоход находился на мели более суток, создавая риски безопасного прохождения данного участка реки другими судами. Возникла опасность повреждения корпуса судна и, как следствие, загрязнения акватории реки нефтепродуктами. Попытки судовладельца самостоятельно организовать снятие судна с мели оказались безрезультатны. Плотный трафик прохождения данного участка реки другими судами, сильное течение в районе Больших порогов и небольшие глубины еще больше усложняли ситуацию.
Ледокол «Невская Застава» оперативно провел спасательную операцию, снял судно с мели без повреждения корпуса и ущерба окружающей среде.
В 2023–2024 годах силы и средства СПб ГКУ «Пиларн» активно привлекаются к работам по обеспечению экологической безопасности в районе строительства Большого Смоленского моста. Ледокол «Невская Застава», разумеется, включается в работу при любой необходимости. Так, для проведения строительных работ на Неве в зимнее время необходимо содействие специализированных судов. Ледокол формирует майну – большую прорубь, освобождает от льда акваторию, обеспечивает безопасность работ в условиях сильного течения и подвижек льда на реке, которые способны сдвинуть с места даже тяжелую баржу.
СПб ГКУ «Пиларн» – это комплексный подход к эффективному обеспечению экологической безопасности, который включает в себя не только оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, устранение аварийных разливов нефтепродуктов, но и предупреждение загрязнений водных объектов и анализ рисков.