Предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций экологического характера и последствий стихийных бедствий, в т. ч. в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территориях и водных объектах Санкт-Петербурга, – одна из стратегических целей экологической политики города.
Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление и последующее устранение источников загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами, обеспечение оперативной готовности экологических аварийных служб, ликвидацию аварийных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, а также иных неотложных работ, проводимых при возникновении и/или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и направленных на сохранение здоровья людей, минимизацию размера ущерба, нанесенного окружающей среде, а также материальных потерь.
Борьба с разливами нефтепродуктов на акватории водных объектов Санкт-Петербурга особенно важна по ряду причин. Во-первых, река Нева является главным источником водоснабжения города. Во-вторых, доступ к чистой воде является конституционным правом граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, способствующим повышению качества жизни населения. В-третьих, в связи с тем, что Санкт-Петербург является одним из наиболее привлекательных туристских центров, совершенно недопустимо загрязнение акватории водных объектов в историческом центре города, т. к. это может негативно сказаться на имидже города, снизить его туристскую привлекательность. Кроме того, флора и фауна также могут пострадать при авариях, связанных с поступлением нефтепродуктов в водную среду.
Также Санкт-Петербург, и Нева в частности, являются важной транспортной артерией Российской Федерации. Ежегодно через наш город проходят десятки грузовых судов, в т. ч. нефтеналивных. Подавляющее большинство нефтеналивных судов, идущих вверх и вниз по Неве, составляют суда типа «Волго-Нефть» проектов 558 и 530. Эти суда спускаются по Неве, имея на борту около 4 800 т нефтепродуктов, проходят створ Благовещенского моста и направляются к нефтяным терминалам, расположенным в Невской губе, на Большом Кронштадтском рейде и на якорной стоянке 5А. После разгрузки эти суда порожними поднимаются вверх по Неве и далее следуют Волго-Балтийским водным путем до места бункеровки грузовых танков.
Так, за навигацию 2023 года через историческую часть города прошло 4 088 судов, из них 644 танкера и наливные баржи. Максимума перевозка грузов по Неве достигает в летний период, а общее количество перевозимых по реке нефтепродуктов может составлять за навигацию около 5 млн т. Увеличение транспортной нагрузки не может не сопровождаться негативным влиянием на окружающую среду и среду обитания жителей нашего города.
Разлив нефтепродуктов может произойти в пути следования танкера при транспортных происшествиях (столкновения, удары, навалы, посадка на мель) и в местах отстоя при большом скоплении судов на рейдах в ожидании очереди прохода по Неве и под ее мостами. Анализ статистических данных показывает, что наиболее повторяющимися местами аварий являются петербургские мосты, сложный в навигационном отношении район Ивановских порогов, рейд для отстоя судов вблизи Петрокрепости.
Кроме того, на любом судне образуются и скапливаются на дне трюма (под сланями) т. н. подсланевые, или льяльные воды. Они всегда содержат в себе значительное количество нефтепродуктов и многих других загрязняющих веществ, вид которых определяется, в первую очередь, составом грузов, имеющихся на борту. Причиной загрязнения подсланевой воды нефтепродуктами является их протекание через неплотности в соединениях топливных и масляных трубопроводов и арматуры, а также через сальники топливных и масляных насосов. Удалять такую воду за борт категорически запрещается правилами, соблюдение требований которых обязательно для речных и озерных судов. Поэтому осушительные системы судов снабжают специальными емкостями (цистернами) для сбора подсланевых вод. Из этих цистерн загрязненная нефтепродуктами вода передается в береговые или плавучие очистные станции.
Помимо водного транспорта, источниками нефтяных загрязнений являются промышленные предприятия, расположенные в водоохранных зонах реки Невы и ее притоков и имеющие на своих территориях нефтехранилища, нефтепродуктопроводы, крупные склады горюче-смазочных материалов, заправочные станции и др. Нефтепродукты от них попадают в воду вместе со сточными водами. Следует отметить, что незначительные объемы постоянного загрязнения характерны для многих промышленных объектов города.
В связи с этим, в целях обеспечения экологической безопасности в Санкт-Петербурге в рамках городской территориальной подсистемы Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует соответствующая подсистема. При этом система реагирования на нефтеразливы – наиболее значимая ее составляющая. Санкт-Петербург является единственным субъектом Российской Федерации, где задача ликвидации нефтеразливов возложена на правительство субъекта. В городе отработана и действует система связи и взаимодействия со всеми функционально ответственными структурами в случае загрязнения нефтепродуктами территории и акватории.
Для реализации этих задач на базе Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Аварийно-спасательная служба по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акваториях и выполнению ледокольных работ «Пиларн» создана и в круглосуточном режиме функционирует экологическая аварийная служба (далее – ЭкАСл) по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на акватории города.
Степень готовности сил и средств ЭкАСл ГКУ «Пиларн» по ликвидации разливов нефтепродуктов на акватории водных объектов Санкт-Петербурга составляет 30 минут к выходу, 4 часа для локализации аварии, устранение нефтеразлива объемом до 50 т – до 24 часов. Координация и руководство деятельностью указанной ЭкАСл обеспечивается Мобильной экологической дежурной службой Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (МЭДС). Кроме того, через МЭДС осуществляется взаимодействие со службами, входящими в состав городской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также надзорными органами.
По статистике, в среднем поступает порядка 300 сообщений о загрязнении акватории нефтепродуктами в год. В 2023 году силами ЭкАСл ГКУ «Пиларн» было осуществлено 350 выходов на ликвидацию нефтеразливов различного характера, при этом собрано более 79 т нефтеводяной смеси.
В состав сил и средств экологической аварийной службы ГКУ «Пиларн» для ликвидации аварийных ситуаций, связанных с поступлением нефтепродуктов в водную среду, входят нефтесборщики, ледокол «Невская Застава», буксир «Ялта», станция приема загрязненных вод ОС-331, плавбаза НМС-13 (Форт Риф), патрульные катера и специальных катера/катамараны.
На месте загрязнения акватории ЭкАСл «Пиларн» выполняет следующие мероприятия:
• локализация или предотвращение дальнейшего распространения нефтепродуктов по акватории;
• сбор нефтеводяной смеси с акватории и береговой полосы;
• при необходимости производится обработка акватории и береговой полосы сорбентами.
С 2015 года в рамках комплексной работы по предупреждению загрязнения акватории водных объектов Санкт-Петербурга нефтесодержащими водами Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности совместно с ГКУ «Пиларн» была разработана система приема загрязненных вод с судов. ГКУ «Пиларн» ведет прием подсланевых вод с пассажирских судов на городской акватории. Работа системы позволяет добросовестным судовладельцам не сбрасывать сточные воды за борт, а сдавать их на последующее обезвреживание/утилизацию, что значительно сокращает объемы поступающих в водные объекты загрязняющих веществ. Количество операций по приему льяльных вод показывает положительную динамику и в 2023 году составило 1150.
В результате за навигацию 2019 года было принято (и тем самым предотвращен сброс в водные объекты) 672,5 т нефтеводяной смеси, в 2020 году – 286,34 т нефтеводяной смеси, в 2021 году – 605 т нефтеводяной смеси, в 2022 году – 590,9 т нефтеводяной смеси, в 2023 году – 526,15 т нефтеводяной смеси. Кроме того, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности и ЭкАСл ГКУ «Пиларн» ежегодно проводят учения и тренировки по ликвидации нефтеразливов.
Одной из задач государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является привлечение общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривающее в т. ч. участие общественных объединений и других некоммерческих организаций, добровольной пожарной охраны и волонтеров (добровольцев) в мероприятиях по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Так, с 2009 года по решению Комитета по природопользованию было создано Движение экологических волонтеров по оказанию оперативной помощи в ликвидации последствий нефтеразливов.
Наибольший ущерб при разливах нефтепродуктов на акватории наносится окружающей среде при попадании нефтяного пятна на побережье. Поэтому работы по его ликвидации требуют привлечения значительного количества подготовленного персонала. При этом затраты на очистку береговой полосы в десятки раз превышают затраты на борьбу с нефтяным пятном на акватории. Поэтому участие подготовленных добровольцев, экологических волонтеров в ликвидации последствий разливов нефтепродуктов в береговой зоне позволяет сократить ущерб, наносимый окружающей среде в результате загрязнения.
Ежегодно по разработанной Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности программе происходит подготовка экологических волонтеров из состава студентов учебных заведений Санкт-Петербурга, а также общественных организаций, заключивших соглашение о сотрудничестве с Комитетом по природопользованию по взаимодействию в указанном направлении.
Программа подготовки волонтеров включает в себя три этапа. Прежде всего, Комитетом по природопользованию проводится вводное совещание с координаторами учебных заведений, организаций с целью определения планов обучения, места проведения учений, количества обучаемых и т. п. На первом этапе студенты, изъявившие свое желание вступить в ряды экологических волонтеров, прослушивают вводный курс лекций. В них освещаются сведения по основным физико-химическим свойствам нефти и нефтепродуктов, токсичности нефтепродуктов, основным источникам поступления нефтепродуктов в водные объекты Санкт-Петербурга, технологии и средствам для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, статистике аварий, приводится краткий обзор Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для Санкт-Петербурга и т. п.
После изучения теоретических основ будущие волонтеры знакомятся с силами и средствами ЭкАСл ГКУ «Пиларн» и ЭкАСл СПб ГУП «Экострой». Сотрудники экологических аварийных служб демонстрируют работу с оборудованием, знакомят с правилами соблюдения техники безопасности при работе с нефтепродуктами, делятся опытом ликвидации разливов нефтепродуктов, отвечают на все интересующие вопросы.
На заключительном этапе волонтеры используют все полученные знания в полевых условиях, принимая участие в учениях, которые организовывает и координирует Комитет по природопользованию. В 2023 году было обучено 107 человек, а с 2009 года уже подготовлено 1088 волонтеров.
Таким образом, функционирующая в Санкт-Петербурге система предупреждения и ликвидации нефтеразливов позволяет решать широкий спектр возникающих в этой области задач, начиная от предупреждения нефтеразливов и заканчивая экологическим просвещением.