Болота и торфяники Санкт-Петербурга

История, современное состояние и место в градостроительном планировании

Наверное, каждому жителю Санкт-Петербурга известно, что город был основан на сырых болотистых землях; по А.С. Пушкину – «вознесся из топи блат». Не все эти территории были болотами в географическом смысле, т. е. торфяниками, однако в начале XVIII века было, по-видимому, заболочено не менее 40% площади современного Петербурга. Но далеко не все знают, что и в настоящее время на территории Северной столицы насчитывается свыше 170 км2 заболоченных земель (около 12% площади), в т. ч. около трех десятков торфяников, общая площадь которых превышает 76 км2 − свыше 5% площади города (рис. 1).

Рисунок 1. Болота, торфяники, переувлажненные территории Санкт-Петербурга

По мере развития города болота в его черте и в ближайших окрестностях осушались, местами засыпались грунтом, использовались в сельском хозяйстве и под застройку. Так, в целях ведения сельского хозяйства были частично осушены Лахтинское и Усть-Тосненское болота. Жилые районы были построены, в частности, на месте Шуваловского и частично Лахтинского болот; промышленно-логистическая застройка полностью заняла выработанный Глухозерский торфяник и большую часть Обуховского.

Осушение болот проводилось в окрестностях города также с целью увеличения продуктивности лесов и улучшения их рекреационных свойств. Для этого, в частности, были осушены практически все болота западной части Курортного района.

Всего в границах Санкт-Петербурга расположено свыше 36 км2 осушенных в разной степени верховых и переходных торфяников. На них, в зависимости от типа торфяной залежи и степени осушения, формируются преимущественно сосновые и березовые кустарничково-сфагновые, осоково-сфагновые, а иногда и кустарничково-зеленомошные леса (рис. 2).

Рисунок 2. Сосновый лес на осушенном торфянике. Заказник «Озеро Щучье»

В условиях интенсивной рекреационной нагрузки на осушенных торфяниках легко возникают торфяные пожары, они часто наблюдаются, например, в осушенной части Лахтинского болота и в парке Сосновка.

С середины XIX до конца XX века на нынешней территории Санкт-Петербурга велись торфоразработки. Особенно интенсивны они были в период блокады Ленинграда, когда торф оставался основным доступным топливом для городских электростанций. В частности, были полностью выработаны (и позже застроены) Глухозерский и Шуваловский торфяники, почти полностью – Стародеревенский и Обуховский, в значительной степени – Лахтинское болото.

Рисунок 3. Выработанный торфяник в парке Сосновка

Всего было выработано не менее 40 км2 торфяников, однако до настоящего времени сохранилось лишь около 8 км2 ландшафтов торфяных выработок. Наиболее крупные из них – части Лахтинского, Левашовского, Парголовского, Обуховского, Кондакопшинского болот, а также болото в парке Сосновка (рис. 3). Торфоразработки, особенно выработанные карьерным способом, еще более опасны в пожарном отношении, чем осушенные торфяники.

Осушенные неглубокие низинные болота быстро теряют признаки заболоченности (в частности, в них срабатывается торфяной горизонт), поэтому основная их часть не попадает в наше рассмотрение и в табл. 1. Тем не менее, можно обоснованно предположить, что нижние части парков Петергофской дороги и парк Дубки в Сестрорецке расположены на осушенных низинных болотах побережья Финского залива. Кроме того, на месте таких болот создаются намывные территории, в частности для строительства портовых сооружений (последний пример – порт Бронка). Планируются и дальнейшие намывы.

Таблица 1. Болота, торфяники и переувлажненные территории Санкт-Петербурга. Составлено по данным Атласа ООПТ Санкт-Петербурга (2016), актуализированным на 2024 год

В результате на настоящий момент в Санкт-Петербурге осталось примерно 41 км2 болот, избежавших радикальных техногенных воздействий, в т. ч. 14 км2 верховых и 17 км2 переходных болот. Кроме того, на приморской литориновой террасе остались неосушенными примерно 10 км2 низинных болот и заболоченных равнин, крайне ценных для сохранения биоразнообразия (рис. 4).

Рисунок 4. Черноольховая топь на переувлажненной приморской равнине (Стрельнинский берег)

Крупнейшее из сохранившихся болот – Сестрорецкое (14 км2 ) в Курортном районе, включающее верховые (рис. 5) и переходные (рис. 6) участки, а также хорошо выраженный грядово-озерковый комплекс (рис. 7). Природные комплексы болот являются крайне важными элементами экологического каркаса нашего города, они важны для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, гидрологического режима.

Кроме того, болота позволяют увидеть, какой была значительная часть нынешней территории Санкт-Петербурга до основания здесь города и на ранних этапах его развития.

Рисунок 5. Верховой участок Сестрорецкого болота

С другой стороны, сохранившиеся в пределах мегаполиса болота и торфяники являются не просто природными объектами, они «вплетены» в городскую ткань, где каждый участок территории выполняет (или должен выполнять) определенную функцию. В самом общем виде эти функции определяются функциональным зонированием, определяемым Генеральным планом развития города, и территориальным зонированием, установленным разрабатываемыми на основе Генплана Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Отметим, что, хотя в Санкт-Петербурге в конце 2023 года принят новый Генеральный план, действующие ПЗЗ пока соответствуют старому Генплану.

Рисунок 6. Переходный участок Сестрорецкого болота
Рисунок 7. Грядово-озерковый комплекс на Сестрорецком болоте

Кроме того, в границах города расположены 17 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) общей площадью свыше 92 км2 . Согласно законодательству, на ООПТ не действуют градостроительные регламенты ПЗЗ, вместо них применяются режимы особой охраны ООПТ. Среди существующих ООПТ две состоят преимущественно из болотных массивов – это заказники «Сестрорецкое болото» и «Юнтоловский». В них обоих, разумеется, предусмотрено сохранение соответствующих болот. В образованном в 2023 году заказнике «Левашовский» также охраняется достаточно крупное для города Большое Марково болото.

Рассмотрим теперь соотношение сохранившихся болотных массивов и территориальных зон ныне действующих ПЗЗ. В отношении к природным комплексам болот и торфяников эти территориальные зоны можно разделить на следующие типы:

1. Зоны, предусматривающие сохранение природных комплексов, в т. ч. болот. Это одна зона, но обширная – зона городских лесов ТР1. В нее попадает большинство болот города.

2. Зоны, в которых ландшафты выполняют преимущественно рекреационные либо защитные функции: зона зеленых насаждений ТР2, зоны водоохранных и санитарно-защитных зеленых насаждений ТР5-1 / ТР5-2 и зона пляжей и других прибрежных территорий ТР0-1. Попавшие в эти зоны болота и торфяники, по идее, должны быть благоустроены и приспособлены для рекреации (в ТР5-1, ТР5-2 возможна частичная застройка).

3. Все остальные территориальные зоны, реализация функционала которых не может осуществляться на любых болотах и торфяниках, поэтому последние, попав в такие зоны, должны быть полностью ликвидированы. Это зоны жилой, промышленной и деловой застройки, санаторно-курортных учреждений, развития улично-дорожной сети и т. д.

Рисунок 8. Перспективы сохранения болот и торфяников Санкт-Петербурга

Если объединить болота, расположенные на существующих ООПТ и в территориальной зоне ТР1 в одну категорию болот, подлежащих сохранению, а остальные распределить по оставшимся двум типам зон, мы получим следующее распределение (рис. 8).

Видно, что малонарушенные верховые и переходные болота Санкт-Петербурга в целом неплохо защищены (под защитой находится свыше 93% их общей площади). Тревогу вызывает возможная застройка некоторых низинных болот (в основном речь идет о намечаемом намыве между Дубковским и Тарховским мысами). На этих ценных в природоохранном отношении территориях планируется создание новых ООПТ.

Отдельной проблемой является наличие свыше 160 га выработанных торфяников в рекреационных зонах, поскольку непонятно, как именно их можно использовать для рекреации и как предотвратить при этом торфяные пожары. Такие участки есть на Левашовском, Стародеревенском торфяниках, в парке Сосновка и в некоторых других местах.

Источники

Атлас особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга / Отв. ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева, Н.Ю. Нацваладзе. СПб., 2013.

Исаченко, Г.А., Резников А.И. Ландшафты Санкт-Петербурга: эволюция, динамика, разнообразие // БИОСФЕРА. 2014. Том 6, №3. C. 231-249.

Танфильев Г.И. О болотах Санкт-Петербургской губернии. 1899.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс