Н.В. Боровкова, канд. искусствоведения, Санкт-Петербургский горный университет
Горный музей – один из старейших естественнонаучных учебных музеев России. Датой его основания принято считать 1 ноября (21 октября) 1773 года – день, когда императрица Екатерина II подписала указ об учреждении на берегах Невы первого в России высшего технического учебного заведения, выпускающего специалистов для горной отрасли.
Начало музею положил Минеральный кабинет «российских и иностранных минеральных и ископаемых тел», созданный для получения студентами практических знаний в разных науках, которые здесь изучали. Летом 1777 года коллекция Минерального кабинета Горного училища была показана королю Швеции Густаву III, который инкогнито посетил Россию под именем графа Готландского. Уезжая, он увез с собой коллекцию русских минералов, а в благодарность за радушный прием распорядился составить и выслать в Россию коллекцию из 202 шведских «руд, солей и камней».
Музей размещался на втором этаже небольшого двухэтажного здания, приобретенного для Горного училища. Но уже к концу XVIII века собрание значительно увеличилось, его показывали высочайшим посетителям и всем интересующимся природными богатствами. В 1787 году было принято решение о строительстве нового корпуса, на втором этаже которого разместился самый нарядный и торжественный зал музея – Колонный.
Большой вклад в формирование коллекций музея – деятельность первых директоров Горного училища: М.Ф. Соймонова, А.А. Нартова, Н.С. Ярцева, П.А. Соймонова и В.С. Попова. В конце XVIII века музей приобрел широкую известность и был описан И.Г. Георги в одном из первых путеводителей по Санкт-Петербургу 1794 года: «Минералы лежат в стеклянных шкафах и приведены в систематический порядок господином обер-бергмейстером и кавалером Ренованцем. От разных минералов имеются знатные собрания, между коими собрание кобальтов преимущественное есть. К единственным достопамятностям принадлежит кусок капельниковатого малахита из Уральских гор, имеющий весу 3896 российских фунтов; пустый орлик, покрытый на внутренней поверхности капельниковатым кровавиком, имеющий около 4000 фунтов весу».
Коллекции Минерального кабинета регулярно прирастали новыми «произведениями природы», главным образом, за счет приобретения крупных геологических и минералогических коллекций. На их приобретение выделялись значительные средства. В 1787 году у академика Э. Лаксмана была приобретена крупная коллекция, состоявшая из более чем 8000 минеральных и геологических объектов.
Увлечение минералами от императрицы Екатерины II передалось ее внуку, который, став императором, получил в подарок от английского минералога Дж. Форстера коллекцию иностранных минералов, помещенную на хранение в личном минеральном кабинете в Эрмитаже. Очевидно, она настолько ему понравилась, что император согласовал покупку более крупной коллекции для Минерального кабинета Горного корпуса за 50000 рублей. В то время это была весьма внушительная сумма, поэтому выплачивать ее должны были «из суммы, поступающей в берг-коллегию от прибавочной стоимости на чугун подати…».
Для пополнения коллекций в 1811 году директор Горного кадетского корпуса А.Ф. Дерябин создал специальную экспедицию по сбору минералогического и геологического материала на Урале и в Сибири. В результате ее деятельности было получено более 50000 единиц разнообразных руд, горных пород и минералов. Часть из них вошла в основное собрание музея, другая легла в основу сырьевого фонда.
В начале XIX века количество учащихся в Горном училище и коллекции его музея значительно увеличились, поэтому возникла необходимость в расширении учебных и выставочных площадей. В этой связи в 1806 году было принято решение о приобретении дополнительного земельного участка с каменным домом, принадлежавшим купцу Е.И. Нейману, и о строительстве нового здания корпуса. Разработка проекта была поручена архитектору А.Н. Воронихину. Сложность возложенной на него задачи состояла в необходимости сохранить существующие постройки XVIII века и одновременно создать единое внутреннее пространство. Таким образом, в начале XIX века каменные дома графа Шереметева, флигель Колонного зала и дом, принадлежавший Нейману, были объединены общим фасадом.
Величественное архитектурное сооружение, созданное Воронихиным, завершило оформление ансамбля набережной Невы на Васильевском острове. Очертания здания, его массивный портик и строгие колонны символизируют образ «тяжести горы и входа в подземное царство Плутона». С двух сторон от центрального портика установлены скульптурные группы «Похищение Прозерпины Плутоном» и «Борьба Геракла с Антеем», на боковых ризалитах слева и справа размещены скульптурные фризы, прославляющие силу и богатства земных недр.
Структура музейного собрания сформировалась к 1830 году. Основу ее составляли естественнонаучные коллекции музея минералов, ископаемых и горных пород, которые насчитывали около 40000 единиц. В отдельном кабинете формировалось уникальное собрание учебных моделей горной и горнозаводской техники. В 1823 году для технического собрания на Императорской екатеринбургской шлифовальной фабрике заказывается одно из первых камнерезных изделий – резная чаша из дендритной ашкульской яшмы. Эта чаша является украшением современной экспозиции Горного музея.
Музей развивался и изменялся на протяжении всей своей истории. Постоянно появлялись новые уникальные экспонаты, происходило перераспределение фондов и коллекций. Его не обделяли своим вниманием представители императорской семьи. В фондах музея хранятся образцы минералов, уникальные коллекции, образцы минералов, самородки, переданные непосредственно по воле русских императоров и их ближайшего окружения. В 1893 году в музей была передана весьма представительная минералогическая коллекция президента Российского минералогического общества Н.М. Лейхтенбергского, внука императора Николая I и сына великого князя М. Лейхтенбергского, который на протяжении четырех лет возглавлял Горный институт.
ХХ вошел тяжелой страницей в историю музея и его коллекций, особенно годы блокады Ленинграда и Великой Отечественной войны. В довоенных экспозициях было представлено 25540 образцов минералов, горных пород, ископаемых, моделей и макетов горной и горнозаводской техники, а также произведений искусства. В первый же месяц в залах музея было повреждено 18 окон. Оставшиеся в городе сотрудники организовали работы по их заделке, в подвалах окна забили досками. Поскольку город постоянно обстреливался, а территория Горного института – особенно сильно, в залах музея были повреждены экспозиционные шкафы и витрины (выбиты стекла).
Научные сотрудники занимались перемещением крупных экспонатов и упаковкой части экспозиционного фонда. Наиболее ценная часть собрания была уложена в 59 ящиков общим весом 4161 кг и 18 июля 1941 года передана для транспортировки в эшелон Государственного Эрмитажа, который отправлялся в Екатеринбург (в то время Свердловск). В числе эвакуированных ценностей были не только образцы драгоценных металлов и камней, но также коллекция холодного оружия, наиболее ценные минералогические образцы и художественные предметы из камня и металла.
Вслед за первой партией предполагалось вывезти и вторую часть груза, специально приготовленную для транспортировки. Как писал в своих воспоминаниях директор музея, образцы минералов тщательно упаковали и уложили ящики, спустив последние в подвальные помещения. Но вернуться за новой партией экспонатов уже было невозможно, поэтому всю войну они так и простояли в подвалах. Наиболее крупные и тяжелые экспонаты, а также те, которые требовали особых условий хранения, вынуждены были оставить непосредственно в залах музея (коллекции отдела истории горной и горнозаводской техники, глыбу уральского малахита весом 1500 кг), минералогические образцы солей и скелеты крупных животных.
Здания Горного института регулярно подвергались обстрелам немецкий орудий. В результате одного из прямых попаданий артиллерийских снарядов крупного калибра сильно пострадал Колонный зал музея: взрывной волной сорвало кровлю, были повреждены стропильные фермы и балки чердачного перекрытия. В самом зале повреждена лепка карниза и часть гипсовых капителей колонн, поддерживавших хоры. Но главное, обрушилась часть подшивки потолка центральной части зала вместе со штукатуркой и частью живописного плафона работы художника Дж.-Б. Скотти.
События Великой Отечественной войны оказались наиболее трагическими за весь период существования Горного музея. Тем не менее, уже к 150-летнему юбилею музея и института в 1948 году залы музея открылись для посетителей, но полное восстановление экспозиций состоялось лишь через 10 лет после окончания Великой Отечественной войны.
Сегодня Горный музей Санкт-Петербургского горного университета – динамично развивающийся учебно-образовательный центр. Его фонды насчитывают более 200 тыс. образцов минералов, горных пород, моделей горной и горнозаводской техники, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Здесь хранятся коллекции, связанные с именами выдающихся ученых России и зарубежных стран, известных государственных деятелей, знаменитых путешественников и исследователей, собранные в разных уголках нашей планеты, и не только (в музее хранится уникальная редкая коллекция метеоритов). Указом Президента Российской Федерации №1112 от 30 июля 1996 года Горный институт (технический университет) включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Его обновленные залы всегда открыты для новых заинтересованных посетителей.
Создать комментарий