О градостроительных планах по освоению подземного пространства Санкт-Петербурга

А.А. Павловский, В.И. Шамшурин, СПб ГКУ «Научно-исследовательский и проектный центр Генерального плана Санкт-Петербурга»

Рисунок 1. Материалы по обоснованию Генеральной схемы планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда (ЛенНИИпроект, 1977)

Увеличение численности населения, урбанизация и автомобилизация формируют различные земельные, транспортные, экономические, социальные и экологические проблемы в крупнейших городах мира. В условиях ограниченности территориального ресурса комплексное освоение подземного пространства является одним из наиболее действенных способов решения этих проблем.

Ниже уровня земли могут быть размещены следующие объекты городской инфраструктуры: инженерно-транспортные сооружения; предприятия торговли и общественного питания; административные, зрелищные и спортивные сооружения; предприятия коммунально-бытового обслуживания и связи; объекты складского хозяйства; объекты промышленного назначения и энергетики; сооружения и сети инженерного оборудования [1].

В соответствии с общемировыми тенденциями в Санкт-Петербурге в течение последних 50 лет неоднократно разрабатывались различные отраслевые градостроительные концепции использования подземного пространства, принимались нормативные правовые акты и проводились специализированные конференции.

Важными этапами формирования программы развития подземного пространства в нашем городе являются:

• Генеральная схема планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда (ЛенНИИпроект, 1977) (рис. 1).

• Решение Исполкома Ленсовета от 05.03.1983 №128 «Об использовании подземного пространства Ленинграда».

• Проведение международной конференции «Подземный город: геотехника и архитектура». Россия, Санкт-Петербург: 8–10 сентября 1998 года [2].

• Включение в Генеральный план Санкт-Петербурга, утвержденный Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 №728-99, специализированного подраздела «Освоение подземного пространства Санкт-Петербурга» (раздел 3.3).

Рисунок 2. Планируемые к строительству подземные многофункциональные комплексы в соответствии с Генеральным планом Санкт-Петербурга 2005 года (номера на схеме соответствуют нумерации в тексте)

Следует отметить, что научные градостроительные исследования 1970-х годов, использованные при обосновании Генеральной схемы планировочной организации и использования подземного пространства Ленинграда, достаточно точно спрогнозировали уровень автомобилизации города в первой четверти XXI века.

Предыдущим Генеральным планом Санкт-Петербурга 2005 года планировалось строительство подземных многофункциональных комплексов по следующим адресам (рис. 2):

1. на площади Труда;

2. на площади Восстания;

3. на Сенной площади;

4. на площади у Балтийского вокзала;

5. на площади у Финляндского вокзала;

6. на Манежной площади;

7. в районе Ладожского вокзала;

8. в районе станции метро «Черная речка»;

9. в зоне Апраксина двора;

10. на площади у учреждения культуры «Дворец культуры имени Ленсовета».

Рисунок 3. Существующие и планируемые к размещению станции метрополитена в Санкт-Петербурге согласно действующему Генеральному плану города

В действующем Генеральном плане Санкт-Петербурга большое внимание уделяется вопросам освоения подземного пространства города в части развития метрополитена (рис. 3) и размещения инженерных сетей и сооружений (в т. ч. канализационных тоннельных коллекторов глубокого заложения). Важно отметить, что в настоящее время в период развития глобального потепления задачи освоения подземного пространства пересекаются с задачами по адаптации к изменению климата. Региональным планом адаптации Санкт-Петербурга к изменениям климата, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2023 №25-рп, предусмотрена реализация мероприятия по адаптации функционально-планировочной структуры Санкт-Петербурга к развитию на его территории «городского острова тепла» (повышению температуры приземного воздуха и городских территорий по сравнению с естественным ландшафтом).

Объекты и сооружения инженерно-транспортной инфраструктуры часто выполняются из материалов (асфальта, бетона) с низким альбедо. Эти территории практически непроницаемы для атмосферных осадков и характеризуются высокими коэффициентами поверхностного стока. Данные строительные особенности приводят к тому, что именно эти объекты являются одними из наиболее перегретых участков городских территорий. Размещение их ниже уровня земли будет способствовать общему оздоровлению городской среды (снижению химического и физического загрязнения воздушного бассейна), а также «охлаждению» урбанизированных территорий. Освоение подземного пространства создает возможности для увеличения площадей озелененных и обводненных территорий и повышения уровня обеспеченности городского населения элементами водно-зеленого каркаса.

Источники

1. Руководство по комплексному освоению подземного пространства крупных городов. М., 2004.

2. Труды международной конференции «Подземный город: геотехника и архитектура». Россия, Санкт-Петербург: 8–10 сентября 1998 года.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс