На фото: Паровой буксир «Ленводпуть» выходит из Фонтанки в Неву под Прачечным мостом. Труба специальная, на подъемном механизме. Автор съемки: Михель Гофман.1958 г.
С появлением парового судоходства на реках Петербурга потребовалось поддержание необходимых глубин. Различные устройства проблему решали не полностью, русла водоемов быстро заносились грунтом, судовладельцы несли убытки. Для проведения дноуглубительных работ на реках и каналах стали использовать землечерпательные (дноуглубительные) караваны, которые строились как за границей, так и на отечественных предприятиях.
В 1902 году землечерпательный караван состоял из одной или нескольких землечерпательных водных шаланд, машинного инвентаря, запасных частей и буксирного винтового парохода. С помощью таких караванов при Петре I очищали заносы во время строительства морского порта, а также осуществляли дноуглубление рек и каналов города. Много позже, в начале XX века в городском управлении Петербурга не было компетентных органов, ответственных за содержание и улучшение состояния рек и каналов, и водоемы города находились в запущенном состоянии. Рабочих приходилось обучать перед каждым заданием, а земснаряды брать в аренду у частных владельцев. В городскую управу поступало большое количество жалоб от судовладельцев относительно качества проведения дноуглубительных работ города.
7 сентября 1912 года на заседании комиссии «О реорганизации дела об эксплуатации городского землечерпательного каравана» было принято решение создать Контору землечерпательного каравана. Был назначен заведующий, утверждены проект общих положений и инструкция для заведующего конторой. Также был составлен акт о служащих на постоянной основе с указанием жалования. В конторе числились заведующий караваном, помощник, рабочие (багермейстер, кочегар, помощник, матросы), оснащена она была тремя машинами.
1918–1941 годы
15 марта 1918 года был образован Комиссариат городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны, не имевший собственного аппарата управления. Позже городская управа была упразднена, а комиссариат городского хозяйства Петроградской трудовой коммуны преобразован в Комиссариат городских хозяйств, который фактически являлся органом управления коммунальным хозяйством Петрограда. 1 сентября 1918 года при комиссариате был сформирован Водный отдел управления по очистке. Водный отдел состоял из следующих подотделов: водного транспорта, землечерпательного каравана, судоходного надзора, по производству песочных операций, механического завода. Землечерпательный караван являлся основным подотделом. Служащих насчитывалось 41 человек, рабочих – около 250. Основная деятельность подотдела заключалась в очистке рек и каналов, а также мостов Петрограда. Очищали водоемы города в основном от затонувших плавсредств.
В 1920 году на базе национализированного имущества флота, принадлежавшего ранее Петроградской городской управе и частным лицам, было сформировано Водно-техническое управление, которому передали суда для перевозки песка. Основная деятельность учреждения заключалась в продаже песка, буксировке судов, исполнении частных заказов в ремонтных мастерских.
Одновременно с организацией управления были национализированы частные мастерские, вошедшие в судоремонтную базу и Водно-техническое управление. В 1922 году образовано Отделение городских водных путей подотдела благоустройства отдела коммунального хозяйства Петрогубисполкома РК и КД. Согласно бухгалтерскому отчету Треста ленинградских водных путей «Ленводпуть» за 1926–1927 годы для осуществления задач имелось 119 единиц эксплуатируемой техники: землечерпательные машины, элеватор, буксирные пароходы, пассажирские пароходы, моторные катера, шаланды, каюки, баркасы, лодки, понтоны, плашкоуты.
Ленинградский коммунальный Трест городских водных путей был образован 9 ноября 1930 года. Трест обеспечивал судоходство и следил за санитарным состоянием водных путей, находящихся в ведении Ленгорсовета; занимался перевозкой и буксировкой грузов по рекам и каналам города; осуществлял добычу, доставку и реализацию морского и речного песка; выполнял углубление и очистку рек и каналов; производил крановые и водолазные работы. На основании постановления пленума Ленсовета от 13 декабря 1931 года трест перешел в ведение Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся и в довоенное время являлся одним из ведущих предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В 1932 году Отделение городских водных путей было реорганизовано в Трест ленинградских водных путей – «Ленводпуть» Автотранспортного управления Ленсовета РК и КД. В 30-е годы плановый отдел треста разрабатывал проект развития организации на ближайшую пятилетку. Важнейшей задачей являлось увеличение пассажирских и грузовых перевозок, включая водные перевозки внутригородских грузов и добычу морского песка. Запланировали отвести участки для переработки и хранения морского песка. Повышение удельного веса грузоперевозок по внутригородским водным путям должно было разгрузить уличные магистрали от грузового движения.
Предполагалось улучшить ситуацию со спуском хозяйственных, промышленных, канализационных вод, укреплением берегов, свалки снега и мусора в реки, так как это приводило водные пути в антисанитарное и несудоходное состояние. В довоенное время Трест «Ленводпуть» организовывал водный транспорт для пассажирских перевозок, перевозил и буксировал грузы, добывал и транспортировал морской песок, организовывал работы по подъему судов, выполнял водолазные работы. Кроме этого трест ремонтировал собственные суда и выполнял заказы на ремонт судов других организаций.
В мае 1938 года Трест «Ленводпуть» вышел из системы Автотранспортного управления и был передан в непосредственное подчинение Президиуму Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся. Согласно докладу управляющего Трестом «Ленводпуть» о хозяйственной деятельности за 1939 год, основным видом деятельности треста и судоремонтного завода было производство работ по ремонту флота и подготовка флота к навигации.
Деятельность Треста «Ленводпуть» во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов
В период Великой Отечественной войны Трест «Ленводпуть» не прекращал выполнять повседневные задачи. Рабочие «Ленводпути» продолжали добывать песок под обстрелами фашистов: его использовали при защите Ленинграда для борьбы с немецкими зажигательными бомбами. Рабочие треста участвовали в постройке защитных сооружений для монументов города. Также суда треста осуществляли транспортировку средств защиты, в том числе песка, для памятника «Медный всадник» на площади Декабристов и для памятника Николаю I на площади Воровского (Исаакиевская площадь).
После мобилизации в ряды Красной армии в 1941 году и тяжелой блокадной зимы из 1104 работников треста осталось всего 98 человек. Несмотря на большие сложности, силами работников предприятия в навигацию 1942 года был произведен подъем 23 затонувших на реках и каналах Ленинграда судов, отремонтировано и введено в эксплуатацию 47 судов, перевезено 67 200 т грузов военных организаций, промышленности и коммунального хозяйства города. С начала войны произведена санитарная расчистка рек и каналов – вывезено 65 000 т грунта. Также был отремонтирован судоремонтный завод треста. На заводе введен в эксплуатацию разрушенный водопровод и восстановлено пострадавшее оборудование цехов.
За два первых года войны рабочие треста построили 70 огневых оборонительных точек, как на территории предприятия, так и в городе. В 1942 году силами работников отремонтированы водопроводная и канализационная сеть в восьми домах Приморского района Ленинграда. Произведена санитарная очистка внутригородских водных путей рек Фонтанка, Мойка, Карповка, а также каналов Грибоедова, Крюкова и Обводного. В 1943–1944 годах многие сотрудники Треста «Ленводпуть» за свой самоотверженный труд были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
В феврале 1945 года в управление треста вернули шаланды, мобилизованные в состав Краснознаменного Балтийского флота. Трест «Ленводпуть» нуждался в плавучих средствах, чтобы осуществлять перевозки строительных материалов для восстановления Ленинграда и его промышленности. В конце 1945 года трест получил трофейный флот в количестве 26 единиц: моторные катера, буксирные пароходы, сухогрузные шаланды, землесос, песочницы, рефулер. Флот находился в неработоспособном состоянии.
1946–1963 годы
Распоряжением заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров СССР А.Н. Косыгина от 26.02.1946 года Ленгорисполкому разрешено реорганизовать Трест «Ленводпуть» в хозрасчетное Управление ленинградских водных путей. При управлении организовали четыре эксплуатационно-производственных предприятия: судоремонтно-судостроительный завод, технический участок, морская пристань, внутригородская пристань. Предприятия выполняли важнейшие для города функции: обеспечение судоходного и санитарного состояния водных путей, организация пассажирских и грузовых перевозок, буксировка судов и плотов по рекам и каналам, добыча морского и речного песка, транспортировка, выгрузка и его реализация, производство крановых и водолазных работ, ремонт своего и стороннего флота, углубление и очистка рек и каналов. В дальнейшем указанные обязанности управления «Ленводпуть» изменились.
В 1962 году в ведение Управления «Ленводпуть» переданы Специализированный автомобильный трест и районные конторы по очистке города. Решение было принято с целью обеспечения лучшей координации работ по уборке городской и районных территорий. В феврале Управление «Ленводпуть» было ликвидировано. На его базе создано Управление «Спецтранс» Ленгорисполкома (Ленинградское специализированное транспортное управление по очистке городских территорий и водных протоков «Спецтранс»). Управление «Спецтранс» организовывало механизированную и ручную очистку городских территорий (улиц, площадей и прочих проездов), а также очистку водных протоков, перевозило грузы, осуществляло очистку домовладений города, проводило работы по обеззараживанию бытового и строительного мусора.
1978–2022 годы
В 1978 году организовано производственное бассейновое предприятие гидротехнических работ управления «Спецтранс». В целях коренного улучшения состояния водного бассейна города Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета народных депутатов принял решение создать в составе управления «Спецтранс» Бассейновое объединение водного хозяйства (БО «Ленводхоз») управления «Спецтранс». 1 января 1987 года сформировано БО «Ленводхоз» – специализированный участок по очистке, благоустройству и содержанию водоемов парков-заповедников Ленинграда и его пригородов. Водные объекты Ленинграда и его пригородов находились на учете объединения с целью обеспечения контроля за их правильной эксплуатацией, очисткой и содержанием. Производство строительных, проектных, дноуглубительных взрывных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка подводных инженерных коммуникаций, лесомелиоративные, агротехнические, санитарные и другие мероприятия на водных объектах или береговых водоохранных территориях и водоемах осуществлялись также по согласованию с БО «Ленводхоз».
В 1990 году сформировано арендное бассейновое предприятие «Ленводхоз» согласно решению президиума Василеостровской районной администрации Ленинграда. В 90-е годы предприятие продолжило выполнять возложенные на него городом функции, несмотря на сложное время проведения глобальных реформ в экономике и политической жизни страны. Основные виды работ: очистка водоемов от затонувшей древесины; научные исследования; очистка водного бассейна от донных и иловых отложений, а также берегоочистительные, берегоукрепительные, гидрографические работы, работы по аэрации застойных зон, подводно-технические мероприятия. Предприятие также реализовывало очистку водоохранных зон и оказывало услуги по проведению водолазного обследования.
В 1997 году сформировано Государственное унитарное предприятие по очистке и благоустройству водоемов Санкт-Петербурга «Ленводхоз». Предприятие занималось содержанием водоемов и сооружений в надлежащем состоянии. Крупнейшими проектами в 2000-х годах, реализованными ГУП СПб «Ленводхоз», были освоение побережья р. Большая Охта, а также проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения (ГТС) «Плотина Ржевского гидроузла на реке Большая Охта».
Формирование береговой линии и крепления откосов р. Б. Охта на левом берегу. Автор съемки: И.А. Усанин 2006 г.
В 2018 году предприятие переименовано в Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по очистке и благоустройству водоемов «Ленводхоз», а в 2019 году – в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга «Ленводхоз». Основным видом деятельности учреждения являлось обслуживание гидротехнических сооружений и обеспечение экологической безопасности города. Проводились плановые и капитальные ремонты сооружений, а также очистка водоемов от наплавного мусора и водной растительности. Осуществление комплекса таких работ направлено на поддержание работы ГТС и предотвращение чрезвычайных ситуаций на территории Санкт-Петербурга.
В 2020 году Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция мелиоративных систем и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга» присоединилось к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Дирекция по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга «Ленводхоз». Объединенное учреждение получило название Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция мелиоративных систем, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и охраны окружающей среды Санкт-Петербурга «Ленводхоз».
Основная задача учреждения – сохранять водный баланс территории и обеспечивать экологическую безопасность водных объектов города. В 2022 году в оперативном управлении учреждения находятся 105 гидротехнических сооружений и 16 объектов мелиоративной системы. 39 гидротехнических сооружений являются объектами культурного наследия или расположены на территории объектов культурного наследия.
Для безаварийного пропуска осеннего и весеннего паводков СПБ ГКУ «Ленводхоз» на гидротехнических сооружениях выполняет работы, направленные на предупреждение аварийных ситуаций: осмотр технического состояния сооружений, проверка технического состояния затворов, электрических и ручных талей, смазка всех опорно-ходовых частей подъемных механизмов затворов, очистка верхнего и нижнего бьефов от наплавного мусора и крупногабаритных предметов, сработка водохранилищ. Зимой специалисты очищают конструкции сооружений от снега и наледи, а летом осуществляют кошение водной растительности для обеспечения проточности и предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Государственное управление в области мелиорации земель включает организацию учета и проведение мониторинга мелиоративных каналов и мелиорированных земель, согласование строительства и эксплуатации объектов на мелиорированных землях, а также организацию содержания в исправном состоянии мелиоративных систем.