Знаменитые плотины Санкт-Петербурга

Основные гидротехнические сооружения города осуществляют регулирование водного режима и обеспечивают экологическую безопасность прилегающих территорий. Многие из них построены в XVIII веке и являются объектами культурного значения.

«Плотина Ржевского гидроузла на реке Большая Охта»

В Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на пересечении ул. Коммуны и русла р. Большая Охта можно встретить одно из старейших гидротехнических сооружений (ГТС) нашего города – «Плотина Ржевского гидроузла на реке Большая Охта». Мало кто знает, что история этого сооружения растянулась более чем на триста лет. Плотина является объектом культурного наследия регионального значения и построена в 1715 году для обеспечения бесперебойной работы Пороховых заводов.

В 1828–1830 годы по проекту П.П. Базена и В.П. Лебедева деревянную плотину, прослужившую сотню лет, перестраивают в каменную с чугунными элементами. В 1917 году на Охте был прекращен выпуск пороха. В 1960-х годах потребовалась новая реконструкция плотины. По проекту Ленинградского отделения ГПИ «Водоканалпроект» были увеличены бетонные опоры, расширен мост, создана электрическая система управления сбросом воды.

В 1990-е годы сооружению присваивают статус памятника архитектуры. Однако в начале 2000-х годов плотина пребывает в аварийном состоянии. В 2013 году по заказу Комитета по природопользованию начинается капитальный ремонт плотины Ржевского гидроузла на р. Большая Охта. В 2015 году сооружение полностью преображается – проведены работы по замене всего монолита, а также подъемного оборудования.

Сегодня вы видите современную плотину но каждый желающий может посмотреть и прикоснуться к оставшимся каменным жерновам времен Российской империи, которые аккуратно сложены на берегу ГТС.

ГТС «Плотина Гаусмана»

В Курортном районе расположена ГТС «Плотина Гаусмана», входящая в комплекс гидротехнических сооружений, построенных для нужд Сестрорецкого оружейного завода. В 1721 году по указу императора Петра I началось строительство Сестрорецкого оружейного завода. Вода являлась движущей силой станков завода. К концу 1723 года было завершено строительство завода. В запруде инженером Беером была сооружена деревянная плотина водоспуска для сброса излишней воды по старому руслу р. Сестры. Плотина неоднократно прорывалась, водохранилище опустошалось. В начале XIX века плотина обветшала, и ее заменили каменной плотиной по проекту инженера Франца де Волана. В 1863 году по проекту инженера Гаусмана была сооружена каменная трехпролетная плотина водоспуска. По исторической преемственности до 1985 года плотина Гаусмана находилась в ведении завода имени Воскова. С августа 1988 года она находится на балансе СПб ГКУ «Ленводхоз». Плотина на водосливном канале была и является сегодня главным паводковым водосбросом озера Сестрорецкий Разлив.

В 1984–1987 годах была произведена реконструкция-реставрация ГТС с полной разборкой конструкций и строительством нового сооружения с сохранением прежних форм и габаритов.

ГТС «Дудергофский канал»

ГТС «Дудергофский канал» начинается у пересечения пр. Стачек и пр. Маршала Жукова, проходит слева от Петергофского шоссе, в створе ул. Тамбасова поворачивает под углом 90°, пересекает шоссе и впадает в Финский залив.

Дудергофский канал сооружен в 1970-х годах в ходе благоустройства территории вдоль Петергофского шоссе и Южно-Приморского парка. Канал получил свое название от р. Дудергофка, которая протекает в Красносельском районе через пос. Можайский, Красное Село, Скачки, Горелово, Старо-Паново и Лигово и впадает в Дудергофский канал. Гидротехническое сооружение предназначено для отвода воды рек Новая, Ивановка, Дудергофка от жилой застройки.

ГТС «Дудергофский канал»

Мосты-плотины на каскаде Нижних прудов в Царском Селе

При императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века на ручье с помощью плотин был сооружен каскад из пяти больших Нижних прудов. ГТС включены в перечень объектов культурного наследия федерального значения в 2001 году, а с 2020-го находятся в управлении СПб ГКУ «Ленводхоз».

ГТС «Павловский мост-плотина» возведен между Нижним Четвертым и Нижним Третьим прудами, по нему проходит Садовая ул. в сторону Павловского шоссе, отсюда происходит и название моста. С 1923-го по 1993 год. Садовая ул. была переименована в Комсомольскую. В 1782 году Павловская плотина была повреждена бурным паводком – «упала от дождевой воды», впоследствии отремонтирована. В ходе Великой Отечественной войны была взорвана немецкими войсками при отступлении, вместо нее были построены временные дамба и мост, а в 1951 году – существующая ныне плотина. В 1980 году был выполнен последний капитальный ремонт ГТС.

ГТС «Плотина по Советскому переулку в г. Пушкин» (Пашков мост-плотина) расположена на Большом каскаде между Нижним Четвертым (Иорданским) и Нижним Пятым (Купальным) прудами. В 1953 году проведен первый капитальный ремонт сооружения, а в 1987-м выполнен последний капитальный ремонт.

Плотина представляет собой водоподпорное гидротехническое сооружение. Земляное тело плотины со стороны верхнего и нижнего бьефов укреплено монолитными железобетонными подпорными стенками, связанными между собой бетонным сводом. Для регулирования уровня воды в Четвертом Нижнем (Иорданском) пруду в теле плотины предусмотрены водоспуск и водосливные отверстия, которые можно увидеть с набережной. По гребню плотины устроена проезжая часть и два тротуара, уложенных гранитными плитами. Длина плотины составляет всего 87 м.

ГТС «Плотина по Набережной улице в г. Пушкин» (Фабричный мост-плотина) ограничивает Пятый Нижний пруд. На его берегу стоят здания бывшей фабрики ассигнационных бумаг, устроенной здесь при Екатерине Второй. В подвале здания дома работала мельница, построенная на гребне плотины. Сейчас по верху плотины проходит автомагистраль. В 1957 году был выполнен последний капитальный ремонт сооружения. Согласно архивным чертежам плотину полностью восстановили. В наши дни мосты-плотины поддерживают уровень воды в каскаде прудов, а также являются автомагистралями.

Плотины Ижорского водохранилища

Ижорское водохранилище расположено в черте г. Колпино и образовано подпором р. Ижоры тремя плотинами – одной глухой и двумя водосливными: «Плотина №1», «Плотина №2» и «Плотина № 3».

Плотина № 1 (Главная плотина) изначально образовывала водохранилище и обеспечивала перепад уровней воды до 10 м для работы пильных мельниц князя А.Д. Меншикова. Была сооружена в 1722 году, в ходе эксплуатации неоднократно реконструировалась и перестраивалась.

В 2016 году был произведен капитальный ремонт «Плотины №2», а в 2013 году – капитальный ремонт «Плотины №3».

Основным назначением гидротехнических сооружений Ижорского водохранилища в настоящее время является поддержание уровня воды в водохранилище, обеспечение экологической безопасности р. Ижоры и водных объектов на территории Ижорского завода.

ГТС «Плотина на Нижнем водохранилище на р. Кузьминка» расположено в Колпинском районе и входит в состав каскада плотин на р. Кузьминка. Сооружение образовано во второй половине ХХ века в целях забора воды на орошение соседних земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время водохранилище по назначению не используется и работает в режиме свободного опорожнения. Регулирование расхода воды, поступающей из водохранилища в нижний бьеф, не производится.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс